«Если душа родилась крылатой»
7 марта, в канун первого весеннего праздника, мы отмечаем день рождения Клары Габдрахмановны Тухватуллиной. Не могу понять, как у этой легендарной женщины, столько сделавшей для культуры и искусства республики, нет никаких почетных званий. А она, без преувеличения сказать, из числа выдающихся государственных и общественно-политических деятелей Башкортостана.
Клара Тухватуллина более тридцати лет, буквально с юности, занимала руководящие посты в республике. Первый секретарь обкома комсомола, министр культуры, заведующая отделом культуры обкома партии… Неравнодушие, кипучая деятельная натура, патриотизм, умение держать слово и доводить начатое дело до успешного финала – все это помогло Кларе Габдрахмановне добиться фантастических достижений. По какой бы улице Уфы ни прошел, всюду чувствуешь сияние ауры этой удивительной женщины.
Открытие института искусств, реконструкция театра оперы и балета за счет слияния с соседним зданием Совпрофа, строительство дворца профсоюзов, создание башкирского национального циркового коллектива, воздвижение Дворца культуры «Нефтяник», открытие театра кукол в новом помещении на проспекте Октября, строительство Дома Актера, Уфимского училища искусств, Русского драматического театра, открытие двух залов филармонии, выставочного зала на улице Революционной, масса культурных объектов в районах и городах республики…
Все это появилось не просто ПРИ НЕЙ. А при ее непосредственном участии, горении, нервотрепке… Ездила в командировки в Москву, встречалась с Екатериной Фурцевой, убеждала, доказывала, добивалась. В Алма-Ате нашла проект подходящего дворца культуры, беседовала с архитекторами, строителями, руководителями, согласовывала, подписывала, требовала. В результате появился Дворец на улице Ленина, который ныне называется Государственный концертный зал «Башкортостан».
Воздвигнуто много памятников выдающимся деятелям культуры, науки… Тухватуллина искала контакты, устанавливала добрые отношения со скульпторами
С.Тавасиевым, Л.Кербелем,
М.Аникушиным, М.Бабуриным и другими. Она буквально не выходила из цехов ленинградского завода «Монумент – Скульптура», в коих отливался, например, памятник Салавату Юлаеву, и точно так же «пасла» памятники Владимиру Ленину, Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину, Мажиту Гафури, героям гражданской войны, Шагиту Худайбердину...
Повышенное чувство ответственности и ее личные человеческие качества проявились и здесь. В знак благодарности рабочим Ленинградского завода «Монумент – Скульптура» Клара Габдрахмановна организовала ряд выездных концертов известных артистов Башкирии и Советского Союза, которые проходили прямо в цехах, где создавались памятники. Эти выступления имели исключительный успех. А ария Салавата из одноименной оперы Загира Исмагилова, исполнял которую выдающийся башкирский певец Магафур Хисматуллин, глубоко взволновала рабочих, оставив неизгладимое впечатление.
Несколько лет Клара Габдрахмановна по состоянию здоровья не покидала квартиры, но в ее четырех стенах жизнь по-прежнему кипела, она была в курсе всех событий, ухитрялась помогать людям, решать массу проблем.
Есть интереснейший малоизвестный факт. Клара Габдрахмановна рассказывала, как она в 1961 году, в то время секретарь обкома комсомола, получила задание от первого секретаря обкома партии Зии Нуриевича Нуриева поехать в Ленинград и уговорить Рудольфа Нуреева вернуться в родной город. Она встретилась с танцовщиком – это было примерно за полгода до его знаменитого побега, сулила от имени руководства республики различные блага, решение всех проблем, но… На боевом счету Клары Тухватуллиной это стало единственным невыполненным заданием… Историю сию я услышала от Клары, когда уже лично была хорошо знакома с ней.
В 1970-1980-е годы, в бытность мою редактором многотиражной газеты УАПО, приходилось бывать на различных совещаниях, семинарах, инструктажах… Часто они проходили сухо-деловито, скучновато, честно говоря. Все преображалось, когда их вела или просто выступала Клара Тухватуллина. То в качестве руководителя культурного ведомства, то заведующей отделом пропаганды обкома партии. Никаких бумажек, шпаргалок, а это в ту пору было редкостью. Говорила живо, страстно, убежденно, ей верилось. «Вот это женщина!» – восхищалась я. И внешне она была очень выразительна: высокая, статная, с легкой походкой, словно крылья у нее за спиной. Приблизиться к ней не смела и никогда не думала, что когда-то станем тесно общаться, дружить и что я пойму: крылатая у нее душа.
Через много лет, когда я работала над книгой «Гран-па башкирского балета», главу о нашей великой балерине Гузели Сулеймановой мне помогала делать ее двоюродная сестра Лилия Галина, кандидат экономических наук, профессор, а в общении простая, обаятельная, жизнерадостная женщина. «Гузель Галеевну хорошо знала Клара Габдрахмановна Тухватуллина, - сказала она однажды, - она может написать о ней». И через несколько дней принесла листочки с трогательными воспоминаниями.
В мае 2007 года книга вышла и почти сразу мне позвонила Клара Габдрахмановна. Поделилась впечатлениями, наговорила добрых слов, попросила книгу и пригласила к себе. Оказалось, живет она рядом, на Ленина, буквально через дорогу. Мы подружились с первой встречи, не могли наговориться. Визиты стали частыми и длились практически до последних ее дней. Довольно скоро отбросили в общении наши некраткие отчества. Клару интересовало все о театре, об артистах, многих она хорошо знала и помнила, рассказывала свои истории, связанные с ними. Однажды попросила передать музею театра фотографию, где запечатлен дорогой сердцу Клары Габдрахмановны момент: она среди артистов балета после спектакля «Бахчисарайский фонтан» с участием совсем молодых Фирдаус Нафиковой, Венеры Галимовой, Алика Бикчурина…
Если я задерживалась с визитом, она звонила: «Вы меня забыли!» И я тут же мчалась к ней. Ходила она даже по квартире с трудом – сильно болели ноги, но встречала у открытой двери, всегда с улыбкой, умудрялась накрыть стол к чаю, была радушной, гостеприимной.
…И вот ее не стало. В 2016 году. В конце сентября прошли «Шаляпинские вечера в Уфе», в октябре я приходила с буклетами, программками, подробно рассказывала о фестивале. Но вскоре ее самочувствие ухудшилось, она попала в больницу, а 9 ноября сердце Клары Тухватуллиной остановилось…
Прощание проходило в Башкирском театре оперы и балета. Говорили, как много она сделала для культуры, искусства. И все – в превосходной степени, хватило бы на самые высокие титулы, но у нее не было таковых – даже республиканского масштаба. Хотя это, безусловно, тот случай, когда эпитеты, звания и не нужны, когда имя звучит, говорит само за себя: Клара Тухватуллина.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.
Фото из архива автора.
Вчера, 07:00
(0) Просмотров: 27 Номер: 19(13854) Версия для печати