$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Фестивальные маршруты Русского Академического

На волжских берегах призов достало и "отцам", и "детям"


На волжских берегах призов достало и "отцам", и "детям"

В репертуаре Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан много классики, и в её числе спектакль "Отцы&дети" - современная театральная фантазия по роману Ивана Тургенева, сочиненная режиссером Петром Шерешевским. Кстати, сегодня эта версия тургеневского произведения заявлена в афише ГАРДТ.

Ну и что, скажете вы? Обычный театральный вечер. Но дело все в том, что в сентябре спектакль этот был сыгран на II Межрегиональном фестивале "Волга театральная" в Самаре. И завоевал на нем три весьма солидные награды. И именно в нынешнюю пятницу, 23 октября, они будут вручены победителям.
А мы, как и обещали в корреспонденции, выходившей в "Вечерке" по итогам поездки Русского академического, возвращаемся к разговору об этом театральном форуме.
...Самара встречала нас не просто теплом, а фактически летней жарой. Театральный автобус, управляемый бессменным "рулевым" Рамаем Булатовым, точно волшебный Пегас, совершил некий фантастический скачок... и после уже начавшейся в Башкирии промозглой сырости милость небесной канцелярии показалась всем, кто попал на волжские берега, чудом.
Из окон гостиницы, где предстояло проживать всем участникам фестиваля, открывался чарующий вид - раскинувшаяся вширь водная гладь, роскошная набережная, пляж с мелким белым песком... Признаться честно, все это манило, словно магнит. Тем более что до позднего вечера, когда в Самарском академическом театре драмы нам должны были освободить сцену для монтировки декораций, времени оставалось предостаточно. И кое-кто действительно не удержался и окунулся-таки в воды великой русской реки - впечатление, говорят, невероятное!
Ну а сумевшая побороть искушение часть группы, наскоро приведя себя в порядок после семичасового пути и переодевшись в футболки фестиваля, заботливо приготовленные организаторами, отправилась в театр.
В тот день коллектив Самарского академического подарил публике премьеру - комедию Эдуардо де Филиппо "Человек и джентльмен", поставил которую столь хорошо знакомый уфимцам режиссер Паоло Эмилио Ланди. Конечно, он знал о нашем приезде, но, выйдя на крыльцо служебного входа и обнаружив почти два десятка человек, радостно его приветствовавших, был, прямо скажем, растроган. В битком набитый зал мы попали с большим трудом - самарцы свой театр любят и билеты раскупают задолго до премьеры. И мобильные телефоны во время спектаклей у них не трезвонят - никакой магии и технологий, речь об элементарном уважении к актерам. Благодарную самарскую аудиторию имели возможность оценить, добавлю, все участники феста - на протяжении десяти дней ни на одной из площадок, где шли спектакли, свободных мест не было.
Самара - город абсолютно театральный. Буквально за день до начала нашего форума здесь завершился фестиваль "Радуга", собравший под своими сводами национальные театры кукол России. (К слову, уфимскую "куколку" мы тоже с радостью обнаружили в еще пестревших на улицах афишах!) А несколькими днями позже в СамАРТе, одном из самых ярких молодежных театров страны, шла очередная любопытнейшая Творческая лаборатория под руководством известного театрального критика Олега Лоевского.
Что касается собственно "Волги театральной", то этот Межрегиональный форум проводился во второй раз. Организатором и вдохновителем его является Самарское отделение Союза театральных деятелей России. В нынешнем году фестиваль объединил тринадцать творческих коллективов из двенадцати регионов Поволжья - от Перми до Волгограда. В программе были представлены драматические спектакли и спектакли театров кукол.
О председателе Самарского отделения СТД заслуженном артисте России Владимире Гальченко нужно говорить отдельно. Ежедневно ровно в восемь утра он с обаятельнейшей улыбкой встречал на крыльце гостиницы коллективы, которым предстояло в этот день работать, отправлял их по площадкам, к одиннадцати часам бежал на обсуждение увиденного накануне, вечером приветствовал зрителей и представлял им гостей. Он был в курсе всего - начиная от поисков потерянного в суматохе утюга до встреч представителей министерств и ведомств. Усилиями таких вот "вечных двигателей", как он и директор Самарского Дома Актера Тамара Яковлевна Воробьева, и жива театральная провинция.
...Монтировка шла сложно. Зеркало сцены оказалось меньше нашего, авансцены почти нет - все максимально приближено к зрителю. Высоты подъема штанкетов не хватало - "черный квадрат" никак не хотел уходить наверх. Огромные зеркала еще дома пришлось разрезать надвое - только так их можно было транспортировать без повреждений, и то, как в них будет "играть" отражение, оставалось вопросом... Но мало-помалу все технические составляющие благодаря слаженной работе цехов были приведены в порядок. Одними из первых вышедшие на сцену Александр Федеряев и Владимир Латыпов-Догадов как истинные профессионалы оценили хорошую акустику зала, распределились в новом, "масштабированном" пространстве. Репетиция прошла спокойно. Волновались, конечно, все: кто-то прятал это за браваду, кто-то сосредоточился на работе, с головой уйдя в свои думы. Пожалуй, сложнее всего было Олегу Шумилову. Ему, введенному в этот спектакль на роль Василия Ивановича в условиях репетиционного зала, впервые предстояло выйти в декорации, здесь и сейчас его Базаров-старший должен был обрести свои черты, плоть. Крупные планы снимающей камеры (если вы, дорогие зрители, помните, она в этом спектакле является важным смыслообразующим элементом) предательски выдавали нервно подрагивающие руки. Руслана Бельского и вовсе перед началом спектакля пришлось чуть ли не прятать от весьма настойчивых тележурналистов. Когда же за полчаса до начала за кулисами появился элегантный, в строгом смокинге Гальченко, перехватило дыхание даже у тех, кто, казалось бы, ни на что уже повлиять не мог.
В торжественную минуту честь открыть фестиваль разделили заместитель художественного руководителя нашего ГАРДТ Елена Кондояниди и председатель жюри театральный критик Наталья Старосельская.
Что сказать о самом спектакле? Поначалу казалось, что он мучительно долго набирает обороты. Но от сцены к сцене нарастал темпоритм, усиливалось напряжение, а к финалу первого акта зритель был захвачен полностью.
По-честному, на хорошем внутреннем нерве отработали все! В финале аншлаговый зал аплодировал стоя, долго и бурно - искушенная самарская публика приняла уфимскую версию тургеневских "Отцов и детей". На сцену вынесли огромную корзину, полную трогательных букетов: меж разноцветных веточек хризантем краснели небольшие осенние яблоки. И это было очень красиво и исполнено душевного тепла.
Букеты эти все мужчины, преклонив колено, уже за кулисами преподнесли Светлане Семеновне Акимовой, которая накануне отметила прекрасный юбилей. За ее здоровье подняли и по бокалу шампанского.
А на следующий день в уютном зале Дома Актера проходило обсуждение спектакля. В состав жюри фестиваля входили известные театральные критики Сергей Коробков (профессор РГГУ, лауреат Государственной премии РФ и премии имени Сергея Дягилева), Майя Романова (ее голос вы можете слышать на волнах "Радио России"), которые познакомились с Русским академическим из столицы Башкортостана впервые, а также Наталья Старосельская (возглавляющая редакции журналов "Страстной бульвар" и "Иные берега"), Ирина Мягкова (кавалер французского ордена "Золотая Академическая пальмовая ветвь") и Любовь Лебедина (редактор отдела культуры газеты "Трибуна"), уже видевшие наши спектакли ранее.
"Высокий суд" довольно сурово отнесся к идее осовременивания классики. Во многом не приняв режиссерскую концепцию Петра Шерешевского, критики говорили об актерских работах. Отмечали Евгения Базарова - Руслана Бельского, точно выбранного на столь непростую роль. Этот Базаров - человек дела, потому так важна, с такой болью звучит его фраза о ланцете уездного лекаря, того самого, у которого по роковой случайности не оказалось адского камня. Но умения Базарова здесь оказываются абсолютно невостребованными. Говорили о хрупкости и внутренней силе Фенечки Юлии Тоненко. Но более всего - о Базарове-старшем Олега Шумилова, искреннем, точном, убедительном. В подробном и долгом профессиональном разговоре коснулись каждого - принципиально отвергли сцену близости Базарова и Одинцовой, но не могли не отметить небезынтересную работу Анны Бурмистровой. Да и живая сцена Кати и Аркадия - Ирины Ибрагимовой и Артема Аглиулина - дала повод для размышлений. Так что затянувшийся почти на два с половиной часа разговор был весьма и весьма полезен.
Верность классике, ее актуальность, средства ее воплощения в современном театре - затронутые на обсуждении нашего спектакля темы красной нитью проходили через все фестивальные дискуссии. Равно как и проблема конфликтов отцов и детей - будь то "Банкрот" по пьесе Александра Островского Волгоградского молодежного театра или "Дом Бернарды Альбы" Федерико Гарсиа Лорки в постановке Нижегородского театра "Комедiя", шекспировские "Ромео и Джульетта" Альметьевского татарского театра или "Поминальная молитва" Григория Горина, показанная Русским театром Республики Мордовия.
Афиша "Волги театральной" была насыщенной настолько, что порой приходилось делать мучительный выбор между спектаклями, идущими в параллель на разных площадках. Впечатлений накопилось достаточно. Но не было ни дня, чтобы кто-то из участников форума или просто зрителей, разглядевших на моем бейдже слово "Уфа", не подходил и не делился своими мыслями о нашей постановке - воодушевленно вспоминали "красных собак" Вячеслава Виноградова и Андрея Поведского, не соглашались во многом с жюри (все обсуждения шли в открытом режиме, так что на них мог присутствовать любой желающий). Перед одним из спектаклей Владимир Гальченко передал листок с интернет-отзывами, заставив сейчас же прочесть написанное: "Срочно переезжаем в Уфу, где есть такой театр!". Может быть, на публику полагаться нужно и не всегда, но, возможно, не в данном случае...
Пожалуй, Владимир Александрович более всех "болел" за наш спектакль, а потому перед самым закрытием фестиваля (информация о победителях держалась членами жюри в строжайшей тайне!) не смог больше молчать и шепотом буквально потребовал, чтобы я нашла крепкую сумку: "Призы-то тяжелые, а у вас не один! Да и победы на фестивале - дело нелегкое", - добавил он и хитро улыбнулся.
Победителями в номинации "Лучшие молодые артисты" были признаны наши Руслан Бельский и Юлия Тоненко (а наряду с ними еще трое актеров из Альметьевска и Самары). "Лучшей мужской ролью второго плана" жюри признало работу заслуженного артиста Республики Башкортостан Олега Шумилова.
Что же касается, Гран-при фестиваля "Волга театральная", то достался он весьма заслуженно спектаклю "Господа Головлевы", поставленному Пермским театром юного зрителя по роману Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Сложно передать, как смущается (кажется, и по сей день) Олег Александрович, испытывая неловкость перед коллегами: в первый раз вышел на сцену в роли Василия Ивановича - и сразу же столько внимания и один из престижнейших призов фестиваля. Не скрывая радости, очень наивно, как-то по-детски обрадовалась награде Юлечка. Ну а Руслан был, как всегда, сдержан - он не из тех, кто обнажает свои эмоции. Думается только, что в минуты сомнений в правильности выбора профессии, в своих силах (а с молодыми актерами такое случается) эта статуэтка с волжского берега нет-нет да и развеет ненужные мысли...
Спектакль "Отцы&дети" при всей его неординарности, в чем-то спорности, любит и наш уфимский зритель. С момента премьеры прошел год, а интерес к нему не ослабевает. Наоборот, мне кажется, что он даже усиливается, и аншлаговые залы - лучшее тому доказательство.

Елена ПОПОВА.
НА СНИМКЕ: лауреаты II Межрегионального фестиваля "Волга театральная" Руслан Бельский, Олег Шумилов и Юлия Тоненко.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 23-10-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 497     Номер: 204(12852)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.