Имена
Валентина СТАРИКОВА:
«У меня только одно любимое занятие»
Музыка стоит так высоко, что разум
не в силах приблизиться к ней, она
оказывает действие, подчиняющее
себе всё, и никто не в состоянии
точно уяснить её природу.
Она вне богатства и бедности,
вне жизни и смерти.
Музыка - вечна.
Иоганн Вольфганг Гёте
Глава первая. Официальная
Валентина Ивановна Старикова принадлежит к числу ведущих фортепианных педагогов-методистов России. Это известный в мире фортепианного исполнительства специалист, зарекомендовавший себя как творческий и высокопрофессиональный преподаватель-музыкант, талантливый исполнитель (лауреат Международного конкурса в Индии; многим доводилось слышать её сольные выступления как пианистки и как концертмейстера). Всю себя отдаёт воспитанию молодых пианистов, поэтому достигает высоких профессиональных результатов. За 45 лет педагогической работы подготовила свыше 60 лауреатов и дипломантов Международных, Всероссийских и Республиканских конкурсов, среди которых ученики ССМК Евгения Салимгареева - лауреат I премии Международного конкурса имени Марии Юдиной, участница Международного юношеского конкурса имени Петра Чайковского, лауреат II премии Международного конкурса "Искусство и образование-XXI" в Дании и других; Дэвика Ахметова - лауреат I премии Международных конкурсов в Индии (2012), в Италии (2013); Ли Сион - обладательница Гран-при Международного конкурса в Вене; Адель Валеева - лауреат II премии Международного конкурса "Искусство-XXI" в Ворзеле, ещё Альбина Халяпова, Адель Шарипова, Гульназ Валиуллина и многие, многие другие - ведь их более 60! Среди них также немало студентов БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы (Д. Бакиева - лауреат I премии Международного конкурса, посвященного 80-летию Г. Скавронского, лауреат II премии Международного конкурса в Вене; О. Гусева - лауреат III премии Международного конкурса "На крыльях таланта"; Т. Алёшина - лауреат III премии Международного конкурса "Вдохновение", дипломант и лауреат Республиканских конкурсов исполнительского мастерства преподавателей). К самым ярким достижениям Валентины Ивановны относится воспитание выдающегося пианиста Дениса Хусаинова, выпускника, а ныне аспиранта Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского - обладателя Золотой медали Международных Дельфийских игр, кавалера ордена Чароитовой Звезды, лауреата I премии конкурса имени Константина Игумнова, дважды лауреата премии фонда "Русское исполнительское искусство" и прочая, и прочая. Многие ученики Стариковой награждаются стипендиями различных фондов России и Башкортостана.
В числе воспитанников Валентины Стариковой - заслуженный артист РФ Сергей Чипенко, заслуженные работники культуры РБ Ильдар Хисамутдинов, Татьяна Лонщакова и Александра Воротник. Её выпускники преподают и концертируют во многих городах Башкирии, всей России, ближнего и дальнего зарубежья.
Лауреатские звания, сама игра учеников на рояле доказывают высокие качества преподавания и профессионального воспитания в её классе. "Мне доводилось слышать многих учеников Валентины Ивановны как на конкурсах, так и на мастер-классах, кроме того - на уроках в классе специального фортепиано, - пишет народный артист России, лауреат Международных конкурсов, профессор Московской государственной консерватории Юрий Слесарев, - и я убеждён, что их высокий профессиональный уровень - это результат кропотливого труда талантливого педагога, каким я безусловно считаю Старикову. Её педагогическое мастерство и научно-методическая обеспеченность позволяют ей самой проводить мастер-классы и консультации для преподавателей фортепиано всех звеньев образования - школ, училищ, вузов. От коллег всегда слышу хорошие отзывы об этих мероприятиях. В моём классе в Московской консерватории и ЦССМШ обучались ученики Стариковой (в частности - Денис Хусаинов и Галина Минибаева), поэтому я особенно хорошо знаю высокое качество её работы как преподавателя".
Неоспоримые достоинства педагога убедительно представляются в концертных выступлениях учеников - как практическое подтверждение великолепной работы в классе фортепиано. Денис Хусаинов не раз блестяще выступал с монографической программой из произведений Шопена (автору сих строк посчастливилось слышать, как он повторял её два раза на дню - по требованию восторженной публики. Уфимцы великолепно воспринимают его приезды и игру с нашими симфоническими оркестрами).
Мастер-классы для учащихся и педагогов охватывают музыкальные учебные заведения России (Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Сургут) и зарубежных стран (Украина, Южная Корея, Финляндия, Индия, Австрия). В докладах отмечается профессионализм, эрудиция, яркая эмоциональность, педагогический такт и умение общаться как с коллегами, так и с учащимися.
Валентина Старикова плодотворно работает в высших учебных заведениях: вначале, в течение 10 лет, - в Уфимском государственном институте искусств (ныне - Академия), а с 2001 года - в должности доцента кафедры музыкальных инструментов и теории музыки БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы. Все годы она успешно совмещает преподавание в вузе с работой в уфимском Среднем специальном музыкальном колледже. Участвует в работе жюри, мастер-классах, научных конференциях, мероприятиях Международного форума "Искусство и образование-XXI".
Она обладает государственными наградами: является заслуженным работником культуры Республики Башкортостан, удостоена гранта фонда "Русское исполнительское искусство", знака Министерства культуры СССР "За отличную работу".
Эти, в общем-то, официальные строки можно было бы дополнить ещё перечислением - какие интересные темы научно-методических докладов разрабатывает моя героиня, где они публикуются и тому подобное. Но - остановимся.
Глава вторая. Очень маленькая
Так получилось, что всех, за некоторым исключением, учеников Вали Стариковой мне приходилось если не знать, то хотя бы изредка встречать. Их отличает общее "лица выраженье" - они на неё похожи. Отчего это происходит - можно ли понять? Ведь они всё-таки очень разные... Если учится у меня кто-то из Валиного класса - на него можно "нажимать" и стимулировать его развитие по максимуму. Убеждена, что только так "выращиваются" Настоящие. Музыканты.
Глава третья. Система работы
Счастье в том, что методы своей работы Валя не скрывает. Наоборот, она ими делится. Кто желает - может найти её мысли в опубликованных статьях, в сборниках - и почитать.
Вот кое-что оттуда:
"В деле профессиональной подготовки музыканта большое значение имеет личность преподавателя. Поскольку большую часть времени музыкант обучается в индивидуальном классе, общение педагога и ученика тем продуктивнее, чем интереснее педагог, чем активнее его воздействие на учащегося. Важна традиция школы, которую педагог получил во время своего обучения и хочет передать ученикам".
О своей школе Старикова пишет:
"...посчастливилось заниматься под руководством замечательных выдающихся педагогов. К 1960-1970-м годам в Уфе собрался "цвет" фортепианной педагогики - к уже ярко зарекомендовавшим себя пианистам старшего поколения присоединились лучшие выпускники Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В частности, начальное музыкальное образование прошло в классе опытного, талантливейшего педагога Маргариты Васильевны Шаталовой. В своё время она брала уроки у самого Генриха Нейгауза. Потом последовали занятия в классе молодого выпускника Московской консерватории Валерия Петровича Стародубровского - непосредственного ученика Нейгауза, блестящего пианиста, композитора. От него мы узнавали, что в методике Нейгауза неотрывно и органично сочетались интеллект и вдохновение.
Затем посчастливилось учиться у Евы Павловны Сеферовой, выпускницы петербургской консерватории 1914 года, однокурсницы гениального композитора Сергея Прокофьева. Она была "внучатой ученицей" великой русской пианистки и фортепианного педагога Анны Есиповой. Уроки Евы Павловны невозможно забыть, потому что она являла собою пример бескомпромиссного служения искусству.
Следующий этап - занятия в классе авторитетного зрелого музыканта - Михаила Акимовича Зайдентрегера (ученика Самуила Фейнберга) и, далее, - у Александра Давыдовича Франка (выпускника Константина Игумнова и Бориса Берлина). Все названные имена выдающихся мастеров - это и есть русская школа игры на фортепиано, благодаря которой родилось огромное множество известных исполнителей".
Детально проанализировав свои пианистические корни, Валентина Ивановна заключает:
"В целом, русская школа пианизма базируется на приоритете содержательного, образного мышления над механической технической работой. Для русских музыкантов важна неразрывная связь идейной, смысловой и технической сторон пианистического мастерства. Триединство задач может быть заключено в три основных вопроса: о ЧЁм (содержательная сторона исполнительства), ЧЕМ (каким аппаратом обеспечить игру) и как (соединение первых двух задач - достижение мастерства пианизма)".
Неоспоримо, что первые шаги в музыке - база всего. Старикова здесь просто незаменима. В её статье "Традиции и некоторые находки в начальном образовании пианиста" читаем:
"Всем известно, что процесс обучения музыке в целом и игре на фортепиано, в частности, - необычайно трудоемкий и длительный. Однако самыми ответственными являются первые уроки. Их особая значимость объясняется тем, что именно первые опыты извлечения звуков составляют основу всей будущей пианистической школы, отношения к музыке, и, шире, - всей эстетической позиции человека. Во время начальных встреч ученика и педагога важно связать личный жизненный опыт ребенка с главными принципами музицирования. Необходимо показать, что слуховое восприятие мира "вообще" и выражение музыкальных образов при игре на рояле связаны между собой. "Мы будем разговаривать с окружающим нас миром при помощи звуков фортепиано, а о чем говорить - подскажет сама жизнь", - так или приблизительно так можно начать путь юного пианиста в музыку.
Чем дольше занимаешься педагогической работой, тем больше понимаешь, что "абсолютной" методики не существует (как недостижима абсолютная истина). Говоря об отсутствии такой "абсолютной" методики, Маргарита Лонг добавляет: это не значит, что методики вовсе нет. Всякий профессионал исповедует свою собственную позицию, свои идеалы в музыке. Он опирается на выверенные, наработанные многолетней практикой принципы - и на традиции русской школы пианизма.
Замечательные традиции педагогов обогащаются собственными наблюдениями. Пытливый преподаватель постоянно находится в поиске, каждый урок, каждая прочитанная книга могут привести к радостным находкам. И все это - ради того, чтобы помочь ученикам обрести более надежный багаж для будущей профессии или, если ребенок не будет профессионалом, для общения с музыкой.
В каждом случае опытный учитель, имея в запасе некоторый набор основополагающих приемов, наработок, подходит к делу индивидуально. Ведь необходимо учитывать разные темпераменты, характеры, реакции, не говоря уже о неодинаковом физиологическом строении рук, тела учащихся. Огромное множество факторов имеют значение, когда приступаешь к первым занятиям в классе фортепиано. Рецептов нет, но опыт и интуиция приводят, как правило, к положительным результатам".
Тут же детально разбираются упражнения: "Игра в космос", "Мерцающие звуки", "Звёздочки", "Капельки", "Птички", "Кукушка", "Умная рука" - всего не перечислишь. Интересно, что придумывать игры Валя может бесконечно... Прочтём чуть дальше:
"Радость игры и удовольствие от достигнутого пианистического результата делают успех упражнений более прочным. Практически не требуется при этом никаких комментариев. В душе ребенка, в его голове живет музыкальная фантазия. Благодаря этой фантазии, через ощущения пальцев рождается музыкальный образ, извлекаются звуки, возникает соответствующее настроение. Главное - происходит живой контакт с инструментом. Необходимые движения находятся сами собой, как бы без дополнительного усилия. Эти упражнения проверены многолетним опытом".
Результат - вы, друзья, прочитали выше.
Опираетесь ли вы в своей работе на мудрецов? Может, переймёте у Стариковой?
"Осмысливая вышесказанное, убеждаемся в правоте известных слов Сенеки: "Уча других, мы учимся и сами". Путь от чувственного опыта к его интеллектуальному закреплению, используемый в занятиях на начальном этапе, может быть выражен словами английского философа Джона Локка: "Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах".
Дорогой читатель, как хотелось бы поделиться всеми секретами Стариковой, известными мне! Ну не может не восхищать тот драгоценный опыт, что изложен простыми словами в статье, например, этот: "Коротко - о главном, подробнее - об узкопрофессиональном - и тоже важном (из опыта работы в начальном классе специального фортепиано)" - и в целом списке других её работ.
Но - придётся опять остановиться, вниманием вашим не злоупотребляя. Поэтому...
Глава четвертая - самая важная
Дело в том, что Валентина Ивановна доверила вам самые сокровенные свои мысли. Она для вас их просто набросала на листке бумаги. С её позволения - приведу их здесь:
"Ученики. Нравственный аспект. Любить музыку, любить качественно, с увлечением и ответственностью за дело, которому служишь. Всё, чем занимаешься, делать хорошо. Только через определённые усилия, настойчивость, желание можно добиться успеха, продвижения. Определённая доля фанатизма, то есть уметь жертвовать каким-то увлечением, не прочтением чего-то, уметь отказаться от чего-то во имя достижения цели.
Расставить приоритеты, концентрироваться - это и есть фанатизм (некоторый). И чтобы результат работы над произведением, программой стал удовольствием, наслаждением! То есть достижение результата, цель - удовлетворение (моральное), радость души. Что-то получилось. Увлёк слушателя.
В педагогической практике не люблю повторяющихся программ, "накатанных произведений". Хочется смены впечатлений, от нового захватывают "педагогические амбиции" - в новых программах, в изучении, расширении репертуара (хотя существуют так называемые хрестоматийные произведения, прохождение которых очень полезно для многих учеников).
Воля, умение концентрировать вдохновение.
У меня только одно любимое занятие, когда я забываю о времени, нет никакой усталости - заниматься уроками фортепиано. Но... Не только экзерсисы, мы и о жизни поговорим, об окружающей действительности, о действиях, поступках людей, конечно, о музыке, об исполнителях, о различных методиках, о вариантах и способах занятий. Всё время - поиск.
Отношение к конкурсам. Серьёзные конкурсы: дважды конкурс юных музыкантов имени Чайковского (Женя Салимгареева, Денис Хусаинов), трижды имени Сафонова (Элина Ситдикова, Денис Хусаинов, Настя Зарубина). Трижды конкурс имени Кабалевского (Денис Хусаинов, Эльмира Хусаинова, Гульназ Валиуллина). Не во вред всестороннему образованию.
Нелегко бывает удержать завоевания".
Вот так. Добавлю ещё от себя - автора материала о коллеге, может быть - соратнике, а возможно, и - друге.
У Валентины Ивановны 24 февраля особый день рождения. От всей души желаю ей как можно дольше радовать нас всех тем мастерством, тем искусством, которым она владеет!
Хотите знать, какими строчками Старикова завершила свои мысли для "Вечёрки"? Вот они:
БГПУ. ВУЗ.
Любимые ученики. ВСЕ!
К тайне педагогического таланта стремилась прикоснуться
Светлана ПЛАТОНОВА.
24-02-2014 (0) Просмотров: 3 806 Номер: 34(12432) Версия для печати