Многая лета тебе, фестиваль!
Казалось, все висит на волоске, но он оборотился... прочной “Ниточкой”
Я, наверное, как никто другой из моих собратьев по журналистскому цеху, знаю подноготную “Ниточки”, поскольку жизнь распорядилась так, что “Вечерке”, одному из основных информационных партнеров этого фестиваля, выпала честь в каком-то смысле качать колыбель новорожденного младенца. Более того, дородовый патронаж “Ниточки” тоже прошел не без нашего вклада. А это значит, что закулисных тайн феста для “Вечерней Уфы” просто не существует, хотя для рядового зрителя, и уж тем более юного, таковые имеют место быть. Собственно, на театре так и положено: сохраняя таинство кулис, он оберегает иллюзии ребенка, свято верящего в сказку. Волшебную сказку, созданную трудом, потом и кровью взрослых, сохранивших в душе искорку детства.
Впрочем, о “подводных камнях” фестиваля и о черновой работе тех, кто старался подарить людям радость, мы поговорим чуть позже, причем в формате газетного “сериала”. А сейчас в лучших традициях театральности материал требует праздничной увертюры. Итак, мы начинаем...
С 6 по 11 ноября в Уфе прошел Окружной фестиваль “Театральное Поволжье - Ниточка”, заявки на участие в котором, помимо принимающей стороны, подало одиннадцать коллективов из девяти российских городов - Самары, Пензы (в гостевой программе), Оренбурга, Казани, Ульяновска, Челябинска, Ижевска, Чебоксар, Набережных Челнов. Четырнадцать спектаклей (а некоторые играли по два раза - итого двадцать два) шли на двух площадках - в Башкирском государственном театре кукол и в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан имени Мустая Карима (Большая и Малая сцены). И посмотрели их четыре с половиной тысячи человек, и тысячу из них дирекция феста пригласила бесплатно, говорю о ребятишках с ограниченными возможностями здоровья (в частности, питомцах Центра детского развития Благотворительного образовательного фонда “Мархамат”), сиротах, малышах из малообеспеченных семей... Для сравнения - на Международном фестивале тюркоязычных театров “Туганлык” конкурсные спектакли увидели восемь тысяч зрителей (это при том, что показывали постановки для взрослой аудитории на четырех площадках). Согласитесь, “Ниточка” совсем неплохо смотрится на фоне своего старшего “коллеги”. Я бы даже сказала, что и в “цифровом” эквиваленте выглядит она вполне достойно.
Теперь о том, почему наша “Ниточка”, задуманная задолго до восьмидесятилетнего юбилея Башкирского государственного театра кукол, приросла вдруг “Театральным Поволжьем”, год назад стартовавшим в Пензе. Идея родилась в недрах бывшего состава Минкульта Башкортостана. Далее, получив поддержку в Правительстве РБ, она была “спущена” в БГТК и, к чести последнего, творчески им освоена и органично “присвоена”. Ничего плохого в таком слиянии я не вижу, поскольку “Поволжье”, уже имея статус федерального феста, обогатило широко взмахнувшую крылами, но из-за финансирования частично потерявшую “оперение” уфимскую “Ниточку” новыми именами, названиями и коллективами. В любом случае сие можно расценивать как прорыв, поскольку последний масштабный фестиваль театров кукол, а это был “большой съезд Уральской зоны”, проходил в столице Башкортостана тридцать два года назад. И разве не любопытно нам взглянуть на “куколки” поволжских весей, мягко говоря, не так часто посещающих город над Агиделью? К ним “подверстались” приглашенные оренбуржцы и челябинцы, о житье-бытье коих мы тоже знаем не так уж и много, плюс приехали идеологи “Театрального Поволжья”, а точнее его законодатели, во главе с Сергеем Казаковым - художественным руководителем Пензенского областного драматического театра имени Анатолия Васильевича Луначарского, и привезли с собой два спектакля, вполне логично открывавших “Ниточку” постановками, как говорят мастера искусства третьего жанра, в живом плане: “Муха-цокотуха” - для детей, и “Куклы” - для взрослых. Кстати, постановки эти более чем конкурентоспособны, в том числе и в “поле драматического искусства”.
...Уже в глубокой ночи, в тяжелый и многотрудный для устроителей день старта “Театрального Поволжья - Ниточки”, автору этих строк удалось побеседовать с Сергеем Владимировичем, который в финале “Кукол” сам выходит на сцену в образе истинного Пигмалиона. Мне понравился Казаков, буквально фонтанирующий идеями по поводу продолжения жизни своего детища. Рациональное зерно в рассуждениях творца “Театрального Поволжья” есть. Как есть и смысл в том, что со временем фестиваль областной может переродиться в фестиваль открытый, позволяющий участвовать в нем, помимо волжан и, естественно, уфимцев, представителям Уральской зоны и Сибири, Дальнего Востока и центральной части страны, а спустя годы, может быть, даже и зарубежья. Бюджет “Ниточки” был не слишком богат (временами мне казалось, что жизнь фестиваля висит на волоске), но каждую выделенную копеечку “штаб” тратил честно и с умом, по ходу “латая прорехи”, ведь проживание и пищевое довольствие участников тоже шло за счет хозяев... Устроители понимали: брать им больше неоткуда, спонсоры и меценаты, осознающие, насколько важен подобный форум для людей, работающих на наше будущее, пока не откликнулись. А жаль... Наверное, в детстве таковых не водили в театр кукол, а это значит, что они никогда не видели горящих глаз ребятни, живо реагирующей на происходящие на сцене чудеса. Раз так, то жизнь их в чем-то обездолила...
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: БГТК в дни фестиваля; на финальном поклоне артисты Татарского государственного театра кукол “Экият” (спектакль “Волшебные сны Апуша”).
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКАХ: БГТК в дни фестиваля; на финальном поклоне артисты Татарского государственного театра кукол “Экият” (спектакль “Волшебные сны Апуша”).
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Продолжение следует.
20-11-2012 (0) Просмотров: 2 047 Номер: 222(12120) Версия для печати