Учитель года-2017
Между прошлым и настоящим провести параллель
Педагогу в первую очередь необходимо быть современным, находиться на одной волне со школьниками, уверена учительница истории и обществознания гимназии №93 Эльвира Ямгутдинова. И наверное, к ее словам стоит прислушаться, ведь несмотря на небольшой стаж (в профессии Эльвира Рафаилевна только пять лет), она достигла определенных высот. К примеру, стала победительницей конкурса “Учитель года столицы Башкортостана-2017” в номинации “Педагогический дебют”. В данный момент участвует в региональном этапе состязаний.
...В школьные годы Эльвира Ямгутдинова с огромным удовольствием ходила на уроки истории, читала литературу, связанную с событиями далекого прошлого. И когда настало время определяться с профессией, смело подала документы на истфак. Единственное, пришлось выбирать между университетами - БашГУ и БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы. В пользу последнего говорила дружелюбная атмосфера, царившая в вузе. А окончательно утвердиться в правильности выбора профессии Эльвире Рафаилевне помогла педагогическая практика: студентка поняла, что ей нравится работать с детьми, когда в глазах школьников читается неподдельный интерес. Кстати, Эльвира Ямгутдинова так вдохновенно рассказывала о своей работе в гимназии, что ее младшая сестра Элина тоже подала документы в БГПУ, а в данный момент работает в той же 93-й учителем математики. Как знать, может быть, с них и начнется новая профессиональная династия?
- Мне предложили участвовать в конкурсе “Учитель года столицы Башкортостана”. Изначально сильно сомневалась, все ли получится? Но одновременно был интерес к тому, как проходят эти соревнования, - рассказывает Эльвира Рафаилевна. - Районный этап показался несложным: дома все-таки и стены помогают, другое дело городской - здесь собрались самые сильные коллеги из семи районов города, конкурировать с ними нелегко.
Профессиональное мероприятие стало хорошей школой для Эльвиры Ямгутдиновой. Она получила возможность посмотреть на работу других педагогов, взять на вооружение что-то из их опыта. К тому же девушка наметила для себя дальнейшие траектории развития.
- Мне не хватает артистизма, решила развивать в себе это качество и активно участвовать в мероприятиях с детьми. При подготовке к конкурсу большую поддержку оказывали коллеги из гимназии, всегда были рады прийти на помощь, - говорит Эльвира Рафаилевна. - Естественно, на “Учителе года” останавливаться не собираюсь, хочется попробовать себя и в других мероприятиях.
Кстати, ей как участнику конкурса предстоит провести урок для педагогов. А это, согласитесь, сложно. Одно дело 45-минутка для школьников, каждодневный привычный труд, совсем другое - учить чему-то опытных коллег, которые владеют материалом и методикой.
...Как и многие педагоги, Эльвира Ямгутдинова хорошо помнит свой первый урок. Это был одиннадцатый класс. Ребята встретили молодую учительницу очень приветливо, ей сразу удалось найти с ними общий язык. Как оказалось, школьники неплохо владели знаниями по истории, поэтому Эльвира Рафаилевна искала для них дополнительную литературу, старалась сделать каждый урок интересным.
Одна из главных миссий учителя истории, по мнению Эльвиры Рафаилевны, - научить ребят высказывать свое мнение. По ее словам, исторические события - это не просто сухие даты и цифры, а какая-то позиция. И ребята должны это понимать. На уроках проводятся параллели между событиями дней минувших и современными новостями.
- Всегда говорю ребятам, что история повторяется, и прошу найти схожие моменты, - делится Эльвира Рафаилевна. - Что касается обществознания, то это практикоориентированный предмет, поэтому его не надо учить, необходимо соотнести параграфы из учебника с реальной жизнью.
Кстати, на уроках Эльвира Ямгутдинова никогда не требует пересказа написанного в учебнике. А сами ребята принимают активное участие в работе: рассуждают, учатся сопоставлять различные события. Учителю остается лишь направлять их поиски в правильное русло, задавать вопросы-подсказки.
- Современным учителем быть непросто, но интересно, - считает наша собеседница. - Необходимо налаживать контакты с детьми, порой даже понимать сленг, чтобы знать, о чем идет речь. На мой взгляд, нельзя ставить себя выше учеников - тогда ребятам сложно будет раскрыться. Но и дистанцию сохранять необходимо, субординацию никто не отменял. Не могу сказать, что я строгий учитель, дети меня не боятся, но слушаются и добросовестно выполняют домашние задания.
Ирина НУРИМАНШИНА.
10-03-2017 (0) Просмотров: 1 626 Номер: 20(13096) Версия для печати