К великой радости любителей театра!
Большой подарок от "Больших гастролей"
Несмотря на то, что театральный сезон подходит к концу, многие коллективы уже активно готовятся к следующему - строят планы, заключают договора, продают билеты.
Думается, что кассам Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан и Уфимского государственного татарского театра "Нур" летом скучать не придется. Ведь в сентябре в Уфу впервые приезжает поистине легендарный Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова.
Увидеть лучшие спектакли ведущих театров российских столиц в регионах стало возможным благодаря программе "Большие гастроли". Она воплощается в жизнь Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности, учрежденным Министерством культуры России в 2014 году.
Напомним, что прошлым летом в рамках "Больших гастролей" в Уфе несколько дней "гостил" знаменитый Московский театр "Мастерская Петра Фоменко", одарив зрителей настоящим счастьем, показав спектакли "Война и мир. Начало романа" по великой эпопее Льва Николаевича Толстого и "Последние свидания" по рассказам Ивана Алексеевича Бунина.
"Большие гастроли-2016" начались в апреле и продлятся до ноября, и в них принимают участие драматические и музыкальные театры, а также театры кукол из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Гастроли состоятся в сорока пяти регионах России, в программе примут участие двадцать пять творческих коллективов, зрители смогут увидеть более двухсот спектаклей известных режиссеров с участием знаменитых артистов.
...С кем же предстоит встретиться нам? Если вы хоть раз гуляли в Москве по Старому Арбату, то конечно же не могли не запомнить большое, украшенное колоннами здание, в котором расположился Театр имени Евгения Вахтангова.
История легендарного театра началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа молодых московских студентов под руководством Евгения Богратионовича Вахтангова, тридцатилетнего актера и режиссера Художественного театра, организовала Студенческую драматическую студию.
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова начал отсчёт своим сезонам 13 ноября 1921 года - это был день премьеры спектакля "Чудо святого Антония" по пьесе Мориса Метерлинка. А уже в начале 1922 года Москва бурно рукоплескала успеху спектакля "Принцесса Турандот" по сказке Карло Гоцци - выдающегося явления театрального искусства ХХ столетия. Веселый, солнечный, праздничный спектакль, поставленный смертельно больным Вахтанговым в холодном и голодном 1922 году, утверждал жизнь, любовь, добро.
Спектакль "Принцесса Турандот" стал в известной степени школой актерского мастерства для всех поколений вахтанговских актеров.
"Нет праздника - нет спектакля", - говорил Евгений Вахтангов. А девиз, вынесенный в заголовок его знаменитой статьи "С художника спросится!", стал определяющим для всей творческой жизни театра.
За более чем девяностолетнюю историю театр возглавляли Рубен Николаевич Симонов (1939-1968), Евгений Рубенович Симонов (1969-1987), Михаил Александрович Ульянов (1987-2007).
С августа 2007 года художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова стал Римас Туминас. Его спектакли - "Троил и Крессида" по пьесе У. Шекспира, "Последние луны" (две истории по пьесам Ф. Бордона "Последние луны" и Г. Мюллера "Тихая ночь"), чеховский "Дядя Ваня", лермонтовский "Маскарад", "Ветер шумит в тополях" Ж. Сиблейраса, "Пристань" (к юбилею Театра Вахтангова), "Евгений Онегин" (сцены из романа А.С. Пушкина), "Улыбнись нам, Господи" Г. Кановича, "Минетти" Т. Бернхарда - завоевали высокую оценку критиков, и безусловный интерес и признание многочисленных поклонников драматического искусства.
Театр Вахтангова - это жанровое разнообразие, от классической трагедии до озорного водевиля; это труппа, в составе которой известные в России и за её пределами актеры: Юлия Борисова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Вячеслав Шалевич, Евгений Князев, Мария Аронова, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Максим Суханов, Алексей Гуськов, Юлия Рутберг и многие-многие другие.
Со 2 по 10 сентября вахтанговцы покажут в Уфе лучшие спектакли сегодняшнего репертуара - "Евгений Онегин", "Анна Каренина", "Дядя Ваня", "Посвящение Еве", "Дядюшкин сон" (на сцене ГАРДТ), "Крик лангусты", "Ревнивая к себе самой" (на сцене театра "Нур"). Итак:
Александр Пушкин
"Евгений Онегин".
Сцены из романа.
Лауреат Первой театральной премии "Хрустальная Турандот" (за лучший спектакль сезона 2012-2013 годов).
Лауреат Театральной премии "МК" (за лучший спектакль сезона 2012-2013 годов).
Обладатель Приза дирекции фестиваля "Балтийский дом" (2013).
Лауреат Премии СТД "Гвоздь сезона" (2014).
Лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска" (2014).
Режиссер Римас Туминас, а также Юлия Борисова, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Олег Макаров и молодые артисты решили воплотить роман в стихах в драматической форме. Осторожно, импровизационно, пытаясь найти сценический эквивалент слову, сюжету, ничего не разрушая и стараясь ничего не пропустить. Это наше познание Пушкина, его героев, их мира, пространства России.
"Евгений Онегин" - это что? Философское размышление о жизни в поэтической форме? Не только. История любви? Не совсем. Это огромное пространство мира и чувств, которое вместило все эпохи, игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение.
Спектакль Римаса Туминаса разрушает стереотипы, он, как всегда, авторский, увиденный и выстроенный полифонично, музыкально, жестко и эмоционально. Режиссеру чужд поэтический флер, он ломает ритмическое построение фразы, его влечет проза жизни, он враг выспренности и ложной лиричности.
Кто герой этого романа - Онегин? Конечно же Татьяна, "Татьяна - русская душою...".
Их разность столь очевидна, что, идя навстречу друг к другу, они обязательно пройдут мимо, так несоприкасаемы их души в понятии любви, достоинства, духовности. Ее доминанта - Россия. Его метания по свету - суета, невозможность остановиться на главном, а скорее, незнание, что есть главное - Родина, долг, любовь?
В их невстрече - горькая закономерность несовместимости.
Антон Чехов "Дядя Ваня". Сцены из деревенской жизни в двух действиях
Лауреат премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль сезона 2009-2010 годов".
Лауреат Международной театральной премии имени Станиславского (2010).
Лауреат ежегодной театральной премии Союза театральных деятелей России "Гвоздь сезона" (2011).
Лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска" (номинация "Лучший спектакль года", 2011).
Не удивляйтесь, если, придя на спектакль "Дядя Ваня", вы не узнаете знакомых персонажей, а известные слова зазвучат неожиданно. Нет, Римас Туминас не переписал чеховский текст, не сократил его. Он прочел его с листа, как бы не догадываясь, что и до него были интерпретаторы.
Режиссер очистил сцену от быта, оставив поле битвы страстей, разбитых иллюзий, неслучившихся надежд.
Герои Чехова, увиденные Туминасом и воплощенные актерами, живут в сшибке амбиций, философствования, трудолюбия и лености, служения и потребления.
В творчестве Чехова находят предтечу театра абсурда: говорят одно, делают другое, думают третье. "Дядя Ваня" Туминаса о том, что думают герои Чехова и в чем признаются только в минуты душевного потрясения. Они порой косноязычны, как дядя Ваня, или излишне брутальны, как Астров, но их признания вырываются из души яростно, как человек из душной комнаты на свежий воздух.
"Анна Каренина". Хореографический спектакль по мотивам романа Льва Толстого
Лауреат премии "Вильянуэва-2013" (Куба) за лучший иностранный спектакль.
В завершение юбилейного сезона Вахтанговского театра, весной 2012 года, Анжелика Холина - режиссер и хореограф - выпустила спектакль "Анна Каренина" по роману Льва Толстого, воплощая на сцене эстетику невербального театра.
"Я ищу эквивалент гармонии слова и смысла в пластике. Ведь каждое движение таит в себе смысл, адекватный слову.
Музыка Альфреда Шнитке помогает раскрыть характеры, ее глубокий драматизм и вместе с тем изящество и легкость соответствуют амплитуде чувств героев романа.
Для меня мораль романа - женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Нам кажется, что все мы знаем, что такое любовь, но когда это чувство приходит, мы сталкиваемся с собственным эгоизмом, который все разрушает" (Анжелика Холина).
Эрик-Эммануэль Шмитт "Посвящение Еве". Спектакль в одном действии
Режиссер Сергей Яшин поставил этот спектакль в 1999 году, и с тех пор история, сыгранная актрами Василием Лановым и Евгением Князевым, не перестает волновать зрителей, захватывая с самого начала и не отпуская до конца.
...Первые звуки спектакля - шум прибоя, обозначающий место действия. Это остров в норвежском море, где уединился знаменитый писатель Абель Знорко.
Писатель обрел на острове спасение от повседневности, здесь не надо играть роль счастливого человека, не надо "надевать" светскую улыбку, когда подступают боль и страдание. Однако его уединение неожиданно нарушает Эрик Ларсен, представившийся журналистом.
Причиной встречи героев послужил выход книги, автором которой является один из них. Книга о любви, основанная на многолетней переписке, мгновенно стала бестселлером и спровоцировала конфликт. Новый роман писателя представляет собой подлинную переписку Знорко с возлюбленной.
Добавим, что над этим спектаклем работала и лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, профессор Высшего театрального института имени Бориса Щукина, некогда преподававшая в Уфимском государственном институте искусств, Ирина Филиппова (пластическое решение сценического пространства).
Федор Достоевский "Дядюшкин сон". Комедия в двух действиях
Анекдот, развернутый Достоевским в картину провинциальных нравов, в классической постановке Владимира Иванова - это своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого князя и Марии Ароновой, играющей Москалеву. Вместе этот замечательный дуэт дарит несколько часов неподражаемого комического представления.
Режиссер спектакля Владимир Иванов, следуя ставшим уже знаменитыми канонам, элегантно и трогательно переносит нас в провинциальный городок середины XIX века, где Марья Александровна Москалева пытается выдать свою дочку за престарелого князя.
На пути к "счастливому" браку ее ничто не останавливает: ни влюбленный в Зину (Анна Дубровская) племянник князя (Олег Макаров), ни козни ее соседок, ни глупость собственного мужа. Все преграды преодолимы для воинствующей "наполеонши", кроме честности и порядочности дочери.
В лучших традициях вахтанговской школы Владимир Иванов преподнес этот спектакль как некий дорогой антиквариат, тем самым еще раз подтвердив вечную молодость старой доброй классики.
Тирсо де Молина "Ревнивая к себе самой". Комедия в двух действиях.
Тирсо де Молина - современник Сервантеса, Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона. В его пьесах со сложной интригой драматическое и игровое начало переплетаются, являя собой тонкую вязь взаимоотношений, вступая в единоборство. Вымысел и реальность меняются местами.
Интрига этой истории заключается в том, что кабальеро дон Мельчор, приехавший из провинции в Мадрид к заочно сосватанной невесте, в церкви влюбляется в незнакомку, увидев только ее прелестную ручку, не зная, что она принадлежит его суженой Магдалене. Случайная встреча молодых людей после мессы производит на Магдалену впечатление, она влюбляется в Мельчора (ее лицо закрыто мантильей), не подозревая, что он и есть ее жених. На свидании в доме отца Магдалены Мельчор не угадывает в суженой хозяйку прелестной ручки, а Магдалена, оскорбленная его равнодушием, начинает ревновать Мельчора к самой себе, не открывая ему истины.
Зрители станут свидетелями многих забавных перипетий, которые в результате приведут к счастливому концу. Режиссер спектакля - Александр Коручеков.
Джон Марелл, "Крик лангусты".
Пьеса в одном действии
Великая актриса Сара Бернар пытается реконструировать события былого.
В воспоминаниях она опять на сцене, в детстве, в конфликте с матерью, в разговорах с любовником. Зачем ей это? Да для того, чтобы наполнить угасающую жизнь эмоциями, страстями, но уже в воспоминаниях. Ей по-прежнему нужна сцена, партнеры. И Сара Бернар произносит монологи, разыгрывает диалоги со своим секретарем Питу.
Театр - ее жизнь, ей необходим адреналин, и это - сцена, в которую она превращает берег французского курорта Бель Иль ан Мер. Питу понимает, что значит для актрисы театр. Она - уходящая натура. Ей не удалось закончить полемику с оппонентами, поскольку последние ушли из жизни, слова оказались невысказанными, но Сара Бернар с упорством продолжает односторонний спор. Для нее реальность и уход в небытие, в котором эфемерность прожитого, чувства, страдания, иррациональность, страсти, алогизмы органичны. Это и есть жизнь, а следовательно, это и есть - театр.
В камерной постановке Михаила Цитриняка заняты актеры Юлия Рутберг и Андрей Ильин.
Подготовила Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: сцены из спектаклей "Дядюшкин сон", "Евгений Онегин" и "Дядя Ваня".
НА СНИМКАХ: сцены из спектаклей "Дядюшкин сон", "Евгений Онегин" и "Дядя Ваня".
11-05-2016 (0) Просмотров: 1 350 Номер: 89(12987) Версия для печати