Тюменский космос
Дар абсолютного зрения,
или Редкое умение заглянуть за горизонт
Весной город будто рождается вновь. Торопясь, сбрасывает опостылевшие зимние одежды, "чистит перышки", ждет апрельских ливней, несущих чистоту и свежесть. Радостно наблюдать это преображение. А иной человек только лужи и замечает...
Но разговор у нас сегодня, читатель, пойдет не о субботниках и дорогах, как может показаться из преамбулы. Поговорим о даре абсолютного зрения. О редком умении ретранслировать привычное в другое измерение, и так это новое пространство прочувствовать, обжить, что человек, взглянув на холст или графический лист, даже теряется. Что за нереальная реальность, что за абстракция, в которой так много узнаваемого и даже родного?!
Да, речь пойдет о художественной выставке. Вчера в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова открылась персональная выставка тюменца Александра Новика.
Экспозиция, явившаяся первой ласточкой большого проекта, задуманного директором Нестеровского музея заслуженным художником России Айратом Терегуловым, размещена в трех залах. Почти сто двадцать работ. Айрат Рауфович, в презентационных хлопотах уделивший "Вечерке" немного времени, мегадоволен:
- У нас таких мастеров нет. Выставка будет интересна широкой публике и крайне полезна художникам. Мы пригласили на открытие педагогов профильных учебных заведений. Они, надеюсь, приведут в музей своих подопечных.
Терегулов, говоря об уникальности коллеги, конечно же, в первую очередь имеет в виду потрясающую жанровую разноплановость Александра Сергеевича - живопись, акварель, графика.
- Если б взялся за скульптуру, тоже получилось бы. Он ведь и скульпторов курирует. Вы вообще в курсе должностей Новика? - интересуется директор БГХМ. И убедившись, что "Вечерней Уфе" известно, какой колоссальный груз везет Александр Сергеевич Новик, председатель тюменского Союза художников России и секретарь Союза по Уральскому региону, уточняет: во всех ипостасях гость равно талантлив. Может быть, кому-то привезенное собрание покажется перенасыщенным, но это вполне объяснимая издержка желания продемонстрировать ширину, охват художественного видения мастера.
Еще Айрат Терегулов сказал о самобытном взгляде Новика. Не наш взгляд! В том смысле, что у республиканских авторов другой подход - и к обнаженной натуре, и к пейзажам. Вроде, схожи приемы, но... Айрат Рауфович поворачивается за примером к образцам творчества тюменского собрата и передает нас в руки главного действующего лица.
- Это ретроспектива, взято понемногу от каждого отрезка моего творческого пути. Получилось цельно. Пройдешь - и чувствуется художник Новик, - Александр Сергеевич, ведущий активную выставочную жизнь, свои проекты не тиражирует, для каждого города "собирая" новую коллекцию.
Он ведет для журналистов главной городской газеты экскурсию и указывает на одну из стен первого зала:
- Вот графика, которой я начал заниматься на Челюскинской творческой даче в 80-х годах прошлого века. Московский художник Александр Ливанов учил не создавать графическую реальность увиденного, а конструировать на листе придуманное тобой пространство, подпитываясь энергией своего тогдашнего состояния. Композиционную задачу при этом решать намного трудней, зато если поймаешь свое состояние - вот оно, ключевое слово! - окажешься в большом выигрыше.
Мы переходим к акварелям, живописным городским пейзажам и женским портретам. Женских образов очень много, они выполнены отвлеченно, абстрактно, как-то космически. К чему отнимать хлеб у фотографов. Любопытно, а натурщицы себя узнают? Да, кивает художник, даже если нет лица. Возвращаясь к размышлениям о художественном методе, Александр Сергеевич вспоминает Пикассо. Тот ведь считал себя реалистом. Картины Новика в этом смысле тоже реалистичны - они фигуративны, всегда есть персонаж.
Автору этих строк не пришлось бывать в Тюмени, где родился, вырос и поныне живет Новик, не посчастливилось увидеть Тобольск и полярный Урал, Салехард и Ханты-Мансийск. Но, сдается, окажись я в тех краях,
узнаю места, высвеченные Новиком. Не по конкретным деталям его картин - по настроениям и эмоциям.
Чуть отвлекаясь от картин героя дня, расскажем о... боксе. Паренек, выросший в "хулиганском" районе Тюмени, занялся боксом, чтобы уметь за себя постоять. Тренер не уставал повторять мальчишкам: перчатки они надели не ради уличных драк, а для того, чтобы научиться искусству побеждать. Не только в спорте. Мудрость позиции наставника Новик потом оценил. Хотя в возрасте двадцати двух лет, уже пребывая в тренерском статусе, будучи чемпионом города и области, поставил решительную точку в спортивной карьере. Тогда в Тюмени наконец-то открылось художественное училище, и он, с семи лет занимавшийся рисунком, пропадавший в изостудии Дворца пионеров, сразу подал документы. Конкурс был сумасшедший. Наш новый знакомый сдал экзамены на "отлично" и поступил в училище, получив студенческий билет под номером один.
Деталей биографии Новика, о которых меня так и подмывает поведать читателю, а также непростых моментов на его пути организатора художественной деятельности, и нюансов творческой позиции так много, что становится боязно за сонмом слов и подробностей упустить главное. А главное в том, чтобы уфимцы, отложив газету, поставили себе цель - выкроить в суете буден чуточку времени, отправиться в музей имени Нестерова и через час-другой взглянуть на город, входящий в весну, и на его жителей другими глазами.
Людмила КОНДРАШОВА.
НА СНИМКАХ: Александр Новик; Айрат Терегулов.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: Александр Новик; Айрат Терегулов.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
7-04-2016 (0) Просмотров: 2 149 Номер: 65(12963) Версия для печати