К Дню российского кино
Большой экран стал для народа окном в волшебную страну...
Свой самый первый кинофильм уфимцы смогли увидеть в начале прошлого века - 28 сентября 1901 года. Премьеры, связанные с открытием горожанами мира кино, прошли в актовых залах Дворянского собрания на улице Центральной (ныне - Шаляпинский зал Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова) и Большой Сибирской гостиницы на улице Большой Успенской (гарнизонный Дом офицеров)...
Правда, авторы “Истории Уфы” утверждают, что кинематограф в губернском городе появился в 1904 году. Как бы там ни было, а столетие уфимского кино праздновали в 2001-м. Ученые-историки, видимо, правильно оттолкнулись от того факта, что именно 12 сентября 1904 года на улице Бекетовской, 4 (Мустая Карима), открылся первый электротеатр - “Фурор”, который впоследствии несколько раз переименовывался (“Горн”, “2-е Башкино”, в 1936-м получил окончательное название “Салават”). С 1907 по 1915 год небольшой зал пожарной части №3 на улице Центральной (Ленина), вплотную примыкавший к парку Попечительства о народной трезвости (ныне - имени Ивана Якутова), сдавался в аренду под кинотеатр “Муравей”. Доходы от показов фильмов шли на содержание служащих общества и пожарного обоза.
Кино не могло не захватить уфимцев. Поэтому друг за другом в те поры открывались электротеатры - “Юлдуз” (в Ушаковском парке, ныне - парк имени Ленина у Дома Республики), “Искусство” (улица Центральная, 11 - Ленина), “Луч” (улица Большая Успенская, 46 - Коммунистическая), “Вулкан” (Большая Казанская, 4 - Октябрьской революции), “Идеал”, “Мираж”, “Триумф”, “Колибри”, “Экспресс”, “Модерн”, “Электро-Биограф”, “Генеральный Биограф”. В “Справочной книге города Уфы” за 1911 год упоминается, что здесь работало пять электротеатров (“Вулкан”, “Луч”, “Мир”, “Фурор” и “Эффект”). Надо сказать, что в то время все фильмы были немыми. В процессе демонстрации картин восприятию оных зрителям помогал пианист-импровизатор (в “Юлдузе” таким был Г. Зерингер). Ну а в антрактах играл духовой оркестр.
В статистическом сборнике “Народное хозяйство Башкирской АССР за шестьдесят лет (1919-1979)” сообщается, что на территории Уфимской губернии на один миллион населения приходилось около трех киноустановок. Это не верно, так как советская власть занижала (часто умышленно) статистические данные за дореволюционный период. Еще до 1917 года кинотеатры открылись в селе Топорнино (Кушнаренково), уездных городах Бирске (“Вулкан”), Белебее и на Белорецком металлургическом заводе. Об уфимских же киноустановках мы упомянули выше.
До 1919 года вопросами кинопроката государственные учреждения и ведомства не занимались, поскольку все это носило чисто коммерческий характер. Частные предприниматели внедряли в сознание людей то хорошее, что связано с кинематографом, и зарабатывали на этом хорошие деньги. Однако Советская власть была прозорливой и взяла кино в свои крепкие руки, начав диктовать собственные условия в данной области. В общем, монопольно использовала кино для пропаганды социалистической идеологии, воспитания трудящихся масс, учитывая малограмотность и даже безграмотность основной части населения страны. На VIII съезде Российской коммунистической партии большевиков, состоявшемся в марте 1919 года, была принята Программа, в которой кинематограф рассматривался как средство самообразования и саморазвития трудящихся. Обратите внимание: в это время еще продолжалась гражданская война, но РКП(б), уверенная в победе над внешними врагами, уже обозначила свои приоритеты.
В послереволюционный период фильмы демонстрировались не только в городах, но и в селах, деревнях и рабочих поселках. Кино первым несло в массы социалистическую культуру, поскольку в то время еще не было радиовещания, телевидения, народных библиотек и массовой печати. Короче, было сплошное кино!
В августе 19-го вся фото- и кинематографическая торговля, а также промышленность из рук частных предпринимателей перешли в ведение Народного комиссариата по просвещению молодой Советской России. Следовательно, в ноябре того же 1919 года Временный революционный совет Уфимской губернии принял решение о национализации кинотеатров в нашем городе. Также была создана фотокиносекция Уфимского губернского отдела народного образования. В 1912 году, судя по отчету Уфимского губернского экономического совещания Совету Труда и Обороны, в Уфимском уезде было шесть киноустановок на тысячу восемьсот пятьдесят посещений - три самостоятельных и столько же в разных учреждениях. В 1921-м в Уфе прошло четыреста киносеансов с охватом в пятьдесят одну тысячу двести человек. Конечно, у наших читателей эти показатели вызовут улыбку, но таковы были реалии послереволюционного времени. Не забывайте, что население Уфы после революции и гражданской войны уменьшилось до девяноста двух тысяч восьмисот человек (в 1920-м).
Следует подчеркнуть, что жизнь в городе не стояла на месте, кино внедрялось в уфимский быт, проникая в кровь и плоть трудящихся масс. Поэтому в сентябре 1922 года вновь открылся кинотеатр “Горн” (“Салават”), через два месяца - “Акмулла” (бывший “Художественный”), “Чулпан” (“Заря”); в 1923-м распахнул свои двери “Факел”, в 1924-м - “Юлдуз” (“Идель”) в парке Свободы. Помещений хронически не хватало. Поэтому в 1924 году кинопросмотры начались в Доме труда и искусства на улице Ленина (Башкирский государственный театр оперы и балета), в 1925-м - в Доме имени В.И.Ленина (главный корпус нынешнего авиационного колледжа на перекрестке с улицей Революционной).
Башкирский Центральный Исполнительный Комитет своим постановлением от 21 февраля 1923 года возложил на Всебашкирский фотокиноотдел задачи и обязанности Госкино (Государственного фотокинопредприятия) на территории Башкирской республики. Эта организация начала работать на принципах хозрасчета. Но в то же время, выражаясь современным языком, государство сделало госзаказ. То есть было определено количество бесплатных сеансов: ежемесячных - для учащихся общеобразовательных школ (общее количество - до тысячи человек) и еженедельных - для красноармейцев (всего - до тысячи человек). Но по-прежнему демонстрировались в основном немые зарубежные фильмы.
А 12 декабря 1924 года вместо Госкино создается Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество (Совкино). В Уфе соответственно открылось его представительство. В одном из телефонных справочников той поры указывается, что по улице Егора Сазонова, 43 (Коммунистической), находилось кинопредставительство Совкино, а в 1925-м здесь уже размещается кинотеатр данного акционерного общества. Здание сие знакомо всем нам как Дом офицеров.
В конце 1920-х годов кино вовсю стали использовать в своих целях и профсоюзы. К примеру, в резолюции IV Всебашкирского культурного совещания при Башпрофсовете, состоявшегося в июле 1929-го, сказано очень четко: использовать кино как средство приманки рабочего класса на различные собрания. Естественно, культсовещание со своей идеологической точки зрения осудило высокий процент кинохалтуры, фактическое отсутствие детских киносеансов, бессистемность в репертуаре. А еще остракизму подверглись мелкобуржуазные тенденции, которые сводились к примиренчеству с заграничной продукцией низкого пошиба и ее поощрению через широковещательную рекламу.
...Первое звуковое кино в Уфе появилось только в 1932 году - в “Октябре” по улице Ленина. Этого помещения вы уже не найдете, поскольку на месте, где оно находилось, ныне высится гостиница “Агидель”. Тем не менее зрители все еще смотрели только черно-белые фильмы. На цвет СССР перейдет лишь после Второй мировой войны. А пока все основные средства идут на укрепление обороноспособности страны и развитие базовых отраслей промышленности. К слову, в 1935 году на звуковое кино перевели все городские кинотеатры и шесть районных.
...Еще 2 апреля 1933 года секретариат Башкирского обкома ВКП(б), рассмотрев вопрос развития кинофикации в республике, принял обширное постановление. В нем указывалось на то, что убыточность сельской киносети и чрезвычайно низкие показатели обслуживания социалистического сектора в деревне совершенно недопустимы. Кинофикаторов заставляли зарабатывать деньги и покрывать все расходы за счет своих же доходов. Обком партии обязал открыть детские кинотеатры в пяти городах Башкирии, в том числе и в Уфе, что и было успешно выполнено.
Далее, 29 декабря 1933 года на базе Башкино был образован Трест кинофикации Башкирской АССР. Он приобретал фильмы, выпускаемые на республиканский экран, определял репертуарную политику, планомерно распределял копии этих картин по Башкирии, рекламировал новые ленты. А еще осуществлял контроль за техническим состоянием копий после их демонстрации на киноустановках и обеспечивал хранение на фильмобазах. Копии фильмов отправлялись в металлических коробках в города и села БАССР различными видами транспорта - авиационным, железнодорожным, гужевым и речным. Из села в село фильмы в основном перевозились на телегах и санях.
Знаменательно то, что 5 января 1935 года Башкирия широко отмечала пятнадцатилетие советской кинематографии. В тот день прошел слет районных уполномоченных кинофикации, начальников прокатных баз, уполномоченных профсоюзных баз, киномехаников-ударников, проработавших в системе Башкино более десяти лет, а также других работников Башкино и Башкирского отделения “Росснабфильма”. К юбилею кинематографии в Уфе была организована большая выставка с разделами “Советская кинематография за пятнадцать лет”, “Кинофикация в Башкирии”, “Кинопрокат” и “Кинохроника”.
...В первые годы советской власти многие кинотеатры работали в малоприспособленных помещениях, даже в бывших церквях. В 36-м по постановлению Совета Народных Комисаров РСФСР в Уфе решили построить стационарный кинотеатр по проекту Калмыкова. Но из-за распри с Москвой стройку заморозили. У нас ведь без различных перегибов ни одно хорошее дело не начинается... В кинофикации тоже без этого не обошлось. Оказывается, в 1934-1936 годах кинообслуживание населения происходило за счет средств колхозов. Это и породило безответственность киноработников, отказавшихся отвечать за качество показа, и грубо нарушало Устав сельскохозяйственной артели. При билетной же системе зритель мог за свои трудовые деньги потребовать повышения качества кинопоказа и улучшение репертуара.
...Снабжение Башкирии новыми фильмами зависело от Москвы. В 1937 году даже ставился вопрос о необходимости обращения в ЦК ВКП(б) с тем, чтобы Центральный Комитет воздействовал на трест “Росснабфильм”, дабы тот включил Башкирскую АССР в список на первоочередное снабжение кинолентами, наряду с промышленными центрами РСФСР.
А вот еще одна особенность кинофикации довоенного периода. Большинство мусульманского населения республики еще недостаточно хорошо владело русским языком, поэтому на кадры кинопленки в фабричных условиях наносился текст на башкирском языке (субтитры). Эту работу выполняли только в Минске и Москве, хотя то же самое можно было с успехом сделать в Уфе: требовалось лишь производственное помещение и сто тысяч рублей на приобретение технологического оборудования.
Автокинопередвижки из Уфы выезжали в сельские районы для обслуживания отдаленных сел и деревень. Зачастую летом картины демонстрировались под открытым небом, поскольку во многих населенных пунктах не было ни клубов, ни домов культуры.
...Значение имело не только количество кинотеатров, но и их вместимость. Так, например, в предвоенный период в Уфе работали кинотеатры “Яналиф” по улице Ленина, 18 (на шестьсот пятьдесят зрителей), “Салават” (триста), “Рот-Фронт” на Первомайской площади, около завода горного оборудования (сто семьдесят пять), “Идель” в парке Свободы (триста сорок). Еще три кинотеатра вместимостью в триста человек каждый располагались в Старой Уфе, Восточной слободе и Сталинском районе (“Ударник”) в жилом секторе моторного завода (Черниковск). Между прочим, “Ударник” построили в районе сегодняшнего Инорса в 1933 году. Многие уфимцы послевоенного времени знают его с 1956 года как Дворец культуры имени Михаила Ивановича Калинина.
...Перед Великой Отечественной Управление кинофикации при Совете Народных Комиссаров БАССР размещалось по улице Ленина, 24, а его технический отдел - по улице Октябрьской революции, 3А; мастерская кинопроката находилась ниже - по улице Октябрьской революции, 39; Техснаббыткино - по улице Пушкина, 70, ну а Уфимская студия по производству хроникально-документальных фильмов - по улице Ленина, 16 (там ранее размещался кинотеатр “Урал”).
В военное время кинообслуживанию населения уделялось огромное внимание, потому что фильмы о Второй мировой и кинохроника с фронтов поднимали боевой дух и моральное состояние у тружеников тыла, солдат и офицеров, находившихся на излечении в госпиталях. Много киноустановок передали в действующие воинские соединения, на фронт, а также в эвакуационные военно-медицинские госпитали (семьдесят семь из девяносто одной автозвукопередвижки). Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в 1942 году преобразовал студии кинохроники в Воронеже, Саратове, Уфе и Казани в корреспондентские пункты Куйбышевской студии кинохроники. Тем не менее жизнь Башкирской АССР отражалась в киножурналах Куйбышевской студии кинохроники. К примеру, 17 марта 1942-го в одном из сюжетов “Союзкиножурнала” рассказывается об очередной сессии Академии наук Украины, состоявшейся в Уфе; 5 декабря того же года репортаж журнала “Поволжье” посвятили тому, что жители башкирской деревни Сафарово Чишминского района отправили в подарок фронтовикам сто пятьдесят две овчины, триста килограммов шерсти и много теплых вещей. В фильме “Нефть - фронту”, выпущенном студией в 1942-м, повествуется о трудовых подвигах нефтяников, работавших между Волгой и Уралом. В картине также запечатлены женщины, заменившие на нефтяных промыслах ушедших на фронт мужчин. В их числе были передовики производства Ишимбайских нефтяных промыслов Анна Сатонина и Настя Шишкина. В 1943 году в кинохронику вошел также сюжет о том, как трудящиеся Уфы провожали на фронт бронепоезд, изготовленный на их личные трудовые денежные средства.
В 1943-м в Башкирии работало сто девять из ста шестидесяти киноустановок. Из них пятьдесят одна периодически простаивала из-за отсутствия электроэнергии, горючего, фильмов, запасных частей и киномехаников. Кинопоказ в основном сосредоточился тогда в районных центрах и прилегающих к ним сельских советах, где электроэнергия была. В конце войны изготовлением запасных частей к кинотехнике занимались уфимские заводы - №26 (моторный), пишущих машин имени КИМ, горного оборудования, паровозоремонтный, Затон имени Октябрьской революции и исправительно-трудовая колония НКВД №4. Такие принципиально важные заказы, получали предприятия столицы, естественно, только через Госплан БАССР.
...В начале войны республике и в самом деле было не до кино. А вот когда положение советских войск на фронте стабилизировалось, оборонные предприятия набрали мощность, власти начали тщательно заниматься кинопропагандой. Башсовнарком своим постановлением обязал организовать в Уфе с
1 марта 1944 года месячные курсы киномехаников для немых кинопередвижек. Рассказывают, что в годы войны условия в фильмомастерской Башконторы Главкинопроката были плохие: хлеб работницы получали с большим трудом, дополнительное питание им не предусматривалось, в отличие, например, от Чкалова (Оренбург) и Куйбышева (Самара).
А 14 сентября 1943 года бюро Башкирского обкома ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров республики приняли постановление “Об увековечении памяти Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова”. Имя бывшего воспитанника трудовой колонии Уфы присвоили в нашем городе детскому кинотеатру на улице Сталина (Коммунистической). Органы муниципалитета обязали освободить это помещение, которое было занято в связи с устройством населения, эвакуированного из прифронтовых районов СССР, и, по-моему, приспособленное под столовую. Но добиться такого на практике было крайне трудно. Во всяком случае, в начале 1944-го детский кинотеатр еще не работал.
В 1944 году широко отмечалось двадцатипятилетие образования Башкирской АССР. К этой знаменательной дате обком партии заказал фильм-очерк, чтобы показать, каких успехов республика добилась в экономическом, культурном, научном и образовательном плане за четверть века. Такие важные политические вопросы решались лишь на самом высоком уровне. Поэтому заблаговременно, еще 27 декабря 1943 года, секретарь обкома партии по пропаганде и агитации Р.Раимов направил письмо начальнику Комитета кинематографии СССР И.Большакову. В письме он напомнил, что обком КПСС ставил данный вопрос еще в июне, однако таковой в Москве до сих пор не решен. Оказывается, руководство Куйбышевской студии кинохроники уклонялось от непосредственной съемки фильма, поэтому Раимов просил Большакова дать соответствующее указание. Сценарий того фильма утверждался юбилейной правительственной комиссией республики. В съемочную группу входили оператор Александр Сухов и начальник Уфимского корпункта Куйбышевской студии кинохроники Кабир Гайсин (директор фильма). В апреле 1944 года они выезжали на фронт для съемок эпизодов из жизни бойцов и командиров 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, получив разрешение начальника Главного политического управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии А.С. Щербакова.
Рашит АЮПОВ.
27-08-2015 (0) Просмотров: 2 083 Номер: 166(12814) Версия для печати