Танец ликующий
Божий дар
Завтра, 25 ноября, в Государственном концертном зале "Башкортостан" состоится юбилейный вечер заслуженной артистки России, народной артистки Башкортостана, прославленной солистки Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, а ныне педагога-репетитора знаменитого коллектива Гузель АСАДУЛЛИНОЙ (18.00). Накануне этого события мы предлагаем читателям подборку, в которой о Гузель Рашидовне говорят близкие ей по духу люди.
***
Мы встретились с Гузель в далекие 70-е годы. Группа девочек, мечтающих стать великими балеринами, занималась в те поры в студии у потрясающего педагога - заслуженной артистки РСФСР, изумительной балерины Майи Афзаловны Тагировой. Кстати, это первая (и единственная, пожалуй) балетная студия в Уфе, поскольку об открытии хореографического колледжа в те поры речи еще просто не было. Занятия наши проходили в здании Башкирского государственного театра оперы и балета - в замечательном уголке на втором этаже Аксаковского народного дома, где обычно шли репетиции солистов
БГТОиБ. А мы стояли под дверью в ожидании, когда мастера закончат, а потом стайками порхали в освободившийся зал. Между прочим, ныне в этом столь дорогом нашему сердцу пространстве располагается музей театра, посвященный Рудольфу Нурееву...
Дружили мы группками, относились друг к другу по-сестрински, общались просто, называя всех студийцев безыскусно - Ира, Гузель... Знали друг о друге не очень много, нам и было-то тогда по двенадцать-тринадцать лет. Помню, что родители Гузель работали на заводе и с искусством в ее доме мало были связаны, кажется, только дядя танцевал в самодеятельности...
И вот прошло время, и Гузя (так мы ее с любовью звали) вдруг в каком-то смысле выделилась из нашей группы: мы узнали, что она уходит в ансамбль народного танца, который создал некогда Файзи Гаскаров. Оказывается, ее туда пригласили! И еще нам стало известно, что был какой-то конкурс в республике, где Гузель завоевала Гран-при, и тогда ее заметил руководитель ансамбля - в те поры это был Хашим Мустаев, и позвал пятнадцатилетнюю девочку в прославленный коллектив... А чуть спустя пришла другая новость: наша подруга едет с гаскаровцами в Париж, а у нее еще нет паспорта (раньше ведь его получали в шестнадцать), и что делать?! Но все, слава Богу, разрешилось. Рискнула спросить ее тогда: "Как же ты можешь бросить балет?" А она ответила: "Знаешь, больше всего на свете я люблю народные танцы!"
...С этого момента пути наши разошлись, но через некоторое время я с удивлением услышала: она уже Солистка(!) ансамбля. А когда увидела ее на сцене (это был танец трех девушек под названием "Бурзяночки"), то даже позавидовала. Потому что Гузель была лучше всех! Изящная, утонченная, она в буквальном смысле слова плыла над землей. Я ни у кого больше не видела таких удивительных линий (именно линий!), потому что она словно парила над сценой. Это было потрясающе - тонкие кисти рук, изящные запястья и какой-то особенный стан. Она танцевала очень целомудренно, а лицо ее освещала легкая полуулыбка. Такой в моем понимании и должна быть настоящая башкирская красавица.
А потом мы встречались с ней в основном уже в Москве. Не часто: я преподавала в Щукинском училище, а она бывала здесь с родным коллективом, затем училась в ГИТИСе по специальности "педагог-репетитор". (Некогда, узнав, что я закончила этот вуз, она говорила горячо: "Мне тоже нужно поступить!". И ведь добилась своего!) Встречаясь по большей части случайно, мы вспоминали студию, но в первую очередь Майю Афзаловну - Гузель повезло, ведь в свое время наша наставница работала в Гаскаровском ансамбле, вела там, назовем это так, "классику". И Гузя смогла еще многое получить от нашего замечательного Учителя.
...На одном из последних концертов гаскаровцев в российской столице она предстала предо мной уже в качестве педагога-репетитора. Помню, что сразу же после выступления я рванула за сцену и с восторгом стала говорить о том, насколько это было замечательно. Мне кажется, ее даже немножко ошарашила сила моих эмоций. Что греха таить, мы редко хвалим своих собратьев по цеху; порой иным из нас мешает это сделать элементарная зависть. Но от себя скажу: уж если хорошо, то мне хочется поздравить от души. Что я и делаю!
Гузель, дорогая, ты удивительно гармоничный человек. До дна испив сладкую чашу заслуженной сценической славы, ты возродилась в новом качестве, став поразительно талантливым педагогом, хранительницей традиций гаскаровского ансамбля. Чтя фольклорное, этническое своеобразие танца, ты привнесла в него науку, если хочешь, школу ГИТИСА (как в свое время Файзи Гаскаров, а затем и Хашим Мустаев соединяли народное искусство с традициями вагановской школы), подняв планку ансамбля на качественно иной уровень.
Я вспоминаю нашу студию и занятия с Майей Афзаловной, как теплый, нежный осенний день. Уверена: тебе подчас тоже хочется закутаться в золотую россыпь его листьев, вновь превратившись в ту девочку, которая ждала окончания репетиций взрослых балерин под дверью родного класса... Будь счастлива, живи своей любовью к танцу и вновь и вновь молодей вместе с твоими юными подопечными, приходящими в ансамбль!..
Ирина ФИЛИППОВА,
профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища (института) имени
Бориса Щукина, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии. Москва.
профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища (института) имени
Бориса Щукина, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии. Москва.
***
Гузель Рашидовна Асадуллина, на мой взгляд, является одной из ярчайших, знаковых фигур в истории Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова.
В свое время, в годы становления этого уникального творческого коллектива, в нем блистали поразительные, одаренные от Бога артисты, которые изначально составили славу башкирскому танцу. И эти танцы стали классикой, на которую равняется нынешнее поколение гаскаровцев. Однако время неумолимо, и великие стали уходить... Но знамя, некогда поднятое ими, подхватило следующее поколение артистов, в числе которых и была Гузель Рашидовна. Они не просто влились в ансамбль, но и сумели сберечь царивший в нем дух творческого вдохновения и трепетной любви к народному искусству.
Мы с Гузель принадлежим к одному поколению, нам не раз вместе приходилось участвовать в концертах самого высокого ранга, и я с радостью отмечал то, как растет мастерство и ее самой, и ее собратьев по искусству танца. Да, благодаря неустанному труду и безграничной любви к избранному делу они сумели подняться до высот великих "стариков", представляя искусство Башкортостана не только в республике, России, но и на международной арене.
Многие из числа артистов ее поколения уже ушли. А вот она осталась, приняв на себя миссию хранительницы традиций Гаскаровского ансамбля и став личностью не только в его истории, но и в истории искусства Башкортостана и России. Она удивительная - невероятно трудоспособный человек, творец, очень тонко чувствующий все, что связано с пластической одаренностью её подопечных... А еще она красавица, исполненный светлой энергии педагог и редких душевных качеств человек. Дай Бог ей сберечь тот огонь творчества, который горит в ее груди; дай Бог ей сил для того, чтобы оставаться хранительницей традиций знаменитого ансамбля.
Здоровья, успехов, верных соратников (они у Гузель Рашидовны есть!), благодарных учеников и последователей!
Олег ХАНОВ,
художественный руководитель Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
художественный руководитель Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
***
Я считаю, что Гузель является своеобразным эталоном артистки Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Поразительная красота, стать, невероятные легкость и изящество плюс талант и индивидуальность как пластическая, так и актерская, - вот те качества, которые характеризуют ее, выводя в первый эшелон солистов прославленного коллектива. Всем своим естеством она впитала в себя традиции, заложенные великим Файзи Гаскаровым, а также школу, которую исповедовал в ансамбле некогда руководивший им Хашим Мустаев...
Ее поколение, пришедшее на смену великим, столь же горячо было любимо зрителем, потому что в числе тех, кто продолжил дело мастеров, а я имею в виду поколение Гузель Асадуллиной, были исполнители невероятно одаренные, умеющие передать через народный танец всю красоту мира, силу жизни и любовь к родному краю.
И именно Гузель стала одной из хранительниц традиций этого уникального коллектива, наставницей молодых артистов, и я желаю ей успехов на избранном пути, терпения, потому что это очень нелегкий труд, но мне кажется, она из тех, кто ставит перед собой непосильные задачи и умеет с ними справляться.
А еще мне всегда очень тепло рядом с ней, она чуткая, умеющая услышать тебя и понять... Так что я очень люблю ее и как Человека, и как прекрасную Женщину, и как замечательную Артистку!
Леонора КУВАТОВА,
художественный руководитель балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, художественный руководитель Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
художественный руководитель балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, художественный руководитель Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
***
У Гузель Рашидовны есть одно удивительное свойство - свою положительную энергетику она передает человеку просто автоматически, стоит к ней только приблизиться.
Она всегда железно владеет собой, что бы ни происходило, в каких бы условиях ни проходил концерт, - ее невозможно "выбить из седла", и это качество подлинного профессионала. Единственный раз я видел, как она нервничала, находясь чуть ли не в полуобморочном состоянии... Это было в тот момент, когда ее любимый сын Тимур дебютировал на сцене, выйдя в массовом танце с артистами ансамбля Гаскарова. Конечно, теперь он известный солист. А тогда юный, совсем еще мальчик, он впервые выступал перед зрителями, и его мама волновалась в кулисах, после окончания номера выдохнув: "Думала, что сердце не выдержит!.."
...Я всегда восхищаюсь тем (а мы много раз работали вместе в различных концертах, в том числе и в правительственных), как она заряжает своих артисток на танец. Звучит традиционное "Девочки!", а дальше обязательно возникает какой-нибудь новое словцо - "Зажжем!" или "Потрясем!"... И всегда во время выступлений стоит в кулисах, ловя и проживая каждый жест, каждое движение, каждый взмах руки или даже шаг своих подопечных. Надо сказать, что ее девчонки тоже каким-то неуловимым чувством ощущают это присутствие и, мне кажется, реагируют на все "команды" наставницы.
У Гузель невероятная энергетика, подчас тебя просто сносит от накала ее эмоций. И в то же время она может быть очень мягкой, нежной, трепетной. В такие моменты она просто обволакивает тебя своей харизмой, и все: ты уже сдался, подчинился ей и идешь у нее на поводу. Помню, как я впервые услышал ее речь на одной из посиделок после концерта и был поражен тем, насколько образно и ярко Гузель Рашидовна говорит. Это уже потом я неоднократно слышал, как она разъясняет артисткам ансамбля природу того или иного движения, и тем не менее всегда восхищаюсь точностью ее сравнений и сочностью языка.
...Она одна из самых любимых мною артисток. Никогда не забуду их изумительного дуэта с талантливейшим Римом Абдульмановым - эта одна из красивейших пар ансамбля имени Файзи Гаскарова стала для меня эталоном творческого вдохновения, а ведь танцевали они вместе двадцать пять лет! И сами потом шутили, что в каком-то смысле этот срок тянет на серебряную свадьбу...
Обожаю ее. Обожаю ее мягкость и в то же время строгость, граничащую с жесткостью, когда речь идет о профессии. Обожаю ее смех и манеру говорить, ее изумительные руки, которые во время разговора живут, дополняя пластикой слово. А еще обожаю ее за талант, за преданность избранному делу, за открытость нрава, умение поддержать человека в самой трудной ситуации, за красоту. И сколько бы ей ни было лет, она останется такой навсегда. Потому что это Божий дар.
Александр КУЗЬМЕНКО,
председатель Республиканской организации Башкортостана российского профсоюза работников культуры,
народный артист Башкортостана.
председатель Республиканской организации Башкортостана российского профсоюза работников культуры,
народный артист Башкортостана.
Полосу подготовила Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
24-11-2017 (0) Просмотров: 1 870 Номер: 94(13170) Версия для печати