В свете рампы
О вечном и бытийном поведал всем спектакль "Земляки"
Нынешний визит в Уфу Салаватского государственного башкирского театра драмы, представившего на сцене БАТД спектакль "Земляки" по повести Мустая Карима "Деревенские адвокаты", безусловно, запомнится зрителю. И прежде всего - великолепным актерским исполнением. Поставил спектакль начинающий режиссер Антон Федоров. Родом он из Стерлитамака, в 2006-м закончил актерский факультет Высшего театрального училища (института) имени Бориса Щукина, ныне учится там же, но по специальности "режиссура", и параллельно работает как актер в двух творческих коллективах - "Другой театр" и "Практика", а еще снимается в кино.
Как судьба привела Антона Федорова в Салаватский башкирский театр, да еще для постановки национальной классики - неизвестно... Но сделал он чудесный спектакль, с великолепным ансамблем исполнителей, где на первый план выдвигается актерское мастерство. Будучи сам актером, Федоров этюдным методом, кропотливо и дотошно прорабатывает каждый образ и, словно пазл, из ярких сценических "кусочков" выстраивает удивительную картину бытия. Спокойно, сдержанно и деликатно "читая" повесть Мустая Карима, режиссер создает лаконичный сценарий и ставит спектакль без надрыва и пафоса. Голос у его "Земляков" сухой, мужской и без малейшей доли мелодраматизма.
В этом спектакле-притче через судьбы трех героев (текстом программки они определены как Первый, Второй и Третий старцы), оказавшихся между двумя мирами, прослеживается горькая история нашей страны. Весь спектакль, а он идет около двух часов и без антракта, актеры, играющие этих старцев, - заслуженный артист Башкортостана Якуп Шарипов, народный артист Башкортостана Рим Зиязетдинов и заслуженный артист России Миндулла Идрисов - находятся между зрительным залом и сценой. Во время действия они молча сидят на пеньках, и лишь в финале мы поймем, что это - надгробия... Между эпизодами (спектакль, как и повесть, состоит из небольших рассказов) старцы балагурят, подтрунивают друг над другом, рассказывают маленькие притчи, размышляют о жизни и смерти, о добре и зле. Они не комментируют происходящее на сцене, не вмешиваются в действо, не делают выводов - они лишь созерцают свое прошлое.
А прошлое - молодые Нурислам, Курбангали, Кашфулла и все остальные персонажи этой истории длиною в целую жизнь - расположилось на специальной лестнице, сооруженной посередине сцены из настоящих сосновых брёвен (сценография - Антон Федоров и Наталья Юганова). Перед каждым эпизодом на той лестнице будут выстраиваться актеры, занятые в отрывке.
Кашфулла, председатель сельского совета в исполнении Рафаэля Гайнуллина, в начале спектакля кажется закрытым, немногословным, жестким, где-то, может быть, даже жестоким. Герой раскрывается постепенно, доходя до высшей точки искренности в сцене сумасшествия и отчаяния, когда его спаивают недруги и он терпит позор. Спасает Кашфуллу подброшенный младенец. Это самая красивая и пронзительная сцена в спектакле: неожиданно для себя мы вдруг обнаруживаем на левой части подмостков колыбель, на которую при луче света медленно и нежно опускается сверху маленькое хрупкое перышко. И изумленный зал вместе с потрясенным героем провожает это перышко взглядом. Так посредством театрального волшебства все мы становимся свидетелями чуда рождения человека...
Невероятно сильна по драматизму сцена голода - одна из кульминационных в спектакле. О ней оповещает резкий металлический звук, и люди, сидящие на лестнице, как насекомые, начинают копошиться в коре нешлифованных брёвен. Кашфулла силой отнимает у голодного мальчугана ядовитый колосок пшеницы, бьет малыша плетью, из-за чего ребенок чуть ли не теряет разум. Кашфулла - Гайнуллин, обняв мальчика, уснувшего на его коленях, со слезами произносит монолог о том, что не в силах помочь детям. Мальчугана играет актриса Рамзия Максютова. Когда ее маленький исхудавший герой кричал от боли, голода, злости, обиды, меня пробирала дрожь.
В этой постановке Рамзия Максютова также играет роль Сагиды, жены Хальфетдина - Мираса Юмагузина. Абсурдный эпизод с разводами и женитьбами решен режиссером не только с юмором - поражает и филигранная проработка образов. Это тот момент, когда получаешь настоящее эстетическое наслаждение от интонации, мимики актеров, от тонко подмеченных нюансов, психологических переходов. Какой ироничный здесь Мулла - Рустам Фазылов, который деликатно и очень умно решает семейные неурядицы Хальфетдина и Сагиды. И как, кстати, подл, как неприятен созданный этим же актером образ Лисы Мухтая, чьи глаза начинают блестеть от предвкушения позора Кашфуллы перед всей деревней.
Здесь каждая работа значима. Даже народные артистки Башкортостана Гульшат Зиязетдинова и Гульчачак Шарипова, выходя лишь в эпизодических ролях Старушек, запоминаются одной только фразой, даже взглядом, жестом. Эти работы оставляют неизгладимый след в сердце зрителя. Такие женские образы, как Баллыбанат - Наркас Юмагузина и Гульгайша - Айсылу Лукманова вносят в спектакль лирическую нотку - они легки и воздушны, являются воплощением красоты и семейного покоя. Напротив, Кумешбике - заслуженная артистка Башкортостана Науфиля Якупова становится символом отчаянья и страстного желания стать матерью.
Не могу не отметить и игру Револя Гималова, создавшего образ трусливого Муратши, особенно тот момент, когда его герой сидит на столбе и поет гнусную частушку, в то же время с жадным интересом наблюдая, как рушится человеческое счастье. Поразительно, ведь актер одновременно играет трусость и наглость, малодушие и хамство... Две совершенно разные роли исполнил и заслуженный артист Башкортостана Фатих Кульсарин - участкового Худайдатова и следователя НКВД. Фактурный, мужественный Кульсарин сумел передать внутреннюю трагедию человека системы. Режиссер вместе с художником помещают его следователя в красную коробку, где тот не может выпрямиться в полный рост, поэтому он либо сидит, либо стоит полусогнувшись. И его же участковый - резкий, нервный, вспыльчивый. Страшно, когда Худайдатов со всей силой, фактически исступленно бьет плеткой старого слепого еврея Якова - Ринат Ибатуллин, сын которого сбежал вместе с башкиркой Зубайдой - Лиана Нигматуллина.
Но одними из основных героев все же являются Нурислам - Риф Мусин и Курбангали - Радик Галиуллин. Эти "деревенские адвокаты", чудом освободившие своего товарища Кашфуллу из заключения, выступают здесь носителями добра и справедливости. Нет, они совсем не идеальны. Они наивны, просты и в то же время, когда надо, могут быть лукавыми и даже хитрыми. Замечателен Радик Галиуллин в сцене женитьбы на Сагиде: как ироничен его взгляд, как точно выдерживает он паузу в тот момент, когда не хочет произносить: "Талак!". А герой Рифа Мусина Нурислам и вовсе любит приврать, но его обман - своего рода творческий акт. Такие люди, увлекаясь своей выдумкой, погружаются в мир фантазии...
Нурислам, Кашфулла и Курбангали - три товарища, три земляка, вместе прошли длинную дорогу жизни, большой отрезок нашей истории. В конце шагнувшие в небытие старцы, поправляя протянутые к подмосткам доски-мосты, тихонько взойдут на сцену. Затем взберутся по лестнице на возвышающийся за ней помост, устланный душистым сеном, и уже там продолжат свою беседу о вечном и бытийном. А к нам выйдет мальчик, внук одного из них, с удочкой и в войлочной шапке. Он сядет на опустевшую бревенчатую лестницу и... начнет вершить свою судьбу...
Айсылу САГИТОВА,
театровед.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля "Земляки".
театровед.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля "Земляки".
31-05-2016 (0) Просмотров: 1 515 Номер: 103(13001) Версия для печати