Суртан – не султан, но почтения достоин!
За десятилетия существования нашей рубрики я неоднократно рассказывал о тех или иных случаях, связанных с главной разбойницей наших вод – щукой. Ни об одной пресноводной рыбе не сложено столько легенд, слухов и небылиц, как о героине нашего сегодняшнего повествования. О ней сочинена даже известная каждому малышу в нашей стране сказка! И будет, конечно, очень несправедливо, если мы одну из наших подборок не посвятим целиком этому пирату наших рек, прудов и озер…
За годы активного спиннингового ужения – а это около 40 лет – я выловил в общей сложности более тысячи щук, что зафиксировано в моем рыбацком дневнике. Сочинять не буду – монстры не попадались, самый весомый трофей потянул на 4800. А уж сколько попалось двухкилограммовых и «трешек» – не считал. Но хорошо помню свою самую первую щуку. Случилось это на башкирской речке Касмарке, когда было мне восемь лет. Взяв отцовский спиннинг, оснащенный как поплавочная удочка, я насадил на крючок пескаря и вскоре с удивлением обнаружил, что большой пробковый поплавок погрузился глубоко в воду. Дрожа от волнения, я вытащил снасть - и со смешанным чувством, где слились воедино ужас и восторг, увидел висящую на крючке килограммовую рыбину. Бросив спиннинг с хищницей на траву, я с воплями кинулся звать отца…
Каждое лето мои родители гастролировали с концертами по республике, и я с удовольствием переезжал с ними из деревни в деревню. Там, где был хоть малюсенький водоем, мы с отцом отправлялись на рыбалку. Пойманную мной в самом начале лета щуку я решил непременно показать оставшейся в Уфе бабушке, а потому засолил ее и засушил, что с этим видом рыб делать крайне не рекомендуется - будучи нежирной, щука быстро пересыхает и твердеет. Надо ли говорить, что в конце августа, вернувшись, я торжественно вручил бабушке нечто вроде несгибаемой палки!..
Щука обитает повсюду. Ее хорошо знают в Европе, а американцы ловят ближайшего родственника нашего «речного крокодила» - маскинонта. Немудрено, что и имен у этой рыбы множество. Ихтиолог конца ХIХ века Л.П. Сабанеев упоминает, что в Ярославской губернии щуку называют «лончак», в Литве – «лидена», в Финляндии – «гауки», в Пермской области – «чери» (откуда у пермяков это английское словечко?!), у калмыков –«цухора», у монголов – «цурухай», у башкир – «суртан». Именно суртаном называли щуку в мамином родном Зианчуринском районе, где мы с двоюродными братьями дни напролет охотились за речными разбойницами. Слова «щука» я там не слышал никогда. Но было четкое разделение – суртаном называли только большую, как минимум под два кило, рыбину. Тех, что поменьше, называли «сурагай». Именно отсюда, думаю, и пошло слово «шурагайка», как, по сведениям Сабанеева, называют небольших щук на Урале.
Спустя годы в том же Зианчуринском районе (впрочем, как и во многих других) я обнаружил любопытное лексическое изменение: небольших щук перестали называть «сурагай», а стали говорить «щукэ», на русский лад. За крупными экземплярами титул «суртан» был сохранен (к сожалению, сегодня деревенские рыболовы в большинстве своем забыли слово «суртан», употребляя более привычное «щукэ»).
Современные спиннингисты привнесли несколько новых словечек. Например, щук из заросших травой озер называют жабами, соответственно, щучьи озера – жабовниками. И уж совсем маленьких щурят по традиции именуют карандашами. И вы теперь знаете, о чем идет речь, если кто-то посетует: «В этом жабовнике – одни карандаши!»
Конечно, большинство слухов и легенд связано с размерами щуки. Сабанеевский труд «Жизнь и ловля пресноводных рыб» и открывать страшно. Он пишет, что экземпляры по два-три пуда ловятся в России повсеместно (напомню, что пуд – это 16 килограммов!), в Онежском озере нередки четырехпудовые щуки. А вот в Ладожском попадаются трофеи поскромнее – в основном не более пуда. Также ихтиолог сообщает, что был такой случай: монах Ульяновского монастыря, рыбача с лодки на снасть-дорожку, выловил щуку весом в пять пудов. У нас нет основания не верить весьма уважаемому ученому, но, к сожалению, подобные случаи никоим образом документально не зафиксированы. А потому верить или нет – дело каждого.
Но, кстати, и «доказательства» могут быть липовыми. Примером тому – известный на весь мир изловленный в Германии трофей весом якобы в 140 килограммов. На скелет монстра мог полюбоваться каждый, посетив музей немецкого города Мангейм. Но миф был развеян: «скелет» оказался изделием, искусно собранным из костей нескольких крупных щук.
Абсолютно точных, задокументированных данных о том, какие самые крупные щуки были пойманы в СССР и России, нет. Сведения очень разнятся, но на сегодняшний день признано единодушно, что самая крупная щука была поймана в Ладожском озере близ города Сортавало и весила 49 килограммов 200 граммов. Удивительна история ее добычи. Рыболов поймал на воблер пятикилограммовую хищницу, и в тот момент, когда он ее вываживал, появился монстр, который решил полакомиться добычей рыболова. До этого случая (нигде не упомянуто, в каком именно году это произошло!) задокументирована была поимка тридцатипятикилограммового «крокодила» на озере Ильмень, и случилось это в 1930 году.
Я как-то в своих публикациях уже упоминал, что в нашей республике самые крупные щуки живут на Кандрыкуле. По крайней мере, я могу с достоверностью свидетельствовать о нескольких здешних трофеях. Высушенная голова шестнадцатикилограммовой щуки, которую вы видите на нижнем снимке, украшает мой рабочий кабинет более 20 лет. А дело было так. Я тогда работал редактором «Уфимской недели», информационно-рекламного приложения к «Вечерней Уфе». Сотрудник газеты, мой друг, автор замечательных очерков о флоре и фауне Фларит Шакиров поехал на Кандрыкуль в составе рейдовой бригады рыбинспекции. На следующий день в редакции зазвонил телефон. Фларит сообщил, что подняли браконьерскую сеть, в которой запуталась уже уснувшая к тому моменту пудовая щука. Выпускать ее было бессмысленно, и я попросил моего друга привезти голову хищницы, дабы оформить ее как трофей. Что он и сделал. Я не стал обращаться к таксидермистам, а просто засыпал голову солью и, продержав ее так с пару неделек, засушил и покрыл бесцветным лаком. Проблемой стало лишь изготовление глаз, но я как умел их слепил из пластилина, а из бумаги вырезал кружочки – зрачки. Сувенир, может, по меркам специалистов, получился и весьма самодеятельный, но всех все равно впечатляет.
Кстати, едва Фларит отбыл с Кандрыкуля, мне позвонили инспекторы и сообщили, что нашли другую сеть, в которой был экземпляр весом ровно в 20 килограммов. Жаль, что голова этого монстра до меня не дошла…
Другой мой друг, инспектор рыбоохраны озера Кандрыкуль Амир Вахитов самолично выловил на спиннинг двух огромных щук – весом в 12 и 18 килограммов. Причем одну из них вытащил в жаркий летний день чуть ли не среди купающихся! Орудием лова был спиннинг с толстой леской и самодельной блесной-колебалкой, которую Амир впоследствии подарил мне, пожелав изловить достойный трофей. Я видел засоленные и еще не высушенные головы обеих щук. Та, что побольше, конечно, впечатляет. Амир порывался подарить это «головище» мне, но я отказался, заявив, что не могу принять такой роскошный подарок и пусть он сам сделает чучело. Какова же была моя досада, когда впоследствии Амир отдал эту голову чуть ли не первому встречному! Самого-то его монстром не удивишь. Он рассказывал, что зимой участвовал в поимке щуки весом за тридцать килограммов, и основания не доверять моему другу у меня нет.
Очень жаль, что подобные случаи должным образом не регистрируются. Досадно, когда видишь, что в мировом рейтинге самых крупных изловленных щук в первой десятке фигурируют трофеи весом в 15, 17 килограммов. Да тот же Амир Вахитов, зафиксируй он должным образом своих монстров, был бы на первых местах мирового (!) рейтинга! Кстати, о гигантах Кандрыкуля мне рассказывали и мои приятели – подводные охотники, которые воочию видели эти «бревна»…
Очень впечатляют щучьи зубы. Как-то, лет двадцать назад, я узнал, что главврач одной из уфимских стоматологических поликлиник Рифкат Бикчантаев лавливает огромных щук. Конечно же, я решил пренепременно познакомиться с рыбаком. «Вы по какому вопросу?» - встретил он меня. – «По стоматологическому. Сколько зубов у щуки?» Врач не растерялся и, рассмеявшись, отчеканил: «Двести сорок. И главное, у щуки никогда не бывает кариеса!» Мы проговорили долго. Оказалось, Рифкат Рауфович ловит гигантов на Волге, в районе Казани. Специально ездит в отпуск за трофейной щукой.
Кстати, щучьи зубы тоже стали предметом легенд. Не избежал неточностей даже сам Леонид Павлович Сабанеев. Он пишет, что «в период смены зубов щука не может охотиться и голодает». Вот это как раз из области выдумок. Полной смены зубов у этой рыбы не бывает, они сменяются постепенно: на смену выпадающим словно поднимаются из нижней челюсти новые (это хорошо видно на засушенной голове в моем кабинете). Но зубами усеяно и все небо хищницы. Попав в такую пасть, не вырваться…
Мясо щуки поистине диетическое, в нем всего 3 процента жиров, так что блюда из этой рыбы показаны и тем, кто озабочен стройностью своей фигуры. Как-то в редакции раздался звонок. Это была наша читательница, немолодая женщина, которая поинтересовалась, действительно ли я регулярно ловлю щук. Я подтвердил. И она обратилась с несколько неожиданным предложением: «Слизью свежепойманных щук очень успешно лечат туберкулез. Я готова купить у вас пару щук, но непременно недавно выловленных». Я ответил встречным предложением: «Я готов не продать, а подарить Вам несколько щук, но с условием, что Вы поделитесь рецептом с читателями газеты». На что женщина ответила, что делиться со всеми своими секретами не намерена. После чего и у меня пропало желание сотрудничать с позвонившей…
Я сегодня не пишу о способах ловли этой хищницы – они общеизвестны, да и заслуживают уже не газетной публикации, а целой книги. Что, собственно, очень многие и сотворили…
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора и из открытых источников.
23-07-2021 (0) Просмотров: 1 149 Номер: 51(13521) Версия для печати