Завтра - День Российской печати
Наше счастье - жить такой судьбою
НА СНИМКАХ: Рашит Аюпов (слева) на выездном совещании по спортивным объектам; Сергей Осадчий открывает новую линию по розливу шампанского; Фларит Шакиров выбирается из ледяной купели; Ирина Нуриманшина (слева) с участницами конкурса "Хылыукай".
Сегодня мы расскажем о людях, которые пишут в газету. То есть о самих себе. И хотя многие из нас хоть раз в жизни задумывались о том, что для них профессия журналиста - подарок судьбы или пожизненная каторга, вряд ли кто-то захочет судьбы иной. Работа в газете затягивает, и ты уже не можешь существовать по-другому. Это похоже на болезнь, когда активный образ жизни, общение с самыми разными людьми становятся необходимы как воздух. Когда ты в курсе всех событий, держишь "руку на пульсе", и тебе доставляет радость первым сообщить хорошую новость читателю. Но в то же время приходится пропускать через сердце не только счастливые истории, но и трагедии. Надо при этом не потерять себя, не впасть в уныние, не зачерстветь душой. В этом материале мы сделали попытку нарисовать коллективный портрет творческого цеха "Вечерки".
На одном из уфимских форумов было удачно замечено, что "журналистика - это не всегда сенсация, и по-настоящему талантливый журналист может сделать интересный материал из обычной кастрюли. Главное - с правильной стороны подойти к вопросу и правильно преподнести материал читателю". В "Вечерке" работают именно такие люди, профессионалы. У каждого - свой стиль, своя манера письма. И хотя газетчики, в отличие от коллег с телевидения, всегда остаются "за кадром", читатели их не знают в лицо, зато почти всегда узнают "по почерку".
Мало кто догадывается, в каком режиме работают журналисты и чего им стоит "родить" крепкий, стилистически богатый материал. Наверное, читателям небезынтересно было бы заглянуть в творческую лабораторию каждого. И первой, к кому мы постучались, оказалась Светлана Широкова, которая вот уже второй год подряд становится обладателем "Золотого пера". Этот приз был учрежден в газете "Вечерняя Уфа" в память о выдающемся журналисте Юрии Федоровиче Дерфеле.
- Конечно, слова хорошо известной некогда песни "Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете" ныне нельзя назвать актуальными, - считает Светлана, - Тем не менее представителям пишущей братии и далеко за полночь приходится ложиться, и вставать до восхода солнца, чтобы вовремя закончить "срочный" материал. Да взгляните фактам в лицо: в каждом номере "Вечерки" можно найти время подписи его в печать! И это далеко не всегда 18.00, как того требует график. Ведь некоторые материалы (в основном репортажи) приходится писать, что называется, "с колес", в досыл. В таком случае над журналистом помимо необходимости честно сделать свою работу довлеет и сознание того, что от скорости его письма зависит, как бы прозаично это ни звучало, окончание рабочего дня коллег. А написать хорошо и быстро - задача, поверьте, архисложная.
Иногда мы просто-напросто выходим во вторую смену. Скажем, нужно сделать репортаж о работе аварийно-диспетчерской службы или о ямочном ремонте дорог в ночное время. Причем назавтра к обеду он должен быть уже на столе у заместителя редактора, ведущего номер. Вот и вынуждены мы "полуночничать"...
Из разряда "острых" ощущений - необходимость носить с собой в сумочке в холодное время года карандаш: на морозе авторучка просто отказывается работать. А нам - приходится...
Настоящий журналист, как правило, человек с активной жизненной позицией, который часто становится инициатором и организатором каких-либо акций. Так, Сергей Шушпанов, историк по образованию и зову души, "болеет" темой реконструкции. В свое время познакомился с интересными людьми, увлеченными реставрацией старых автомобилей. О каждом из них Сергей написал на страницах газеты. А потом ему пришла в голову замечательная идея: организовать в честь очередной годовщины Дня Победы автопробег на ретромобилях. Эту идею с энтузиазмом поддержал главный редактор Вячеслав Голов. Историческое событие свершилось: 9 мая 2006 года небольшая колонна из четырех машин двинулась в сторону парка Победы. Это были первенцы советских пятилеток грузовичок ГАЗ-АА ("полуторка") с плакатом-растяжкой "Вечерняя Уфа" и легковушка ГАЗ-М1 ("Эмка"), а также два американских джипа "Виллис".
Необычную колонну сопровождала патрульная служба ДПС, потому что у старой полуторки не было поворотников - ведь раньше водители подавали сигналы из кабины, рукой.
- Мы ехали в военной форме 40-х годов, были очень взволнованны и счастливы, что автопробег получился, - говорит Сергей Шушпанов. - В День 65-летия Победы в праздничном параде участвовало гораздо больше раритетной техники, но мы, редакция "Вечерней Уфы", были первыми, застрельщиками.
...Социологи и психологи при выборе специальности советуют обратить внимание на то, насколько она безопасна. Кстати, работа журналиста вошла в топ самых опасных профессий. И рискуют не только те, кто бывает в "горячих точках" или расследует криминальные истории. Например, один из "старожилов" газеты Фларит Шакиров вспомнил случай, который произошел с ним в лихие 90-е.
- Один пожарный говорил: "Работа у нас спокойная, непыльная. На дежурстве играешь в шашки, шахматы, домино. Но, как пожар - хоть увольняйся!" Так и у газетчиков. Вспоминается, например, конец августа 1990 года. Звонит нам читатель и сообщает, что в Черниковке на одном из заводов пожар. Мы с корреспондентом отдела промышленности Иреком Сабитовым поставили в известность нашего фотокорреспондента Владимира Осотова и пошли в секретариат просить машину. Оказалось, вся техника была на выезде. Делать нечего, пришлось делиться новостью, обратившись к коллегам из "Советской Башкирии", но с условием, что на пожар едем вместе.
Горела установка в цехе по производству фенола и ацетона. Нам удалось пройти сквозь оцепление и вблизи наблюдать работу пожарных. Героические ребята! До нашего приезда уже было несколько "хлопков", и назревал еще один: огромная емкость и примыкающие к ней ректификационные колонны издавали гул, который перешел во все нарастающий по высоте звон. "Сейчас рванет! Бежим!" - крикнул старший из огнеборцев. Мы развернулись и бросились подальше от страшного места. Если обдаст горящим ацетоном, и брезентовая роба не спасет, а мы в рубашках и джинсах. Отбежали метров на пятьдесят, и тут грохнуло. Пожарные бросились на землю, мы тоже. Я оглянулся и увидел, как кусок рваного железа размером с троллейбус пролетел над нашими головами и упал совсем близко. Подумал, что было бы, если бы мы побежали раньше...
В общем, пожару не дали распространиться. Потом пришло время медиков. Они протирали спиртом раздевшихся до плавок пожарных, которых все же "намочило" фенолом, заставляли их глотать какие-то лекарства и увозили под вой сирен. В том пожаре пострадали сто пятьдесят шесть человек. Мне запомнился худощавый и прокопченный дымом (он и без того-то смуглый) заместитель начальника Управления пожарной охраны РБ Ильдус Карамов. В момент смертельной опасности он мог дать команду отступить, но тогда взлетел бы на воздух весь завод. И люди, охлаждая металл брандспойтами, победили огонь. Осотов, кажется, сделал тогда удачный снимок: Карамов, в брезентухе и каске прямо "из горла" осушает бутылку кефира. Во-первых, была страшная жара, во-вторых, говорят, кисломолочные продукты помогают при отравлениях.
Потом мы приехали в редакцию и быстро написали репортаж в номер. Рассказывая коллегам о пожаре, я заметил, что голос у меня сел и то и дело "дает петуха". Сказался пережитый стресс: мы понимали, что опасность нависла над всем городом.
У журналиста, как и у каждого служащего, по штатному расписанию восьмичасовой рабочий день. На самом же деле работа заканчивается, когда он... засыпает. Мысли, новые планы, идеи, собранная в течение дня фактура не дают полностью переключиться на отдых. Репортер - он везде и всегда репортер: и в праздники, и в выходные.
- Собрался в выходной заняться личными семейными делами, а жили мы тогда в малосемейке за Госцирком, - рассказывает заслуженный работник печати и массовой информации РБ Сергей Осадчий. - Уже подошел к остановке, и тут какое-то шестое чувство заставило меня обернуться. Смотрю и глазам не верю: цирк стоит без своего козырька. Оказалось, многотонная стальная конструкция рухнула... Разумеется, все дела - побоку. Достал блокнот с ручкой, которые всегда ношу с собой, и - на место катастрофы. Тут и тогдашний мэр города Михаил Алексеевич Зайцев приехал. В районе происшествия я провел пару часов. А в свежем номере "Вечерки" вышел материал под названием "Цирк в бескозырке".
Безусловно, хлеб журналиста непростой, работа тяжелая, стрессовая, порой опасная. Но зато мы бываем в таких местах, куда другим вход воспрещен. Так мне удалось походить... по дну реки Белой, на месте строительства нового моста в районе монумента Дружбы. Сейчас уфимцы ездят через него и не задумываются о том, как сложно было его строить. В "Вечерней Уфе" мы сделали целую серию репортажей с этого столь важного для города объекта.
За годы работы в газете мне довелось побывать на десятках предприятий Уфы и видеть, как создается новая продукция, в том числе и уникальная. К примеру, делал репортаж из сборочного цеха авиационно-космической техники Уфимского приборостроительного производственного объединения, где выпускается аппаратура для космических кораблей и орбитальных станций. Наблюдая, как рождаются приборы, которые вскоре отправятся на орбиту, переполнялся гордостью за высокий профессионализм приборостроителей, так много сделавших для поднятия престижа уфимской марки.
Будучи журналистом городской газеты, не накопишь денег. Зато в архиве каждого профи - огромное богатство. Это интересные встречи, знакомства, сама жизнь, богатая событиями. Одним словом, есть о чем вспомнить.
- Благодаря тому, что в спорте я около пятидесяти лет, объездил весь СССР, побывал в Москве, Ленинграде, Риге, Ташкенте, Мурманске, Липецке, Калининграде, городах Урала и Поволжья, - рассказывает лауреат премии Федерации спортивных журналистов России Рашит Аюпов. - Познакомился с очень интересными людьми, например, с Лидией Скобликовой, Олегом Протопоповым, Людмилой Белоусовой, Анатолием Тарасовым, Аркадием Чернышевым, Ларисой Латыниной...
Первая встреча с будущим заслуженным тренером СССР по хоккею Виктором Тихоновым состоялась еще 9 января 1967 года, когда он, будучи вторым тренером московского “Динамо”, привез свою команду в Уфу на матч Кубка СССР с “Салаватом Юлаевым”. После игры он пригласил заведующего спортивным отделом молодежной газеты “Ленинец” Вячеслава Трушкова и меня, юнкора, в свой номер гостиницы “Агидель”. Мы там проговорили о советском хоккее до глубокой ночи. Тогда Виктор Васильевич нам поведал много спортивных тайн, рассказал, что в Москве растет четырнадцатилетний суперталантливый вратарь Владислав Третьяк. Считаю, что тот вечер оказался для меня знаковым. Я больше стал понимать о хоккее, хотя в то время вовсю занимался этим видом спорта, следил по газетам и телевидению за командами.
Мне очень повезло, что был знаком почти со многими воспитанниками уфимского хоккея, игравшими за “Салават Юлаев”, нередко сопровождал команду в поездках. Кстати, о будущем трехкратном чемпионе мира Иреке Гимаеве я первый написал в газету, когда он был совсем мальчишкой. Став чемпионом мира среди молодежи, он подарил мне на память фирменную клюшку, которой играл на этом турнире. Я ее берегу до сих пор как ценную реликвию.
Можно сказать, что были у меня и горькие моменты, связанные с хоккеем. Осенью 1969 года после публикации “С тревогой о хоккейном завтра” мне в спортклубе имени Салавата Юлаева устроили обструкцию. На мою защиту встали коллеги и Башкирский обком комсомола, признавший публикацию правильной. Правда, директор детской спортивной школы юлаевцев Марат Азаматов был снят директором приборостроительного завода с должности за то, что дал мне интервью. Вскоре Николай Ковалев отменил свой “неправильный” приказ и восстановил Марата Мустафеевича на работе. Теперь имя этого великого тренера носит одна из уфимских ДЮСШ.
Чтобы писать о хоккее профессионально и со знанием дела, пришлось создать большой архив. Собрал подробные сведения обо всех хоккеистах Уфы, выступавших в первенствах страны, начиная с 1955 года. Получилась целая энциклопедия. Кроме того, я всегда имел надежных информаторов, от которых постепенно узнавал все, что происходило внутри команды “Салават Юлаев”. Это всегда мне помогало объективно оценивать игру хоккеистов. Знание биографии людей, связанных с политикой и спортом, мне не раз помогало в жизни. Так, на следующий день после телепередачи, в которой я перед очередным сезоном представил нашу хоккейную команду, меня вызвали в обком КПСС и обвинили в том, что я якобы педалировал то, что в команде много варягов. На самом деле я просто сказал о том, кто в межсезонье перешел в “Салават Юлаев”. Оклеветав директор Дворца спорта хотел отстранить меня от дальнейшего выхода в эфир в отместку за то, что я не пригласил его на эту пресловутую телепередачу. В обкоме партии не принято было возражать, но я не только не согласился с этой оценкой, но и сказал, откуда дует ветер. Я действительно попал в точку, поскольку мне хорошо был известно, что инструктор обкома и директор были в дружеских отношениях еще с комсомола. Больше меня отдел пропаганды и агитации не тревожил по спортивным передачам. Более того, мы после этого с инструктором подружились и никогда не вспоминали о той встрече.
Первый заместитель главного редактора, заслуженный работник печати и массовой информации РБ Илюзя Капкаева в зимние каникулы побывала почти на всех новогодних елках в театрах, расположенных в Уфе. Спрашивается, зачем ей, известному и признанному театральному обозревателю, публикующему на страницах газеты интервью с деятелями искусства и солидные очерки, которые могли бы составить сегодня увесистый том, детские елки?
- Это очень важно, - считает Илюзя Эриковна. - Ведь от того, какой будет постановка по своему звучанию, по количеству эмоциональных и творческих вложений, насколько добрым окажется посыл, адресованный юному зрителю, зависит, поднимется ли потом у ребенка рука на несчастную, брошенную кошку, не начнет ли он стрелять по воробьям из рогатки. Ведь здание строится по кирпичику, в том числе и здание человеческой души, характера, интеллекта...
Илюзя Капкаева отсматривает практически все спектакли, которые ставятся в наших театрах, и не только в Уфе. Теперь ей уже трудно сказать, работа это или то, что мы называем любовью. Наверное, это некий сплав интереса делового, человеческого, личностного к тому, что, собственно, стало делом всей жизни.
Коллектив “Вечерки” гордится тем, что Илюзя Эриковна может свободно беседовать с приезжими знаменитостями, с глубоким знанием темы, абсолютно на их уровне. Будь то Анатолий Кролл, Валерий Фокин, Светлана Крючкова, Елена Камбурова...
Люди, работающие в городской газете, как правило, “многостаночники”.
- И все же мне ближе всего жанр репортажа, - признается Ирина Шематонова. - Самые яркие события моей журналистской жизни связаны с темами армии и наркоконтроля. Навсегда запомнятся часы, проведенные в засаде, когда мы “брали” очередной дезоморфиновый притон. Прокопченный потолок, словно преддверие ада (там был пожар, но благодаря соседям квартиру удалось спасти), сковорода с солью на грязной плите, множество спичечных головок, собранных в огромный пакет. Однако уберечь хозяев от растянутой во времени смерти, именуемой “дезоморфин”, не удалось... Хотя я точно знаю, что вернуться можно и оттуда, а потом помогать своим бывшим “друзьям” и помогать успешно.
Ирина Шематонова не умеет быть равнодушной. Работая, она переживает множество чувств, самых разных, но всегда ярких и сильных.
Самой мобильной, репортером до мозга костей в редакции считают Галину Григоренко. Она легка на подъем. Прошел слух, что какие-то зловредные бабочки пожирают урожай, и Григоренко тут же собирается ехать в поле, к сельчанам, чтобы из первых уст получить волнующую людей информацию. А сколько у нее было интересных поездок по республике! Побывала не где-нибудь, а в Париже. Есть такая деревня в Кигинском районе. Взгляд у Галины цепкий, ничего мимо не пропустит. Пока добирается из Черниковки на работу, что-нибудь да увидит новенькое из автобусного окна и тут же берет машину, фотокорреспондента и едет на репортаж.
О наших фотокорах - особый разговор. Булат Гайнетдинов и Лилия Загирова - нарасхват. У Лилии, кстати, муж тоже фотокорреспондент, иногда они друг друга выручают.
- Это случается очень редко, когда один из нас заболевает, а вообще на работе пересекаемся нечасто, - говорит Лиля. - Сегодня, когда технологии столь совершенны и не нужно подолгу обрабатывать пленки и снимки, среди фотографов можно встретить немало женщин, это уже не редкость. Мне моя работа нравится, она востребована. Если день проходит впустую, от этого портится настроение. А вот когда за смену две-три съемки, я чувствую небывалый подъем. Какие темы больше нравятся? Любые. И даже так называемый “официоз”. Любой человек интересен: его глаза, эмоции, характер. Случается всякое. Как-то нужно было сделать снимок для статьи из какой-нибудь аптеки, но нам этого сделать не разрешили. Пришлось соорудить “натюрморт”: попросила сотрудницу редакции взять в руки пузырек с каплями.
Арина Астафьева в редакции работает меньше года, но уже успела понять, что выбранная профессия позволяет пережить ей такие ситуации, в которых она, не будучи журналистом, вряд ли оказалась бы. Например, когда приехала в уфимское вольерное хозяйство на репортаж о новорожденных медвежатах, и ей ради удачного снимка пришлось взять на руки беспокойного малыша.
- Медвежонок хоть и маленький был, но когти и зубы уже острые, и об этом я во время этой необычной фотосессии ни на минуту не забывала, - говорит Арина. - А еще, когда была в цирке, брала интервью у известного дрессировщика. Мы стояли всего в двух метрах от яков. Эти животные считаются наиболее опасными. Зрителей ни под каким предлогом не пустят за кулисы, а вот журналисту не откажут. В этом, наверное, особая прелесть нашей профессии.
Принято считать, что журналист - человек бесцеремонный, пролезет, что называется, в любую щель. Его в дверь, а он в окно. А вот Татьяна Барабаш пришла в эту профессию для того, чтобы победить природную робость и застенчивость, научиться общению с людьми, стать контактной. Было время, когда она только в страшном сне могла представить, что будет подниматься в горы, спускаться в пещеры, ходить по тайге одна, ночевать в палатке. Ей пришлось пережить все тяготы и прелести полевой жизни во время совместных с башкирскими биологами экспедиций.
- Самым главным достижением считаю победу над страхом, который помог мне осуществить, казалось бы, невозможное. Поскольку я не умею писать о том, что не пережила, хочешь - не хочешь, пришлось лезть в горы.
- А все-таки иногда позволяют добиться успеха молодость, изрядная доля журналистской наглости, незнание протокола, - вспоминает забавный случай из своей журналистской практики главный редактор “Вечерней Уфы”, заслуженный работник печати и массовой информации РБ Вячеслав Голов. - Некогда труппа Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури отправилась на гастроли в Казахстан и Киргизию. Меня, совсем молодого корреспондента, взяли с собой. В Казахстане в те годы первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был Борис Николаевич Колбин. Он активно посещал театры и пришел на спектакль гостей из Башкирии. Я это узнал и нахально решил, что мелочиться не буду, возьму интервью у самого Колбина. Сел за несколько рядов до того места, где он устроился, и даже попытался к Борису Николаевичу обратиться, что-то выкрикнув с места. Ко мне тут же подсели и крепко зажали с обеих сторон два угрюмых мужика в штатском. Спектакль закончился, я вскакиваю с кресла и кричу: “Борис Николаевич, мне нужно с вами поговорить!”. Зрители изумленно оборачиваются, мне тут же заламывают руки, а я продолжаю кричать: “Скажите, чтобы меня отпустили. Мне нужно с вами поговорить!”. Колбин дал знак, меня отпустили, а он спросил: “Кто таков?”. Я объяснил, откуда приехал и чего хочу. Борис Николаевич пригласил меня в правительственную комнату, нам принесли по фужеру шампанского. Самое интересное, что Колбин дал мне большое развернутое интервью, видимо, ему пришлась по душе моя напористость. А его окружение, надо сказать, было в полном шоке.
Не меньшее удивление я вызвал, когда пришел в Телеграфное агентство Казахстана и попросил срочно отправить в Уфу интервью с первым секретарем ЦК. Сначала мне просто не поверили, а потом помогли. И представьте, какой фурор произвел этот материал в Уфе, прочитанный на телетайпной ленте! Его тогда перепечатали во многих изданиях.
А подойди я тогда с просьбой к пресс-секретарю, меня, пацана, никогда и ни за что не подпустили бы к Борису Колбину...
Что же касается нашего праздника, не устаю говорить, что в “Вечерке” работают профессионалы. Вообще, умение писать хорошо, с изобретательностью, отдавая должное культуре языка, для газеты считаю высшим пилотажем. Сегодня мне хочется поздравить с нашим праздником всех своих коллег, кто работает на газету: это журналисты, редакторат, работники секретариата и цеха компьютерной верстки, корректорской, бухгалтерии, рекламной и хозяйственной служб, водители. Пожелаем успехов нашим коллегам из других средств массовой информации. И, конечно же, мы поздравляем наших дорогих читателей, для которых, собственно, и работаем!
...Трудно сказать, получился ли у нас коллективный портрет. Не все журналисты высказались сегодня, поскольку кто-то в отпуске, кого-то просто трудно поймать, ведь репортеры все время на заданиях. Среди них заместитель редактора, заслуженный работник печати и массовой информации РБ Надежда Игнатенко, заведующий отделом медицины Марат Садредтинов, наша молодежь: Ирина Нуриманшина и Татьяна Варицкая. Но мы все же надеемся, что читатель получил некоторое представление о работе журналистов... С праздником, друзья!
ВЕЧЕРКИНЦЫ.
НА снимках: Арина Астафьева с медвежонком; Галина Григоренко всегда в поиске темы; “Американский солдат” - Сергей Шушпанов; на огневом рубеже нередко бывает и Ирина Шематонова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ, Владимира ОСОТОВА и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА снимках: Арина Астафьева с медвежонком; Галина Григоренко всегда в поиске темы; “Американский солдат” - Сергей Шушпанов; на огневом рубеже нередко бывает и Ирина Шематонова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ, Владимира ОСОТОВА и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
ВАЖНО!
Вчера нашей коллеге Ирине Карпенко, безвременно покинувшей этот мир в марте прошлого года, могло исполниться сорок два года. Всего сорок два... Талантливого журналиста, золотое перо газеты “Вечерняя Уфа” в республике знали и уважали. Увы, Ирина Николаевна уже не напишет ни строчки. Да, журналисты уходят, но добрая память об их ярких поступках и делах остается.
Вчера нашей коллеге Ирине Карпенко, безвременно покинувшей этот мир в марте прошлого года, могло исполниться сорок два года. Всего сорок два... Талантливого журналиста, золотое перо газеты “Вечерняя Уфа” в республике знали и уважали. Увы, Ирина Николаевна уже не напишет ни строчки. Да, журналисты уходят, но добрая память об их ярких поступках и делах остается.
12-01-2013 (0) Просмотров: 2 757 Номер: 5(12153) Версия для печати