$ - 88.0206
€ - 96.0371

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Музыкальный триптих

Флейта и другие, в частности, рояль...


Флейта и другие, в частности, рояль...

"Башкортостан - Япония"

Совершить такое путешествие было бы интересно каждому человеку, желающему познакомиться с историей и культурой знаменитой страны Юго-Восточной Азии, прославившейся своими экономическими и высокотехнологичными достижениями. Возможно, привлекательной сферой для путешественников стали бы традиционные представления японцев, сформировавшие их ментальность. Вероятно, что жителям Страны восходящего солнца поближе узнать Башкортостан было бы не менее интересно.

Оригинальный ракурс решения такого вопроса предложили молодые, но уже известные любителям музыки замечательные девушки-преподаватели из Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, удостоенные многочисленных наград Международных и Всероссийских конкурсов - флейтистка Инна Фоменко и пианистка Шаура Сагитова. Их необычный проект, объединивший музыку Японии и нашего края, "стартовал" на сцене Концертного зала имени Федора Ивановича Шаляпина.
...Искусство звука способно поведать практически обо всем, а самое главное - раскрыть эмоционально-психологические глубины мироощущения человека, народа и нации в целом.
Творческий тандем флейты, чьих прародителей в виде пастушеских свирелей имеет большинство народов мира (речь в том числе и о башкирском курае), с роялем воплотил этот уникальный проект в многообразии и единстве. В первом отделении концерта прозвучали произведения башкирских композиторов прошлого и настоящего, образуя своего рода диалог в диалоге: былого и современного, образов природы и эпико-повествовательных картин жизни народа, экспрессии чувств и жанровых зарисовок, национально-самобытного и европейского. На концерте присутствовали и авторы ряда прозвучавших сочинений - Светлана Шагиахметова, Лариса Латыпова и Лидия Ризванова, высоко оценившие уровень исполнения своих творений, отличавшийся тонким вкусом и профессионализмом, и, конечно, исполнительниц, завоевавших любовь и уважение публики. Доказательством стали многочисленные бисы и крики "Браво!", несущиеся из зала.
Неслучайно один из самых ранних опусов известного башкирского композитора Халика Заимова - пьеса "У ручья" - связан с образом природы, колыбелью жизни башкирского народа. Песенная тема флейты, звучащая на фоне переливов фортепиано, воссоздала не только идиллическую пейзажную зарисовку, благодаря имитации звучания флейты-курая, но и вызвала чувство восхищения, порожденное "увиденным". Своеобразным современным взглядом на красоты пейзажей отличается цикл "Семь пьес" для флейты и фортепиано, созданный молодым композитором Галиной Зигановой, где пасторальное и жанровое преломлено свежо и современно, через призму различных оттенков эмоционального состояния. Блестяще-виртуозно исполненные Шаурой Сагитовой эпико-повествовательные фортепианные Вариации Лейлы Исмагиловой, глубоко, продуманно и драматургически выстроенно раскрыли картины безмятежной жизни башкир на лоне природы, их героико-драматического прошлого и удали батыров, способных преодолеть и победить любые невзгоды. Обработка башкирской народной песни "Карабай" Ларисы Латыповой акцентировала внимание на жанрово-бытовой сфере празднично-танцевальных кыска-кюй и лирики протяжных озон-кюй.
Подкупил публику эмоционально-экспрессивный образный строй премьерного представления "Поэмы", созданной студенткой-композитором четвертого курса УГИИ, лауреатом Всероссийских конкурсов Лидией Ризвановой специально для дуэта Сагитова - Фоменко. В произведении удачно воплощено звучание народных башкирских инструментов - курая, кубыза, кыл-кубыза, окрашенных неоромантическими настроениями воплощенных образов.
Диптих пьес "Рисунок на шелке" и Старинный танец такого профессионала, как Светлана Шагиахметова, был исполнен утонченно, перенеся слушателей в сферу орнаментальных символов, отрешенных ощущений, подготовив появление другого образа-миража эпохи балов, галантных манер и менуэтов, - картины, словно сошедшей с прекрасных гобеленов рококо. Интересно то, что композитор Шагиахметова создала эти пьесы специально для флейтистки Фоменко, покоренная ее игрой еще в те поры, когда Инна была совсем девочкой.
Музыкальный образ Японии во втором отделении вечера был представлен произведениями современных композиторов Страны восходящего солнца - Тору Такемицу, Мичио Мияги, Тоси Итиянаги и Микото Шинохара. Содержание их творчества в большей степени отражает традиционное восприятие японцами поэзии окружающего: отрешенное любование красотой природы, сменами времен года; состояний нирваны - стремящихся к познанию души мира, оживляющих живое - неживое, инь-ян, ночь - день, состояния движения - покоя, пронизывающих пьесы. Фортепианная миниатюра Такемицу "Странник" в интерпретации Шауры Сагитовой своим импрессионистски-загадочным колоритом, фонизмом тонально-гармонических переливов и контрастными всплесками звучаний создала впечатление душевных поисков покоя и красоты в мире дисгармонии. Миниатюра "Море весной" Мичио Мияги - символ мятущейся стихии природы (партия фортепиано) и настроения созерцания, воплощенного в идиллически пасторальном звучании флейты. Диалогичность образно-эмоционального строя пьесы построена на контрасте звучания японских национальных инструментов кото и сякухати. Опус Тоси Итиянаги "В живой памяти" для флейты соло в версии Инны Фоменко вызвал ассоциации с диалогом, разворачивающимся между утонченно-взволнованной, пронизанной скорбными интонациями точкой зрения и ворчливо-упрямой, недовольной чем-то речью противоположной стороны...
Завершило концерт сочинение Макото Шинохара "Касуга", название которого в общем плане передает понимание своего рода храма природы как небесного творения. Стремительный темп среднего раздела сочинения вызывает ассоциации с круговоротом современного иллюзорного бытия, как бы устремленного к гибели, и противопоставленного идиллической песенной теме флейты, звучащей на фоне аккордов-"колонн" фортепианной партии, олицетворяющих устойчивость, незыблемость мироздания. "Что выше человека" - Небо - символ красоты и гармонии - высший закон для японца, познаваемый в нирване.
Музыкальный ансамбль Инна Фоменко - Шаура Сагитова с большим вкусом, глубиной и мастерством сумел донести не типичную для европейского сознания содержательно-звуковую сферу японской музыки, в ряде пьес поражая нас неожиданностью звучания флейты и порой парадоксального сочетания ее тембра с роялем.
Оригинальная программа музыкального вечера не только воплотила индивидуально-характерное в сфере национальной ментальности японцев и башкир, но и выявила точки соприкосновения двух, казалось бы, различных культур, их любовь и восхищение окружающим миром, пейзажными зарисовками, куда вторжение агрессивного начала вносит дисгармонию, разрушая привычные и устоявшиеся течение времени и существование человека.
Надеемся, что столь яркий творческий проект будет иметь продолжение, и любители музыки совершат путешествие в иные страны, а очаровательные исполнительницы познакомят и японцев с музыкальным обликом Башкортостана.

Виртуозное интермеццо

Флейта - один из самых поэтичных инструментов. Поэтика природы таковой естественная стихия, окутывающая ее звуковое пространство.
Однако творческие возможности человека неисчерпаемы, что убедительно продемонстрировали студенты-флейтисты класса заслуженного деятеля искусств Башкортостана, лауреата Международных конкурсов, профессора Лидии Борисовны Фоменко из Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова. Концерт, состоявшийся в Шаляпинском зале УГИИ, как всегда, был аншлаговым, привлек слушателей от мала до велика. Ведь обучение игре на флейте можно начинать с четырех-пяти лет и взрастить не только любителей высокого музыкального искусства, но и ярких исполнителей-профессионалов. Неоспоримым доказательством этого и стал упомянутый флейтовый вечер.
Талантливые ученицы Лидии Борисовны продемонстрировали виртуозность и блеск мастерства, тонкое чувство стиля, исполнив произведения разных эпох и направлений. Акцент в программе был сосредоточен на жанре виртуозно-блестящего концерта раннего классицизма Карла Филиппа Эммануэля Баха, романтических Саверио Меркаданте и Карла Рейнеке в переложении для флейты и фортепиано. Партию последнего исполнили лауреаты и дипломанты Международных, Всероссийских и Региональных конкурсов, концертмейстеры Дарья Ананьева и Алсу Петренко.
Подчеркнутая галантность баховского концерта в интерпретации Дарьи Смирновой была оттенена экспрессией фиоритур и чисто итальянской зажигательностью исполнения произведения Меркаданте Дилярой Крайновой; продуманно сдержанной эффектностью трактовки рейниковского опуса отличалась игра Дианы Саттаровой. Прозвучавшая версия Диляры Крайновой знаменитого сочинения Камиля Сен-Санса - Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром в переложении для флейты и фортепиано - подчеркнула не только иной характер звучания, но и усилила пасторальный оттенок в трактовке виртуозно-экспрессивного сочинения, пронизанного восторженным пафосом радости жизни и любви.
Лирическая кантилена флейтового варианта знаменитого ариозо Ленского из оперы "Евгений Онегин" Петра Ильича Чайковского была подчеркнута проникновенно-лирическим строем флейтового звучания в версии Дианы Саттаровой.
Необычное слышание тембра флейты как звукового символа мироздания, отрешенно возвышенного созерцания красоты окружающего мира, запечатленного в своем совершенстве, покорило в интерпретации лауреата Международных и Всероссийских конкурсов, магистранта Инны Фоменко произведения японского композитора Тоси Итиянаги "В живой памяти". Мастерство молодой исполнительницы поражает разнообразием не только свободного владения сложными приемами игры, но и возможностью по-разному интерпретировать одно и то же сочинение для флейты соло. Впервые эта миниатюра прозвучала в проекте "Башкортостан - Япония" с акцентированием внимания на диалогичности. В данный вечер - это был взгляд со стороны, пронизанный акварельностью звучания, как бы передающего дуновение ветра, шелест листвы, перекликавшихся с имитацией шорохов, криков обитателей природы, в широком смысле - озвученной палитрой мира, характерной для восприятия жителей восточной страны.
Оптимистическим завершением концерта стало выступление флейтового ансамбля - Диляра Крайнова и Дарья Смирнова, блестяще исполнившего танцевальную сюиту американского композитора Гарри Шокера, состоявшую из зажигательно-динамичных хабанеры, румбы и лирико-романтического фокстрота.
Бурные аплодисменты публики стали заслуженной наградой. Слушатели, получившие яркое эстетическое наслаждение, были в восторге. А молодые исполнительницы буквально через несколько дней привезли из Магнитогорска лауреатские награды XXVI Международного конкурса духовых и ударных инструментов "Уральские фанфары", заняв почти весь пьедестал почета: Диляра Крайнова стала обладательницей первой премии, Дарья Смирнова и Диана Саттарова - третьей.
Так что неслучайно воспитанницы Лидии Фоменко называют себя классными, а профессор в этом контексте оказался увенчан лаврами.

Апофеоз

Кульминацией флейтового марафона стал вечер симфонической музыки Арама Хачатуряна. Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, магистрант УГИИ имени Загира Исмагилова Инна Фоменко впервые исполнила в столице Башкортостана необычную версию знаменитого во всем мире Скрипичного концерта классика армянской музыки вместе с Национальным симфоническим оркестром РБ. Завораживающее воздействие этого произведения оказалось столь высоким, что профессор Парижской консерватории Жан Поль Рампаль осуществил его переложение для флейты, ставшее популярным среди знаменитых исполнителей-флейтистов ввиду своей особой сложности. Именно этот вариант Концерта и был впервые представлен уфимским любителям творчества Арама Ильича молодым, талантливым музыкантом.
Флейтовая версия, благодаря неожиданности тембрового решения, не только открыла новые грани произведения, но и стала новым этапом восхождения по далеко не самой легкой "лестнице" профессионального мастерства для виртуозно владеющей всем арсеналом технических средств Фоменко. Ведь Скрипичный концерт Хачатуряна, покоряющий красотой, выразительностью и динамичностью, виртуозностью, блеском и сложностью сольной партии скрипки, подвластен далеко не всем исполнителям. Тем паче флейтовая версия представляет для музыканта определенную сложность, связанную с виртуозностью владения техникой дыхания, типичной для игры на духовых инструментах, но не характерной для струнных.
Инна Фоменко великолепно справилась со сложнейшей творческой задачей. Ее флейта восхищала полетностью блестящих фиоритур, зажигательным характером праздничного финала, пронизанного танцевальной стихией движения, лирическо-экспрессивной песенной сферой сочинения, особенно покорившей своим проникновенно-элегическим настроем в средней части Концерта.
Успех этой премьеры в Уфе во многом был определен творческим союзом солистки, молодого дирижера Камиля Абдуллина и Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан. Талант слышать и выпукло подчеркнуть звучание солирующей флейты, выделить красочно-колористические красоты полнокровного звучания оркестра - свидетельство мастерства начинающего дирижера. Именно исполненные во втором отделении изумительные по красоте и динамически вихревому движению фрагменты из знаменитых балетов Арама Хачатуряна "Спартак" и "Гаяне" в полной мере продемонстрировали удачу дирижерского прочтения музыки выдающегося армянского композитора, сочинения которого покорили весь мир.

Инна ПОЛОВЯНЮК.


Флейта и другие, в частности, рояль... Флейта и другие, в частности, рояль...

Дата создание новости 3-05-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 2 158     Номер: 83(12981)     Версия для печати

19 июля 2024 г. №50(13794)


«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.