Шапито-шоу
На манеже собственно “Мамуля” и другие обитатели Земли
В пятницу, 27 мая, Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури закрывает свой очередной, девяносто шестой сезон, напоследок приготовив для зрителей особый подарок. Речь о комедии “Мамуля”, которую по пьесе московского драматурга Сергея Белова ставит художественный руководитель БАТД Олег Ханов. Впрочем, премьера спектакля пройдет сегодня, 25 мая, а 27-го зритель сможет насладиться игрой другого состава - их, добавлю, два.
Но есть в “Мамуле” и “одиночки”, скажем, Фируза Аллаярова (Нажия), Руслан Хайсаров (Ямиль), Разифа Динмухаметова (Элеонора) и... народный артист России, Башкортостана и Татарстана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, мэтр Башкирского академического театра Фидан Гафаров, который и исполняет заглавную роль.
В постановочную группу, помимо Олега Закировича (он по сложившейся традиции, приступив к работе над новым спектаклем, перестал бриться), вошли художник Альберт Нестеров, композитор Лейсан Шарипова (поклонникам Гафарова наверняка будет важно и то, что Фидан Сафич в спектакле поет) и балетмейстер Сулпан Аскарова. Перевел пьесу Миндулла Идрисов, актер Салаватского башкирского театра.
...Незадолго до премьеры мне довелось посмотреть прогон “Мамули”. И я, еще сидя в зале, поняла, что при благоприятном стечении обстоятельств (а об ином и мыслить нельзя!) публика будет хохотать бешено. У Фидана Сафича, безусловно, бенефисная роль, да еще учтите то, что мужчина, переодетый в женщину, всегда вызывает приступы смеха. В общем, прибавьте сюда любовь к Гафарову народа и делайте выводы.
Любопытный факт: стихия смеха буквально наступает на Уфу театральную, заявляя о своих правах на внимание зрителя почти в каждом творческом коллективе. В БАТД недавно состоялась премьера спектакля “Муж на час”, а ему уже дышит в затылок беловская “Мамуля”, Национальный Молодежный театр (русская труппа) ушел в лето под хохот, вызванный репликами “Оскара” Клода Манье, а в Русском академическом на выходе “Палата бизнес-класса” Александра Коровкина. Но это так - небольшое отступление по поводу явления, требующего, быть может, анализа, но в ином материале и не в этот час...
Возвращаясь же к новому “высказыванию” БАТД, на которое Олега Закировича сподвиг текст “Господина Аншлага” (так в театральной среде иные называют Сергея Белова), я могу уверить публику в том, что Ханов не был бы Хановым, если бы не придумал некий перевертыш, благодаря коему смех в зале вдруг обрывается. И зритель, постепенно прозревая, начинает понимать абсурдность происходящего, проецируя увиденное на картину сегодняшнего дня. Впрочем, все разрешается благополучно: простачок обведен вокруг пальца, хитрецы остались при своих козырях, а смех, быть может, даже гомерический, очищающе действует на каждого из сидящих в креслах партера, ложах и на балконе.
Виртуозно играют в новом спектакле супруги Амировы - Гульнара и Алмас (Марьям Иршатовна и Василь Кабирович), ничуть не уступает им и пара из другого состава - Светлана Хакимова и Ильдар Саитов. Чрезвычайно забавными показались мне и так называемые слуги просцениума, или, если хотите, коверные - Айнур Ситдиков и Айдар Шамсутдинов. И еще: когда все это шапито-шоу с гиканьем и свистом вдруг обрушивается на твою бедную голову, ты, оглушенный, окончательно теряешь ощущение реальности и сам начинаешь чувствовать себя цирковым, понимая, что вся страна, какое там, весь мир - это манеж, где каждый - Рыжий, и твои собратья по несчастью крутят кульбит за кульбитом...
[right]Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции спектакля “Мамуля”.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
[/right]НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции спектакля “Мамуля”.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
25-05-2016 (0) Просмотров: 1 053 Номер: 99(12997) Версия для печати