Настоящий помреж - это сердце спектакля!
Год 2016-й стал для Татьяны Евгеньевны Трудоношиной счастливым и знаменательным, поскольку ей присвоено почётное звание "Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан"
...В зрительном зале медленно гаснет свет. Гул разговоров и шорохи стихают, опоздавшие спешно занимают свои места. Обрываются диссонансные звуки настроек инструментов. Дирижер встает за пульт, от взмаха его рук все пространство вокруг заполняется музыкой. С механическим шорохом раздвигается занавес. Публика, затаив дыхание, следит за воздушными пируэтами балерины. Спектакль начался...
Пожалуй, мало кто из сидящих в зрительном зале задумывается о том, как выглядит балет из-за кулис. Увлекательный сюжет, чарующая и, что важно - живая музыка, отточенные движения танцовщиков захватывают. И, кажется, так естественно день сменяет ночь, герои из великолепных интерьеров дворца попадают в заколдованный лес. На самом деле по ту сторону сцены трудится множество людей, чтобы сказку сделать былью. Костюмеры готовы в два счета переодеть артиста, рабочие сцены в нужный момент меняют декорации, а еще есть гримеры, осветители, электрики, радисты, реквизиторы... Но работа всех служб превратилась бы в хаос, если бы не присутствие, пожалуй, главного человека закулисья - помрежа.
Помощник режиссера не должен знать текст или разбираться в хореографии. А вот все, что касается света, декораций, реквизита, смены картин, когда и откуда выходит артист - знать обязан. Татьяна Евгеньевна Трудоношина уже много лет служит в Башкирском государственном театре оперы и балета. Она не только знает все балеты наизусть, но и... Кто-то разлил воду в противоположной кулисе, оторвалась лента от корсажа, лежит ли цветок для сцены объяснения в любви на своем месте - Трудоношиной есть дело до всего. Скажем, вызвать специалистов на сцену, лично проверить реквизит, все ли артисты готовы к выходу... Без отмашки помрежа даже дирижер не войдет в оркестровую яму.
Девчонка из Стерлитамака не представляла, что когда-нибудь театр станет ее вторым домом. Она росла в семье кадрового военного и учительницы, собирала значки и обожала музыку. Дни напролет упорно играла гаммы на фортепиано, хотя не упускала возможности сбежать во двор к друзьям. И как-то само собой получилось - после музыкальной школы отправилась поступать в Уфимское училище искусств. Татьяна была уверена, что дальше пойдет работать учителем и будет растить будущих музыкантов. Уже на последнем курсе проходила практику в БГТОиБ, работала концертмейстером в оперной труппе. Театр покорил: спектакли, артисты, новые знакомства... И когда певица Мария Бриткова рассказала ей о вакансии балетного концертмейстера, Татьяна ни минуты не сомневалась. Так дипломированный учитель ДМШ ни минуты в школе и не провела, зато жизнь свою связала с театром.
Да, первое время пришлось нелегко. Конечно, Татьяна знала, что такое балет, но никогда не сталкивалась с его "кухней". Первые репетиции казались полнейшим сумбуром, она видела только лес рук и ног, который ко всему прочему удваивался в зеркалах. Старалась запоминать названия движений, слушала наставления старшей коллеги Гульсум Байковой. К слову сказать, вчерашнюю студентку приняли в труппе как родную. Никто не раздражался, если что-то делала не так, наоборот, подсказывали и помогали все - от артистов кордебалета до ведущих танцовщиков, таких, например, как Шамиль Терегулов, Фирдаус Нафикова... Дельные советы давал тогдашний балетмейстер Эрки Танн.
Двенадцать лет Татьяна Евгеньевна играла на утренних занятиях, репетициях, спектаклях, ездила на гастроли. Все оборвалось в один миг. Обстоятельства сложились так, что в какой-то момент Татьяна осталась единственным концертмейстером, и вся тяжесть этой нелегкой работы навалилась на нее. В 1989 году прямо во время спектакля она сорвала руки. Из-за нестерпимой боли даже не могла шевелиться. Сначала думала, обойдется, но боль не отступала. Ни мази, ни таблетки не помогали. Балетмейстер Николай Маркарьянц устроил консультацию в Ленинградском институте травматологии и ортопедии. Врачи помогли, но предупредили: "Играть вы больше не будете". Татьяна не поверила и упрямо поехала на гастроли. На первой же репетиции боль вернулась. Она, не раздумывая, согласилась на операцию. Руки спасли, но как же теперь работать?!
- Так страшно, - признается Татьяна Евгеньевна. - Меня потрясло осознание: столько лет училась, работала, а куда теперь - представить не могу...
Хотела было податься в костюмеры, да тяжести поднимать нельзя, даже утюг... К бутафорам - много кропотливой работы. И так всюду. Долго металась, не хватало духу оставить театр, которому отдала столько лет... Потом все же решилась. Уже собиралась возвращаться в родной Стерлитамак: пришло все-таки время достать диплом и вернуться к некогда избранной специальности - учить ребятишек музыке. Выход нашелся неожиданно...
Надежда Ивановна Башарова - помреж балетных постановок - оформляла пенсию. Сезон был в разгаре, и найти человека на это место не так-то просто. Попросила Татьяну "подежурить" пару спектаклей. Та согласилась. Сначала намеревалась лишь доработать сезон, но осталась насовсем. Новая работа как новая жизнь.
...Год 1993-й. В Уфу приехал балетмейстер из Большого театра Андрей Меланьин, он переносил на нашу сцену постановку Юрия Григоровича "Тщетная предосторожность". Татьяна оказалась в самой пучине подготовки премьеры. Смотрела, слушала, запоминала. По текущему репертуару очень помогала Эмма Тимиргазина, она в прямом смысле стояла рядом во время спектакля и подсказывала: сейчас свет поменять, а вот сейчас - декорации. А на премьерах Таня доходила до всего сама.
Пролетели годы, ныне Татьяна Евгеньевна Трудоношина - настоящий профессионал, ас. Как много дало ей сотрудничество с известными режиссерами и балетмейстерами! Юрий Григорович, Андрей Петров, Иркин Габитов, Борис Морозов, Вячеслав Гордеев, Шамиль Терегулов, Ринат Абушахманов, Михаил Панаджавидзе... И это не только уроки мастерства, копилка опыта. Общение с такими людьми обогащает духовно, украшает жизнь, никогда не забывается.
Безусловно, знание музыкального материала - неоценимое подспорье в деятельности помрежа. И в балете, и в опере музыка - отправная точка. В определенные такты одна картина сменяет другую, меняются декорации, играет свет... Сейчас Татьяна Трудоношина ведет абсолютно все балеты и несколько опер, сотрудничает с Башкирским хореографическим колледжем. Как все удержать в голове?! Ее рабочие клавиры исписаны подсказками.
Самая трудная работа - это Гала-концерты балета. Особенно фестивальные. В такие вечера на театральной сцене выступают приезжие танцовщики. Каждый из них привозит новые, незнакомые номера. Как известно, современные хореографы большое внимание уделяют именно свету. Репетиция во время фестиваля бывает чаще всего одна. И Татьяне Евгеньевне с лету приходится запоминать десятки разноплановых выступлений.
- Выручает то, что с музыкой дружу, - улыбается Трудоношина (согласитесь, и фамилия у нее - говорящая! - В.А.). - По движениям мало ориентируюсь, а вот музыка спасает!
Наша героиня признается, что быть помрежем ей нравится даже больше, чем концертмейстером. У Татьяны Евгеньевны репутация незаменимого человека, невозможно представить спектакль без нее. Бывает, случаются форс-мажоры. Любой вопрос решается молниеносно. И критику она выслушивает спокойно, никогда не перекладывает ответственность на другого. Может вспылить, но все знают: только по делу. Всегда переживает за артистов. Ответственная, надежная. В ответ на комплименты лишь улыбается: работа превратилась бы в каторгу, если бы вокруг не трудились профессионалы.
...- Внимание, был третий звонок! - объявляет Татьяна Евгеньевна по громкой связи. - Снимайте зал!
В зрительном зале медленно гаснет свет.
- Луч на дирижера!
Прожектор выхватывает из оркестровой ямы фигуру маэстро. Стихают аплодисменты.
Мгновение, и все вокруг заполняется музыкой.
- Занавес... - чуть тише произносит помреж и поворачивает рычаг на щите.
С механическим шорохом раздвигается занавес. Спектакль начался.
Валентина АЙШПОР.
Фото из личного архива героини.
Фото из личного архива героини.
8-01-2016 (0) Просмотров: 1 701 Номер: 2(12900) Версия для печати