Электронное образование
Рустэм Хамитов:
“Пока есть только эмоции, а нужен результат”
В прошлую среду состоялось заседание Совета при президенте РБ по развитию электронного образования.
Открывая заседание, президент республики констатировал неутешительный факт: в то время, как электронное образование давно уже стало общемировым трендом, в Башкортостане оно только набирает обороты.
- Серьезная проблема - отток молодежи в другие регионы для получения образования. Большая часть уехавших на учебу не возвращается, - сказал Рустэм Хамитов. - Необходимо развернуть молодых людей к нашим вузам. Одним из способов решения проблемы может стать развитие электронных ресурсов. Недавно была создана Ассоциация “Электронное образование Республики Башкортостан”. Однако деятельность этой организации не должна ограничиваться формальным объединением. Нет строгой системы сотрудничества со школами, хотя некоторые вузы успешно ведут эту работу. Например, в Башкирском государственном педагогическом университете действует проект “Открытая школа”, авиационный университет проводит олимпиады по информатике. И только Академия ВЭГУ демонстрирует нам, как можно строить образование на основе электронных ресурсов.
Отечественный рынок учебных ресурсов развивается динамично, считает президент, школы по максимуму обеспечиваются электронным оборудованием. Однако многие учителя работают еще по старинке, с мелом и доской. Нужно изучать передовой опыт. “Мы должны создать концепцию и план мероприятий по развитию информационного образования до 2017 года и активизировать эту работу уже сейчас, не дожидаясь последних сроков”, - сказал Рустэм Закиевич.
Доктор физико-математических наук, президент Академии наук Республики Башкортостан, профессор Рамиль Бахтизин в своем докладе рассказал о структуре формирования электронного образования в регионе.
- На данный момент существуют три площадки: Совет при президенте республики, “Смарт-регион” и Ассоциация “Электронное образование Башкортостана”. В состав ассоциации вошли ведущие вузы республики: БашГУ, УГНТУ, УГАТУ, БГПУ, БГМУ, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Академия наук РБ, Институт информационных технологий “АйТи” и Башкирская академия государственной службы и управления при президенте РБ. Ассоциация, созданная в сентябре 2013 и официально зарегистрированная в январе 2014 года, ведет работу в нескольких направлениях: создание и приобретение программных и информационных ресурсов, формирование электронной библиотеки и модульного курса повышения квалификации “Электронное обучение в образовательном учреждении”. Пока эта организация существует за счет вступительных взносов.
Гость из Тайланда Ворасуанг Дуангчинда, директор киберуниверситета Spiratum в Бангкоке, рассказал об истории университета, созданного в 1970 году и имеющего четыре студенческих городка. Два из них расположены в столице Тайланда. Университет известен в стране своими цифровыми технологиями.
- Главный принцип: все виды работы должны быть интегрированы, чтобы способствовать выполнению одной задачи. Каждый студент может освоить тот объем знаний, который ему нужен. В результате применения информационных технологий качество обучения намного улучшилось. Некоторые факультеты, например бухгалтерский учет, очень популярны - сто процентов выпускников находят работу. Деятельность университета получила международное признание ЮНЕСКО.
Гость из Тайланда пригласил руководителей вузов Башкирии к сотрудничеству. Рассматривается возможность обмена студентами и преподавателями. Администрация Spiratum готова выделить стипендию для студентов из башкирских университетов.
Рустэм Хамитов поддержал такое сотрудничество, ведь благодаря этому география совместной работы значительно расширится.
Ректор Академии ВЭГУ Евгений Миннибаев рассказал о концептуальной программе развития электронного образования.
- Информационные технологии могут обеспечить настоящий прорыв в образовании, - подчеркнул Евгений Кадырович. - Для организации работы необходимо привлечение ресурсов. Возможные пути обеспечения - федеральные и государственные целевые программы. Первоначальный капитал можно взять из двух источников: бюджета республики и средств вузов.
При этом один из главных вопросов - создание координационного центра, считает Миннибаев. Здесь возможны варианты: создание при Правительстве РБ специальной организации по реализации программы, повышение статуса Агентства по информационным технологиям, наделение новыми полномочиями и ресурсами Министерства образования РБ.
В заключение Евгений Кадырович сообщил, что академия готова стать базовой организацией по координации развития электронного образования.
Во время обсуждения доклада ректора Академии ВЭГУ президент Башкортостана заметил, что внедрение информационных технологий в систему образования - достаточно сложный вопрос, который нужно решать в формате мозгового штурма. Возникает альтернатива: либо создание общественных организаций, либо профессиональная работа, второй вариант предпочтительнее. На начальном этапе развития потребуются не слишком большие ресурсы. Главное - начать двигаться в нужном направлении.
Следующим докладчиком был ректор Педагогического университета Раиль Асадуллин.
- Опытные учителя активно используют электронные ресурсы. Это во многом совершенствует учебный процесс. Однако в погоне за техническими инновациями важно не потерять саму педагогику. У многих уфимских вузов есть опыт сотрудничества со школами. Наш университет поддерживает Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан, проект “Одаренные дети”, когда по результатам участия в олимпиадах самых одаренных детей закрепляют за вузами и с ними работают профессора; особым успехом у учителей пользуется направление “Методические вебинары”, и, наконец, в рамках проекта “Открытое образование” собраны школьные видеоуроки - около 600 видеозаписей. Это помогает создать здоровую конкуренцию. Акцент делается на малокомплектные и сельские школы.
В рамках проекта “Открытая школа”, напомнил Раиль Мирваевич, Академия ВЭГУ проводит обучение детей-инвалидов. Подхватил инициативу и Аграрный университет, создавший программу обучения школьников по некоторым предметам. Докладчик подчеркнул необходимость создания единой образовательной платформы, на которой действовали бы все вузы республики. Возможно использование этого опыта и в других регионах - на правах аренды. В любом случае нужно разработать единую базу, создать нормативные документы, подготовить кадры. Для этого сначала предстоит решить такие проблемы, как скудность электронной базы, разобщенность организаций, а также то, что медиаконтент еще недостаточно выверен и методологически целесообразен.
Депутат Госдумы, доктор экономических наук Александр Дегтярев добавил, что для увеличения рейтинга Республики Башкортостан, вошедшей в десятку лучших регионов страны, необходимо прежде всего понять существующие проблемы в развитии электронного обучения. Одна из них - низкий уровень доверия к дистанционному образованию. Этот стереотип мы должны преодолеть. Кроме того, многие преподаватели не готовы к принятию инноваций в образовании. Требуется хорошая подготовка специалистов.
Директор Института информатизации образования (ИНИНФО) МГГУ имени М.А.Шолохова Марина Вайндорф-Сысоева высказалась против того, чтобы наделять полномочиями контроля над развитием электронного образования организацию, которая занимается другими делами. Нужно создать независимую структуру, которая могла бы обобщить опыт работы в данном направлении. Многое проводится в разных вузах, но коллеги порой не знают, что именно. Еще один фактор, тормозящий внедрение информационных технологий, - неприятие руководителями учреждений дистанционного обучения. Решению этой проблемы может помочь продвижение электронного образования в летних и зимних школах, работающих во время каникул. По мнению Марины Ефимовны, необходимо создать экспертные группы, в которые входили бы представители из других регионов. Также важно повышение квалификации педагогических кадров. Нужно вовлекать преподавателей в процесс электронного образования и поддерживать активных участников.
Подводя итоги заседания, глава республики сказал о необходимости развивать электронное образование. Ведь оно нужно всем, и молодым, и зрелым, и профессиональным сообществам, и власти.
- Система начала работать в этом направлении. Есть вузы и школы, применяющие информационные технологии. Появился прототип программы электронного обучения. Однако изменения происходят не всегда последовательно. Секретариат Совета работает очень медленно. Это объясняется либо неподготовленностью кадров, либо нехваткой времени, либо элементарным отсутствием интереса. В такой ситуации жизненно важно создать координационный центр - на основе существующих или принципиально новый, что потребует больших затрат. Необходимо выбрать ответственного человека, который мог бы управлять процессом развития электронного образования. И главное: нам важен результат, а не эмоции. Решение нужно принять в течение двух-трех недель.
...Прогресс идет семимильными шагами. Новое поколение осваивает современные гаджеты буквально с пеленок. Пришло время для стремительных изменений и в сфере педагогики. Развитие электронного образования, безусловно, выведет процесс получения и применения знаний на новый, более качественный уровень.
Майя ИВАНОВА.
22-05-2014 (0) Просмотров: 1 608 Номер: 98(12496) Версия для печати