Заключительный аккорд
Льётся на рампу гаскаровский свет, и “Сердце башкурда” трепещет в ответ!
Итак, I Межрегиональный конкурс башкирского танца 31 октября финишировал Гала-концертом на сцене Конгресс-холла.
Представление открылось прологом, задавшим торжественный, праздничный тон всему вечеру. На экране проплывали необозримые степи, величественные горы, могучие леса, прозрачные, реки, озёра, голубое небо, легчайшие облака... Вот она, родная башкирская земля, щедрая на таланты, творчество и вдохновение! Как не воспеть её в музыке, песнях, стихах, танце! На фоне прекрасных пейзажей, усиленных световыми эффектами, стремительным вихрем пролетали или проплывали в грациозных па все участники фестиваля “Сердце башкурда”: Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова, Фольклорный ансамбль песни и танца “Мирас”, Театр танца Стерлитамакского театрально-концертного объединения, ансамбль танца “Сибай”, ансамбль народного танца “Тангаур” Нефтекамской филармонии, ансамбль народного танца “Уралтау” из Учалов, ансамбли танца Астанинской филармонии “Шалкыма” и Республики Марий Эл, солисты из Калмыкии, Оренбурга, Москвы и Татарстана. Каждый коллектив представил своего рода эпиграф к основным выступлениям...
Зал, наполненный до отказа истинными ценителями танцевального искусства, а в их числе - и гостями, и участниками праздника, приветствовали руководитель проекта Риф Габитов и директор фестиваля (он же директор ансамбля имени Файзи Гаскарова) Филюз Казакбаев. Были вручены дипломы за пропаганду и развитие башкирского танца солистам и коллективам. Дипломами за постановку башкирского танца отмечены художественный руководитель ансамбля танца “Шалкыма” Абдрасул Есекеев и художественный руководитель ансамбля танца “Марий-Эл” Славик Асмаев.
...Всё, что было дальше, можно назвать торжественным парадом башкирского танца. Публика увидела яркие номера в постановке наших хореографов, ставшие нетленной классикой: “Цветущий курай” Хашима Мустаева и “Наш праздник” великого Файзи Адгамовича в исполнении гаскаровцев, “Зов предков” Халила Ишбердина (стерлитамакский Театр танца), “Караван-сарай” Явдата Бикбердина (“Сибай”)...
Были и особые сюрпризы для зрителей. Например, знаменитый “Медный каблук” Рифа Габитова исполнили солисты из разных коллективов - Владимир Бамбарыков (Калмыцкий ансамбль песни и танца “Тюльпан”), Айрат Загидуллин (Государственный ансамбль песни и танца Татарстана), Егор Золотарев (Ансамбль танца “Дискомобиль” Оренбургской филармонии) и Андрей Разин (студент Московского государственного университета культуры и искусства). Каждый пропустил хореографию через сердце, и каждому зрители выразили одобрение горячими аплодисментами. Постановщик позже сказал, что все танцоры сумели передать характер композиции и национальные особенности исполнения.
Свои интерпретации нашей пластики продемонстрировали коллектив “Марий-Эл” и ансамбль “Шалкыма” из Астаны, исполнившие номер “Башкирские просторы” и башкирский женский танец.
Наконец наступил момент, которого я ожидала с особым интересом и даже волнением. Помните, дорогие читатели, в самом первом материале о фестивале “Сердце башкурда” газета рассказывала о мастер-классе, где все участники форума под руководством Гузели Абсаттаровой и Рима Абдульманова разучивали танец “Гульназира”? Эта знаменитая миниатюра - бесценное наследие Файзи Гаскарова. Танец, поставленный хореографом в 1941 году, десятилетиями не выходит из репертуара коллектива. В 1955-м гаскаровцы исполнили его на сцене Большого театра СССР в заключительном концерте Декады башкирской литературы и искусства, покорив московских зрителей мастерством и огненным темпераментом. В год 75-летнего юбилея коллектива “Гульназира” по-прежнему молода и прекрасна. Исполнение этой жемчужины интернациональным составом стало подлинным апофеозом праздника. Вот и осуществилась одна из важных целей проекта “Сердце башкурда”: гаскаровская школа становится всеобщим достоянием, способствует развитию не только национального танца, но танцевального искусства вообще. Что лукавить, в мастерстве и артистизме гаскаровцев превзойти непросто, но, как известно, совершенствоваться можно бесконечно. А это делать легче, если есть идеал, к которому стремишься.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: фрагменты заключительного дня фестиваля.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
5-11-2014 (0) Просмотров: 2 090 Номер: 212(12610) Версия для печати