$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Очередное покорение Сибири Русским театром

Как нас позвал Тобольск, а с ним и Пётр Павлович...

Часть первая, эмоционально-ознакомительная


Как нас позвал Тобольск, а с ним и Пётр Павлович...

...Ночью долго лаяла собака. Она что-то там караулила на служебном дворе гостиницы “Тобольск”, какие-то складские помещения. И бедолагу, дабы она не убежала, посадили на цепь. Мне всё не удавалось заснуть, и, слушая, как мохнатая, натявкавшись, переходит на жалобное подвывание, я ворочалась на новом месте, почему-то думая ...о декабристах.

Впрочем, что же тут странного? Ведь отправляясь сюда, в Тобольск, фактически напросившись в поездку с Государственным академическим русским драматическим театром Республики Башкортостан, что для меня в принципе не характерно, я знала: в этой земле покоится прах семерых из пятнадцати некогда расселенных в Сибирь после царской амнистии декабристов. Это была самая большая декабристская колония на поселении! И главное - именно здесь, на Завальном кладбище Тобольска (за валом), похоронен мой любимый Кюхля, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, поклониться могиле которого наказала мне Тамара Петровна Абросимова, друг “Вечерки”, театровед и культуролог, ныне знакомящая студентов театрального факультета УГИИ с великой русской литературой...
Так вот о собаке, поутру оказавшейся молодой смешливой псиной, умеющей улыбаться сквозь черные кудряшки, вьющиеся по всей ее физиономии; а точнее - о ее ночном лае. Считая часы, оставшиеся до рассвета, я пыталась представить, как уже перенесшие тяжести тюремного заключения, каторжных работ и ссылки декабристы, приехав в крохотный городок (почти местечко) на Иртыше, слушали во тьме и перекличку, и одиночный брёх таких же вот “дворян”-сторожей, тоскуя по “большой земле”. Возможно, все было совсем не так, но меня продолжала мучить, наполняя сердце печалью, именно эта мысль, а перед глазами все еще стояли увиденные днем покрытые морозной сединой надгробия, на которых с самого краю лежали пластиковые веточки с красными цветочками... Под этими плитами и железами спят вечным сном Александр Петрович Барятинский, Фердинанд Богданович Вольф, Семен Григорьевич Краснокутский, Александр Михайлович Муравьев, Степан Михайлович Семенов, Флегонт Миронович Башмаков и Вильгельм Карлович Кюхельбекер, особо помянуть которого попросила я востроглазую бабку, сунув ей в руку две шуршащие новьем синенькие бумажки. Понимала, конечно, что старушонка здесь не просто так торчит и это для нее, простите, своего рода “бизнес”... Но та уверила меня, что за Вильгельма Карловича поклоны класть ей не привыкать. На том и порешили.
...А встретил нас дивный и отныне любимый мною (да и всеми полпредами ГАРДТ) город солнышком, накануне приняв в свои объятия уфимский “десант”, высадившийся на железнодорожном вокзале и сразу же кинувшийся прицениваться к клюкве, бруснике и голубике, пересыпанных в расставленные по прилавкам прозрачные емкости от бутилированной воды, к кедровым орехам - в скорлупках и без, а также к копченому либо соленому омулю, от одного взгляда на “тушки” которого в груди начиналось учащенное сердцебиение, а рот наполнялся сладкой слюной непроизвольно.
“В автобус, программа насыщенная - надо все успеть!” - тянула нас от этого изобилия встречающая участников Всероссийского театрального фестиваля одной сказки Надежда Хрипачева, фактически два тобольских дня сопровождавшая посланцев столицы Башкортостана в передвижениях по городу и переездах от гостиницы к театру - Тобольскому драматическому театру имени Петра Павловича Ершова. В нем наш гид имеет честь работать актрисой, а мы на следующий день должны были явить фестивальному братству и публике спектакль “Конек-Горбунок”, поставленный режиссером Евгением Зиминым (он же и автор инсценировки) по знаменитой ершовской сказке. Ради чего, собственно, мы сюда и приехали, ведь это произведение - своего рода конёк Тобольска. Так что в каком-то смысле ГАРДТ оседлал любимого этой землей и ее людьми, коих называют тоболяками (ударение, пожалуйста, ставьте на букву “а”!) “Конька”. Да еще в год двухсотлетия со дня рождения Петра Павловича, который, не будем скрывать, поманил нас настойчиво в свои родные пенаты, пообещав множество открытий чудных... И в их числе - потрясающий по красоте и величию Тобольский кремль, творцом коего был архитектор, картограф и просто уникальная личность Семён Ульянович Ремезов. Исторический фильм о нем, называющийся “Взгляд Бога” и снятый телекомпанией “Тюмень-регион”, увидела я в рамках Всероссийского фестиваля теле- и радиопроектов “Голос Евразии”, проходившего в Уфе, и поставила себе цель побывать в тех местах. Вот почему я попросила Русский академический театр взять меня с собой, и спасибо ему огромное за то, что отказано мне не было. Но, отправляясь в Сибирь, автор сих строк даже не предполагал, каким дивным окажется наше путешествие... Впрочем, рассказ о нём ждет вас, уважаемые читатели, во второй части материала, которая выйдет в субботу.

Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: Тобольский кремль; как же мы могли обойти своим внимание скульптурный комплекс, посвященный “Коньку-Горбунку”, - вы видите фонтан “Чудо-юдо рыба-кит”; на Завальном кладбище - возле могил декабристов.
Часть фотографий предоставлена актрисой ГАРДТ Айгуль ШАКИРОВОЙ.

Как нас позвал Тобольск, а с ним и Пётр Павлович...

Дата создание новости 19-03-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 300     Номер: 52(12700)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.