ПОД ЗНАКОМ САЛАВАТА
Башкирский бренд
В числе музыкальных критиков, которых руководство Башкирского государственного театра оперы и балета пригласило на премьеру "Салавата Юлаева", был и москвич Александр Матусевич, который приехал на второй спектакль. Отклик нашего гостя на это событие, вышедший в музыкально-информационной газете "Играем с начала", сегодня публикует "Вечерняя Уфа".
Остается только добавить, что опера Загира Исмагилова "Салават Юлаев" в очередной раз пройдет
на сцене БГТОиБ в четверг, 16 февраля.
Столетию со дня рождения классика башкирской музыки Загира Исмагилова (1917-2003) Башкирский государственный театр оперы и балета посвятил новую постановку его первой и самой известной оперы "Салават Юлаев".
Эпическое музыкальное сказание о герое башкирского народа, отважном воине и выдающемся поэте, появилось на свет в 1954-м. Его автор в ту пору учился в Московской консерватории, и данный опус - дипломная работа Исмагилова, оцененная очень высоко и профессиональным сообществом, и публикой. За нее молодой композитор всего через год после окончания вуза получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а само произведение в 1995-м с успехом было показано на сцене Большого театра СССР в рамках Декады башкирской литературы и искусства. Первая из шести опер Исмагилова имела счастливую судьбу - постановка 2016 года уже пятая в Уфе: к "Салавату Юлаеву" за прошедшие шесть десятилетий неоднократно обращались разные поколения музыкантов, что говорит о неугасающем интересе к творчеству классика в целом и к его первенцу в частности.
Музыка "Салавата Юлаева" - пример удачного преломления высоких академических стандартов (прежде всего русской классической оперы и советской как ее прямого продолжения) на национальной неевропейской (по этномузыкальной традиции) культурной почве. Выразительные и своеобразные мелодии тюркского народа соседствуют со строгими канонами оркестрового письма, эмоционально выпуклый речитатив, особый колорит которому придает необычное на слух звучание башкирского языка, с тембрами национальных башкирских инструментов (например, курая). Арии, ансамбли, хоры, оркестровые интерлюдии, балетные сцены скроены по законам психологической правдивой русской оперы, в них выдержан уровень мастерства, достойный продолжателя традиций русской музыкальной ориенталистики: они наполнены обработками подлинных народных песен и наигрышей башкир и сочиненными в их духе темами.
Образ Салавата Юлаева неоднократно привлекал внимание Загира Исмагилова: помимо оперы он написал о народном герое целый ряд произведений (романс, кантату, вокальный цикл и другие). Для создания оперы композитор тщательно изучил архивные материалы, связанные с Крестьянской войной 1773-1775 годов, роли в ней Салавата и башкир, а либретто на их основе написал Баязит Бикбай.
Опера поется преимущественно по-башкирски, но есть крупные сцены, связанные с Пугачевым, восставшими русским крестьянами, царским губернатором Рейнсдорпом, которые идут на русском языке. Несмотря на ряд драматических сцен (шествие ссыльных, казни в осажденном Оренбурге, гибель жены Салавата Амины), опера завершается на мажорной ноте, в духе послевоенного советского оптимизма - Пугачев и Юлаев объединяют свои усилия в борьбе за лучшую долю для простого народа.
По меркам истории, если сравнивать с оперой итальянской, немецкой, французской и даже русской, башкирская музыкальная драма еще очень молода. Во многом поэтому интерпретация ее ключевых произведений не допускает вольностей в обращении с историческим материалом, попыток отстранения от него и выхода на уровень абстрактных обобщений и метафор. Но в опере, подобной "Салавату Юлаеву", оторваться от исторического контекста весьма затруднительно. Театр и не ставит перед собой таких задач, предпочитая классическое, традиционное прочтение, когда изображаемое на сцене четко следует за либретто.
Режиссер из Мариинского театра Иркин Габитов создает убедительный реалистический спектакль, колоритное полотно, в котором ни разгул танцевальной стихии (хореограф Шамиль Терегулов), ни выход гнедого жеребца (на нем победно выезжает титульный герой), ни бодрые духоподъемные хоры не выглядят архаично. Постановка визуально богата: с помощью видеографики (завораживающие картины уральской природы), искусной работы света (Егор Карташов) и красивых костюмов художник Рифкат Арсланов создает зрелищное и выразительное высказывание.
Как показывают последние сезоны, музыкально Башкирской опере по плечу самый разный репертуар - "Орлеанская дева" Чайковского, "Кармен" Бизе, "Геракл" Генделя. То, что на "отлично" справились с национальным опусом, не вызывает никакого удивления на этом фоне. Стройно и экспрессивно звучащий оркестр (дирижер Артем Макаров), чисто и тембрально насыщенно поющий хор (хормейстер Александр Алексеев), крепкий вокальный каст, в котором опытные мастера (Раиль Кучуков - Юлай, Владимир Копытов - Пугачев, Фанави Салихов - Бухаир, Ямиль Абдульманов - Рейнсдорп и другие) и голосистая молодежь (Идель Аралбаев - Салават, Гульнара Валеева - Амина, Катерина Лейше - Кюнбика, и др.) одинаково хороши. Вот компоненты музыкального успеха уфимской премьеры.
Александр МАТУСЕВИЧ,
Москва,газета "Играем с начала", № 1 (150), 2017.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Москва,газета "Играем с начала", № 1 (150), 2017.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
14-02-2017 (0) Просмотров: 1 108 Номер: 13(13089) Версия для печати