И в пасмурный февральский день узор восточный согревает душу
Газета уже сообщала о том, что прихожане уфимской мечети "Ихлас" с благодарностью и благоговением приняли подарок заслуженного мастера Ассоциации иранских каллиграфистов Академии каллиграфии Исламской республики Иран Али Ганджи. Известный художник расписал восточным орнаментом михраб и стену, на которой тот расположен.
...На улице зябко и пасмурно, солнце уже много дней даже и не думает показываться нам на глаза. Можно согреться, завернувшись в плед, выпить чашку горячего чая. А как согреть душу, истосковавшуюся по добру и свету в этой бесконечной лавине негатива, проливающегося с экранов телевизора и мониторов? Где найти в себе силы, чтобы не думать о нависших серых облаках и разрывающихся на границах с Россией снарядах? О том, что весь мир катится куда-то в пропасть... Знаю, что лишь те могут сохранять спокойствие и гармонию в душе, кто доверил себя и жизнь свою Всевышнему.
Оставив у порога мечети обувь, с которой предательски стекала снежно-песочная грязь улицы, ступаю по мягкому ковру в молитвенный зал и застываю в изумлении. Вся февральская хандра улетучивается вмиг, и я, кажется, слышу весеннее птичье пение. Стена, направленная в сторону священной Мекки, превратилась в яркий восточный ковер. Причудливо завивающийся лиственный побег, украшенный алыми, бирюзовыми, золотистыми цветами, символизирует бесконечное развитие жизни. А это значит, что смерти нет. Есть только жизнь, подаренная Творцом, а также право выбора: как мы ее проживем.
Михраб - небольшая ниша в стене, предназначенная для имама, который должен находиться впереди всех молящихся. Иранский художник увидел ее в изумрудно-золотистой гамме. Али Ганджи в Уфе не впервые. В прошлом году он приезжал в столицу республики по приглашению имама-хатиба мечети "Ихлас" Мухамета хазрата, провел мастер-классы по каллиграфии для всех желающих, а для мечети создал живописную серию "Окно в небо". Теперь эти духовные работы, на которых начертаны строки из Корана, может видеть каждый верующий. И вот новый подарок каллиграфа: роспись в стиле персидского орнамента.
Признанный мастер как у себя на родине, так и за рубежом, Али Ганджи скуп на слова. И не только потому, что не знает русского языка и общается в Уфе с помощью переводчика. Художник, сотворивший прообраз рая в мечети "Ихлас" за семь дней, все свои мысли и порывы души вложил в эту работу. Если я правильно поняла перевод, мастер очень скромен и не видит своей большой заслуги, поскольку, по его словам, стиль персидского орнамента складывался веками. К тому же работал этот яркий, обаятельный человек не один. Он от души благодарил своих "подмастерьев": уфимского художника Айдара Гареева, а также девушек из волонтерского отряда "Палитра", которым руководит доцент кафедры теории и методики начального образования Башкирского педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы Екатерина Савельева, имеющая большой опыт росписи фресок. И она, и доцент кафедры дизайна вуза Елена Дорофеева могут порадоваться за своих подопечных, принявших участие в столь интересной и важной работе. За Элину Нуриеву и Юлию Пстыгу, обучающихся по направлению подготовки "Начальное образование" Института педагогики БГПУ. А также за студенток художественно-графического факультета Ирину Лисичкину и Юлию Мухитдинову. Для них это огромный опыт и счастье трудиться рука об руку с признанным специалистом.
- Важно, что в числе наших студентов, помогавших художнику в росписи, были как мусульмане, так и православные, - говорит Екатерина Савельева.
Не меньшее счастье испытал и профессиональный художник, Айдар Гареев, который начинал свой путь в искусстве как печатный график. Вот уже три года он увлечен каллиграфией, и до поры до времени изучал это искусство самостоятельно. А в прошлом году ему довелось посетить мастер-классы Али Ганджи. Теперь Айдар Гареев полностью посвятил себя этому искусству.
- Каллиграфия, образно выражаясь, есть геометрия души, - говорит Айдар, и его глаза наполняются светом. - Для меня это медитация, искусство, которое ставит на место... мысли. Приходит осознание, что мы зачастую живем, словно в поезде, пытаясь чем-то занять себя в дороге: кроссвордом, досужими разговорами. В какой-то момент я понял, сколь бесполезно мы порой, убиваем время. И теперь каждую свободную минуту стараюсь провести с пользой для ума и души.
Действительно, мы часто убиваем время, а оно утекает, как песок. И никто не знает, много или мало его осталось в наших собственных "песочных часах".
- Мы в восторге! - искренне радовался во время презентации, устроенной в честь окончания работ по росписи стены и михраба, имам-хатиб мечети "Ихлас" Мухамет хазрат. А ведь его с полным правом можно назвать одним из "виновников" этого торжества. Многие хорошие дела, в том числе и выстроенный мостик дружбы между "Ихласом" и Исламской республикой Иран - результат неустанной службы Мухамет хазрата во имя Аллаха, мира и добра. Думается, это не первый и не последний совместный с иранцами проект. К слову, скоро делегация из Уфы отправится с визитом в дружественную солнечную страну.
Все же мне пришлось спуститься с небес на землю, и нашему уфимскому художнику, служившему "подмастерьем", я задала весьма прозаичный вопрос: сколько краски ушло на роспись стены?
- Совсем немного, - ответил Айдар. - Акриловые краски теперь качественные, не то, что раньше. Наносили только один слой, потом покрывали лаком. Основная краска для создания фона была в десятилитровом ведре: "ушла", наверное, только треть. Зеленой краски - половина литра, не больше. И остальной понемногу.
...Так, если в ведре краски размешать терпение, труд, талант, а потом добавить вдохновения и любви к Богу - получится нечто прекрасное. То, что будет потом согревать души многим людям.
Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКАХ: Айдар Гареев и Али Ганджи возле стены с росписью; рука мастера.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: Айдар Гареев и Али Ганджи возле стены с росписью; рука мастера.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
6-02-2015 (0) Просмотров: 1 689 Номер: 23(12671) Версия для печати