$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Выставки

"Прекрасное слово подобно прекрасному дереву..."


 "Прекрасное слово подобно прекрасному дереву..."

В уфимской галерее "Мирас" открылась выставка каллиграфии "Геометрия души" Айдара Гареева и Джамиля Ахметгалиева. Она проходит в рамках Международного художественного фестиваля "Искусство мира Ислама-2016" и продлится до 20 февраля.

В день открытия фестиваля в стенах Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова мне довелось познакомиться с молодыми художниками, приехавшими в Уфу из Екатеринбурга и Казани. На вопрос о самых ярких впечатлениях ребята ответили, что более всего были потрясены работами Айдара Гареева и Джамиля Ахметгалиева. Им удалось попасть на выставку "Геометрия души" за день до ее официального открытия. Мне тоже не терпелось увидеть работы двух мастеров, поскольку в эти фестивальные дни я слышала немало хороших откликов. В частности, представитель посольства Ирана в Республике Башкортостан Сириус Борзу (забегая вперед, скажу, что он присутствовал на церемонии открытия экспозиции в "Мирасе") не раз говорил, что очень хотел бы видеть работы, а также самих авторов в одном из выставочных залов Ирана. Сириус Борзу немало усилий прилагает, чтобы на его родине как можно ближе узнали Башкортостан, его народ и полюбили республику так же, как он сам успел полюбить ее за восемь лет пребывания в Уфе.
На открытии выставки очаровательные хозяйки галереи "Мирас" Виолетта Ибатуллина и Ольга Рамазанова признались, что и раньше в той или иной степени соприкасались с каллиграфией, поскольку многие уфимские художники используют элементы красивого письма в своем творчестве. Но столь полноценный проект, посвященный каллиграфии, реализован впервые.
- Нам очень хотелось увидеть особую эстетику арабской вязи, почувствовать эту гармонию, то, как она работает в пространстве. И мне кажется, авторам это удалось - какие-то работы они сделали для этого зала, поработали с другими форматами, - сказала Виолетта Ибатуллина и выразила надежду, что посетители выставки по достоинству оценят и чистоту линий, и звучание картин, почувствуют особую энергетику, идущую от работ.
Один из авторов, Айдар Гареев, сказал, что у нас каллиграфия как вид искусства незаслуженно забыта, поэтому цель этой выставки - просветительская. Через каллиграфию человек приходит к себе. А через познание себя - познает и Аллаха, а что может быть важнее этого?
С Айдаром Гареевым довелось познакомиться год назад, в уфимской мечети "Ихлас". Редакция готовила репортаж о том, как заслуженный мастер Ассоциации иранских каллиграфистов Академии каллиграфии Исламской республики Иран Али Ганджи расписывал восточным орнаментом михраб и стену в мечети, на которой он расположен. Уфимский художник Айдар Гареев был, как он тогда выразился, "в подмастерьях" у знаменитого иранца.
Свой путь в искусстве начинал как печатный график. Вот уже несколько лет увлечен каллиграфией и до поры до времени изучал это искусство самостоятельно. А потом ему довелось посетить мастер-классы Али Ганджи. Теперь, глядя на работы Айдара Гареева, понимаю, что эта встреча, по-видимому, была судьбоносной.
...Однажды в православном храме я видела старые росписи, которые осторожно освобождали реставраторы, счищая слои штукатурки. На одной из картин Айдара Гареева, словно через старую краску, проявляется арабская надпись. Работа называется "Сквозь века". Пройдут года, десятилетия, века, а божественные истины останутся незыблемы.
Еще на открытии фестиваля "Искусство мира Ислама-2016" Верховный муфтий России Талгат Таджуддин сказал о работе художников-каллиграфов: "Если ты кого-то порадовал, твое деяние угодно Богу. Сколько любви и времени потрачено, сколько старания при написании картин. Каллиграфия - это как молитва... Кто пишет на арабском, знает: чуть дрогнула рука, и ты совершишь ошибку. Состояние души, сердца, как в кардиограмме, отражается в письме".
Чтобы понять состояние художника, "геометрию" его души, нужно обязательно увидеть эти работы. Причудливую арабскую строку Айдара Гареева, которая "вывязывает" то слона, то гигантского кита. Или дерево, "выращенное" Джамилем Ахметгалиевым. В его кроне уместился фрагмент красивого аята на арабском. А ствол, поддерживающий крону, - это те же слова, только на русском, и звучат они так: "Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу".

Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 9-02-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 250     Номер: 24(12922)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.