Премьера
“Спартак” намерен взять уфимцев в плен
Итак, 30 и 31 мая в Башкирском государственном театре оперы и балета пройдет долгожданная премьера. Впервые на уфимской сцене будет представлен балетный спектакль “Спартак” на музыку Арама Хачатуряна.
О масштабном полотне, созданном легендарными в мире искусства личностями: Хачатуряном - Григоровичем - Вирсаладзе, мечтают многие театры, но не каждый может похвастаться наличием такового в своем репертуаре.
Сразу после премьеры, в 1968 году прошедшей на сцене Большого театра, “Спартак” буквально захватил в плен всю планету - мощным, насыщенным танцем, режиссерской выстроенностью, фантастической по силе воздействия, глубоко психологичной музыкой. Соединив героический пафос и лиризм, спектакль не стал иллюстрацией к эпизоду из древней истории, он оказался острым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. “Спартак” Юрия Григоровича, в свое время взорвавший балетный мир, порушивший все стереотипы мощью настоящего мужского танца, потрясает по-прежнему. Но одной танцевальной техники здесь мало. По выражению самого Мастера, каждую роль нужно играть на разрыв аорты, спектаклю без этого не обойтись. Главные партии исполняли выдающиеся артисты. Спартака танцевали Владимир Васильев и Михаил Лавровский, Фригию - Екатерина Максимова и Наталия Бессмертнова, Красса - Марис Лиепа, Эгину - Нина Тимофеева... Заполучить в свою афишу “Спартака” - значит, показать особый уровень исполнительского мастерства труппы.
Уфимцы ждали своего “Спартака” долго. Двадцать пять лет назад балетмейстер Николай Маркарьянц поставил несколько сцен из балета на музыку Арама Хачатуряна. Тогда театру был доступен только такой, усеченный вариант спектакля - в силу малочисленности мужского кордебалета. Но это позволило хотя бы в такой форме приобщиться к шедевру. Тогда в главных партиях блистали Алик Галичанин (Спартак), Леонора Куватова (Фригия), Людмила и Владимир Шапкины (Эгина и Красс).
И вот наконец у нас появилась возможность полностью увидеть этот балет на своей сцене. После удачного возобновления сотрудничества в прошлом году с БГТОиБ, речь о балете “Корсар” на музыку Адольфа Адана, Юрий Григорович согласился поставить в Уфе своего “Спартака”.
С января все службы театра вплотную приступили к подготовке премьеры. Репетиционный процесс в балетном зале попеременно возглавляют ассистенты Юрия Николаевича Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Мэтр незримо присутствовал на репетициях, получая чуть ли не ежевечерние доклады об их ходе. Сценографию Симона Вирсаладзе воссоздают художественно-производственные цехи театра. Им предстоит преодолеть немало трудностей. Например: чтобы пошить двести облачений, необходимо в прямом смысле найти нужные материалы.
Непременное условие Юрия Николаевича - воссоздание костюмов и декораций Вирсаладзе. Консультант по костюмам Людмила Иус из Краснодара внимательно следит за соблюдением предписаний. Но ткани, из которых шили сценические одежды более сорока лет назад, сейчас довольно сложно отыскать. Что-то привезли из Санкт-Петербурга, что-то заказывали в Москве... Но найти ткань лишь полдела. Швеям и художникам нужно вспомнить технологии работы с материалами, которые не используются уже много лет. Например, “накат”. Особый способ нанесения рисунка на ткань путем непосредственного “вкатывания” в нее бронзовых или золотых порошков. В то время как портные красят сотни метров полотна, постижеры мастерят уникальные парики, бутафоры создают необходимую атрибутику и так далее.
Сейчас подготовка выходит на финишную прямую. Майских праздников у артистов просто нет. Это продиктовано жестким графиком репетиций в балетном зале, который в скором времени исполнители сменят на сцену. Буквально на днях из Краснодара в Уфу приедет Михаил Сапожников, художник-постановщик, ответственный за “аутентичность” сценографии замыслу Вирсаладзе. Он будет руководить монтажными работами и проводить световые репетиции. А 8 мая в Уфу прилетел великий Григ. Последние недели до премьеры - самые ответственные, танцовщики под строгим взором Юрия Николаевича будут снова и снова проходить сцены из балета. Это Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Ильдар Маняпов, Ильнур Гайфуллин, Валерия Исаева, Ирина Сапожникова, Рустам Исхаков, Олег Шайбаков...
С оркестром театра попеременно работают дирижеры Андрей Аниханов из Санкт-Петербурга, уже известный уфимской публике по недавней премьере оперы “Тоска” Джакомо Пуччини, и наш Герман Ким.
Есть в уфимском “Спартаке” и страницы, отведенные хору. Хормейстер-постановщик - Эльвира Гайфуллина.
Совсем скоро раздвинется занавес на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета и под завораживающую музыку Арама Хачатуряна зритель увидит и кипящий танец кордебалета, и летящие, будоражащие прыжки Спартака, и трепетные дуэты Фригии и восставшего фракийца, и острый, злой рисунок роли, характерный для Красса, и обольстительные, дразнящие па Эгины...
Валентина АЙШПОР.
НА СНИМКЕ: Юрий Григорович.
Фото Олега МЕНЬКОВА.
11-05-2013 (0) Просмотров: 2 650 Номер: 89(12237) Версия для печати