БОЛЬШОЙ ЭФИР
Говорит радиостанция Башсовнаркома!
В ноябре нынешнего года Башкирское радио отмечает свой 90-летний юбилей. В связи с этим знаменательным событием в общественно-политической и культурной жизни республики газета "Вечерняя Уфа" совместно с ГТРК "Башкортостан" сегодня, накануне Всероссийского Дня радио, начинает цикл публикаций о становлении и развитии, по образному выражению Владимира Ильича Ленина, "газеты без бумаги и расстояний", о радиожурналистах, первых руководителях радиовещания республики. И вообще, мы расскажем вам обо всем, что было связано с радиофикацией и радиовещанием за 90 прошедших лет.
Первая передача по Башкирскому радио прозвучала в эфире 7 ноября 1927 года. Именно от этой даты начинается отсчет местного вещания на города, села, деревни и рабочие поселки республики, радиофикация населенных пунктов нашего края. Естественно, в то время аудитория была небольшой, поскольку лишь немногие жители республики имели простейшие радиоприемники. Такое громадное событие имело под собой большой политический подтекст, пуск широковещательной станции приурочили к 10-летию установления в стране Советской власти. Доброе начало было положено. Отметим, что наше радио ненамного моложе Всесоюзного, которое начало свое вещание 23 ноября 1924 года. Так что Уфа шла в ногу со всей нашей необъятной страной.
Передачи из Москвы в нашей республике стали слушать немного раньше, после того, как в июле 1923-го Советское правительство разрешило государственным, партийным, профессиональным учреждениям и организациям устанавливать свои приемные радиостанции коллективного пользования. В это время в стране стали выпускать дешевые радиоприемники, доступные широким слоям населения.
В числе первых в Башкирии на путь радиофикации встал Буздякский волостной комитет партии Белебеевского уезда, который в 1925 году выделил 150 рублей на приобретение первого в этой местности приемника. К концу следующего года в республике таких радиоточек было уже шесть. Применялся в основном детекторный радиоприемник, работающий на кристалле карборунда или сульфина свинца, полупроводника, выправлявшего несущую волну: кристалл давал переменный ток той же частоты, что и звуковая модулирующая волна, мощность которой была достаточной для воспроизведения звука в чувствительных наушниках. Подробно описываю детекторный радиоприемник, чтобы нынешняя молодежь лучше представила, какой огромный шаг в области науки и техники совершила страна за эти 90 лет. А простейший детекторный радиоприемник мне самому приходилось собирать в детстве (более 55 лет назад). И поскольку вывести антенну на крышу пятиэтажного дома не представлялось возможным, конец провода, ведущего от приемника, я прикреплял к железной кровати.
Безусловно, о том, что молодая Башкирская АССР должна иметь собственное радио, заговорили в Уфе раньше, чем ввели станцию. Эта прекрасная идея вынашивалась не только в коридорах власти, но и среди радиолюбителей. В 1924 году препятствием для строительства радиостанции стало отсутствие в республиканской казне необходимых средств. 5 сентября 1925 года республиканская газета "Красная Башкирия" вернулась к этой актуальной теме. Автор В. Начинкин в заметке под заголовком "Даешь Москву!" писал: "В настоящий момент по всему Союзу идет горячая стройка широковещательных радиотелефонных станций. Московский, Ленинградский окр(уга) и др(угие) области, имея у себя несколько таких станций, дают возможность значительным кругам трудящегося населения "слушать Москву". Окраины СССР, в том числе и Башкирия, этой возможности лишены из-за громадного расстояния от этих станций. Ламповый же приемник дорог не только отдельному рабочему, но и не под силу организации при клубах и избах-читальнях. Необходимо поэтому в Уфе установить приемно-передающую телефонную станцию с мощностью, позволяющей принимать на простой приемник по всей Башкирии". В. Начинкин утверждал, что все Наркоматы Башкирской республики, партийные, союзные и профсоюзные организации кровно заинтересованы в радио как в средстве агитации, пропаганды, воспитания и учебы населения.
Электромонтер М. Матвеев, хорошо разбиравшийся в электротехнике и проживавший по улице Телеграфной (ныне - Цюрупы), вошел в историю нашего края как обладатель первого в Уфе частного радиоприемника. В конце декабря 1925 года он впервые слушал концерты Центральной радиовещательной станции СССР (Москва). А 11 апреля 1926 года произошло еще одно важное событие: жители центра Уфы прямо на улице слушали радиоконцерт. Это стало возможным благодаря тому, что в Доме крестьянина (угол улиц Карла Маркса и Чернышевского), который служил гостиницей для командированных из сел и деревень, установили громкоговоритель. Вот его и вывели на улицу, чтобы тысячи горожан наслаждались музыкой.
Наконец, в 1926 году на майской сессии Центрального Исполнительного Комитета БАССР (законодательного органа республики на то время) ЦИК поручил Правительству республики изыскать возможность строительства в Уфе приемно-передающей радиостанции, которая бы обслуживала все населенные пункты республики. К этому времени уже был готов проект установки радиостанции. В декабре 1926 года заместитель председателя Совета Народных Комиссаров - председатель Госплана БАССР М.Г. Гаврилов подписал договор с московским акционерным обществом "Радиопередача". В постановлении Башсовнаркома от 16 декабря 1926 года оговаривалось долевое участие нашей республики и Наркомпочтеля СССР в строительстве станции. 24 мая 1927 года заведующим Уфимской радиостанцией назначен И.П. Катунькин, приехавший в 1919-м по приглашению механика В.И. Шепелевича. Иван Петрович Катунькин 5 лет служил в военно-морском флоте в Кронштадте, работал на Усть-Катавской электростанции (ныне - Челябинская область) и был направлен к нам на строительство радиостанции.
Есть также сведения, что 12 февраля 1927 года жители республики слушали передачи станций имени Коминтерна (Москва) и имени Попова (Сокольники). Уфимский физический институт, внесший большой вклад в развитие радиолюбительства, установил в Башкирской конторе Госбанка СССР (ныне - улица Театральная, 3) радиоприёмник типа "БЧ", чтобы банковские служащие слушали передачи Всесоюзного радио.
...Итак, наступил долгожданный, знаковый день. 7 ноября 1927 года в здании Дворца культуры и искусств (ныне в нем размещается Башкирский государственный театр оперы и балета) состоялось торжественное собрание, на котором присутствовали председатель Башсовнаркома Аксан Мухаметкулов, секретарь Башсовнаркома Харис Кальметьев, секретарь БашЦИКа Мансуров, а также Чаплиц, Курпячев, ответственные работники Правительства, обкома партии, БашЦИка и представители промышленных предприятий и организаций республики. Диктор Е.Д. Цибульская объявила: "Слушайте! Слушайте! Говорит Уфимская широковещательная радиостанция Башсовнаркома. Сейчас будет передаваться торжественный вечер, посвященный открытию радиостанции". На собрании с большой речью выступил Народный комиссар просвещения БАССР Абдулла Тухватуллович Гисматуллин.
В декабре 1927 года радиостанцию Башсовнаркома (РА-95, позже она была переименована в РВ-22) приняла в постоянную эксплуатацию комиссия, в состав которой входили уполномоченный Наркомата почт и телеграфов при Башсовнаркоме З.Ляпустин, представители "Радиопередачи" Треста заводов слабого тока.
Радиостанция работала на волне 730 метров. Ее оборудование, изготовленное Нижегородской радиолабораторией имени В.И. Ленина, состояло из двухкиловаттного искрового длинноволнового передатчика типа МД-200, антенны, подвешенной на 2 одноствольных 25-метровых деревянных мачтах, двигателей с генератором переменного тока и повышающего трансформатора. Все оборудование смонтировали в полуподвальном помещении Дома имени В.И. Ленина по улице Зенцова (Ленина, 61), до революции это здание принадлежало коммерческому училищу и торговой школе. Антенны же установили рядом со зданием. Башкирское радио в первое время вещало 5 раз в неделю, но его передачи были непродолжительными, а остальное эфирное время заполнялось передачами из Москвы, Харькова и других городов. 25 апреля 1928 года радиостанция Башсовнаркома заработала в полном объеме. 1 августа 1928 года началось регулярное вещание Башкирского радиокомитета, созданного Правительством республики.
...Башкирское радио было диковинкой для многомиллионной республики. Оно заняло достойное место среди учреждений культуры и способствовало большому прорыву в общественно-политической жизни. Например, в 1926 году на всю Башкирию работали всего 58 киноустановок, по данным 1927 года, функционировали 472 клубных учреждения, 312 библиотек. До открытия Башкирского радиовещания лишь небольшими тиражами издавались республиканские и кантонные газеты, причем периодика поступала во многие отдаленные населенные пункты с большим опозданием из-за бездорожья и отсутствия транспорта. Местная власть, получив в 1927-м мощное идеологическое оружие, использовала этот пропагандистский рупор для широкой агитационно-массовой работы, повышения грамотности и культуры населения. Радио оперативно доставляло информацию в самые глухие села и поселки. Газеты тоже могли оказать свое мощное политическое воздействие на массы, однако огромная часть жителей сел и городов была безграмотной и малограмотной, даже не все дети школьного возраста в то время имели возможность учиться из-за нехватки помещений, учителей, учебников и финансирования. Радио в такой общественно-политической ситуации решало часть общеобразовательных и социальных проблем, потому что оно было намного доступнее, чем пресса.
Рашит АЮПОВ.
5-05-2017 (0) Просмотров: 1 652 Номер: 36(13112) Версия для печати