Сумеречные бдения
Яблоневый цвет на фоне распахнувшегося неба
Меня поразили удивительная кротость и застенчивость Ентальцевой, тем не менее не помешавшие Ирине Николаевне повести за собой слушателей, откликнувшихся на ее глубокий, очень выразительный, изобилующий точными характеристиками рассказ о тех духовных отцах, кои обрели священство благодаря событиям страшным и для природы человеческой губительным.
Все люди, о чьих судьбах повествовала в Ночь музеев народу, собравшемуся в старом писательском особняке на улице Расулева, методист Уфимской епархии и заведующая библиотекой Крестовоздвиженской церкви, приняли этот путь, дав обет посвятить свою жизнь Богу, на фронте, во время, скажем, ужасающего по количеству жертв сражения под Прохоровкой либо в иных битвах... Совсем тогда еще молодым мужчинам страстно хотелось выжить, и... Вернувшись домой, они, те, кому, собственно, и посвящен один из уголков новой экспозиции в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова, выполнили обещанное Создателю в минуту жизни трудную, со временем став выдающимися служителями Русской православной церкви.
...Нынешнее путешествие в Ночь мы с фотокорреспондентом Лилей Загировой начали с “громады Зубинского дома”, в сторону которого ноги словно сами понесли нас. Недалеко от входа в особняк вздыхала от чувств, переполняющих ее, покрытая почти воздушной бело-розовой пеной яблоня, благоухание нежных “розеток” которой смешивалось с острым запахом озона, разлившимся в воздухе после внезапно оборвавшего свой бег дождя. В “прихожей” хлопотали хозяйки странноприимного дома, встречая вновь прибывших и занимаясь последними приготовлениями к “киносеансу” - в Голубой гостиной уже ждали показа документальных фильмов, посвященных Второй мировой. А мы тем временем поспешили подняться на этаж выше: хотелось в одиночестве, пока к Аксакову не повалил любопытствующий люд, рассмотреть работы Рамиля Гайфуллина и Ольги Фоминковой - художников, представивших живопись и текстиль в рамках экспозиции “Весенний блюз”. (Кстати, официальное открытие состоится сегодня в 17 часов).
И именно тут, на “висячем мостике”, простершемся над деревянной, ведущей к залу лестницей, где в тесноте, но не в обиде устроились несколько витрин с пожелтевшими листами бумаги и фотографиями времен Великой Отечественной, произошло знакомство с Ириной Николаевной, отрекомендовала которую в самых высоких степенях старший научный сотрудник музея Галина Иванова.
Впрочем, сама Галина Олеговна, перехватив нас в тот момент, когда мы раскланивались, прощаясь с авторами “Весеннего блюза”, перевела внимание журналистов “Вечерки” на то, что вызывает не только в ней, но и во всех обитателях Аксаковского имения особые чувства. Ведь взглянуть на войну, 70-летие трудной Победы в коей мы отмечаем в нынешнем мае, здешние специалисты решили сквозь призму жизни отдельно взятых семей - и своих собственных, и тех из завсегдатаев музея, каковые теперь стали почти родственниками не только им, но и Сергею Тимофеевичу...
Фотокарточки военного лихолетья, с которых браво поглядывают в день сегодняшний юные отцы и деды наших сверстников, перепоясанные солдатскими ремнями поверх застиранных гимнастерок; дневнички в четверть тетрадной странички величиной, принадлежащие мальчику, бежавшему вместе с семьей из оккупированной Белоруссии и навсегда осевшему в Уфе; потемневшая, точно копотью пожарищ покрытая боевая “Красная Звезда” из времен начала войны; фронтовые открытки, по полю коих бегут неровные с недостающими от спешки буквами строчки приветов родным... Все эти свидетельства жизни и смерти в суровую для народа годину настолько похожи на домашние архивы каждого из нас, что ты вдруг ощущаешь свое родство со всей страной... И когда после такого открытия человека буквально накрывает текст Ентальцевой, то чувства мгновенно обостряются и за деталью он внезапно видит явление в целом, а за оброненным словом читает исповедь поколения.
Мы уже не помещались на крохотной площадке, поскольку “полуночники”, привлеченные повествованием о судьбах сыновей и дочерей России, поднимались по ступенькам, плотным кольцом окружая рассказчицу. В числе слушателей оказалось много детей. И это было так важно, так вовремя...
...А потом мы обстоятельно и со вкусом пили в “людской” чай, негромко беседуя и еле слышно звякая ложечками о края чашек. Уходить не хотелось, но... Ночь музеев вступала в свои права, и впереди нас ждали новые открытия.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: Ирина Ентальцева беседует с “полуночниками”; та самая яблоня.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
19-05-2015 (0) Просмотров: 1 170 Номер: 95(12743) Версия для печати