"Лабораторная" работа
Политические опыты "Родины"
В Центре российского кино - кинотеатре "Родина" - состоялось открытие очень интересного, в чем-то даже знакового, проекта "Лаборатория политического кино". Событие сопровождала и премьера документального фильма режиссера Радика Кудоярова "Карим Хакимов: аравийский визирь Кремля".
Итак, разговор о том, что слово "лаборатория" обязывает ко многому.
И важно знать, о каком опыте идет речь.
Исключительно об общественном, подчеркнул на первом заседании клуба (а именно в этом формате предполагается работа "Лаборатории...") идеолог проекта, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Сергей Лаврентьев.
- В последнее время мы растеряли культуру ведения общественных дискуссий, ее нужно, по сути, прививать заново, - объяснил цель создания клуба Сергей Николаевич. - Диспуты из кухонь и "курилок" перекочевали в интернет и очень быстро превратились в обоюдные склоки самого низкого пошиба. А с такой культурой мы гражданское общество не построим.
Невозможно не согласиться: правила ведения цивилизованного спора мы забыли напрочь, достаточно открыть любой интернет-форум - хамское переругивание с использованием ненормативной лексики давно стало "нормой" блогосферы. В прессе жанр дискуссий явно не в чести. А в теле- и радиоэфире, при всем уважении к труду коллег, присутствуют все жанры, кроме такового. К тому же "домашние" телесеансы, прерываемые назойливой рекламой, по убеждению Сергея Лаврентьева, не способствуют должному восприятию серьезного, качественного кино. Зритель из обсуждения выключен, а виртуальное общение не избавляет человека от интеллектуального одиночества.
В этом смысле формат и выбор дискуссионной площадки для "Лаборатории..." абсолютно логичны - кино для нас по-прежнему является важнейшим из искусств (документалистика, замечу, всегда была на особом счету), а магия большого экрана и личное общение с авторами лент создают совершенно особую атмосферу и задают принципиально иной тон обсуждению, отличающийся от того, каковой принят в блогосфере. Другой вопрос - готово ли общество к такому воспитанию?
К этой теме мы вернемся позже, а теперь, собственно, поговорим о киноленте, показом которой открылась "Лаборатория...".
Имя Радика Кудоярова хорошо известно любителям документального кино, причем не только российским. В "послужном списке" автора - более двадцати пяти картин, созданных для федеральных телеканалов (Первый, "Россия", НТВ, ТВЦ), некоторые из них демонстрировались и за рубежом. Из наиболее известных - "Нуреев: украденное бессмертие", "Черный генерал", "Тайна лагеря Бадабер. Афганский капкан", "Берлинская стена. Траектория падения", "Генерал де Голль", "Профессор маскировки", "Алиби для Пола Маккартни" и другие. Представляя свою двадцать пятую работу, режиссер был немногословен. Идею фильма про Карима Хакимова ему подсказал экс-руководитель Администрации Президента РБ Ильдар Раисович Гимаев, и этот проект получил поддержку тогдашнего главы Башкортостана и Министерства культуры республики. После скоропостижной кончины Гимаева Кудояров продолжил исследование темы и завершил его созданием фильма - на проект ушло четыре года.
Термин "премьера" применительно к нынешнему показу ленты "Карим Хакимов" выбран не совсем точно - впервые фильм был представлен публике в Уфе, в марте 2011-го, на Международной конференции, посвященной 120-летию выдающегося дипломата. Но в "Родине" широкий зритель увидел эту картину впервые. О чем она?
Если коротко - об удивительной и трагической судьбе неординарного дипломата, первого полпреда молодой Советской Республики на Ближнем Востоке Карима Хакимова, уроженца деревни Дюсяново Белебеевского уезда Уфимской губернии. А еще он рассказывает о той титанической работе, которую проделал выпускник медресе "Галия" во благо укрепления отношений СССР с арабо-персидским миром. И у "Красного паши", как прозвали Карима Хакимова на Востоке, это получилось. Известные западные дипломаты только локти кусали, глядя на то, как мастерски Хакимов выстраивает отношения с высшим руководством полуострова, причем в очень непростое время - тогда в Аравии шла ожесточенная борьба за власть. Карим Хакимов смог настолько войти в доверие к главе-основателю правящей и поныне династии Абдель Азиза ибн Сауда, что имя первого советского посла в Саудовской Аравии и Йемене до сих пор пользуется уважением на Ближнем Востоке. К сожалению, выиграть "битву за Восток" Хакимову не удалось - в 1937-м его отозвали в Союз, а затем расстреляли. В итоге позиции советской дипломатии на Ближнем Востоке резко пошатнулись, и саудиты повернулись лицом к Западу. Особенно после того, как СССР отказал им в финансовой помощи. Никто тогда и не предполагал, что совсем скоро Саудовская Аравия станет крупнейшим в мире экспортером нефти и дружба с ней будет очень выгодна...
Впрочем, пересказывать биографию Хакимова - занятие неблагодарное, интересующиеся отечественной историей люди сейчас уже могут обнаружить в интернете массу информации. А вот то, что не найти в Сети, - реальные свидетельства о работе Карима Хакимова, картина демонстрирует сполна. Создатели фильма проделали колоссальную работу, по крупицам собрав информацию о "Красном паше" в различных архивах, главным образом за рубежом - после гибели дипломата любые свидетельства о нем тщательно вымарывались из официальных советских хроник и документов. Доходило даже до фальсификации фотографий и киноматериалов, о чем в кино подробно рассказывается на конкретных примерах. Автору фильма удалось разыскать действительно уникальные кадры, сохранившиеся разве только чудом.
Что меня поразило более всего, так это эпизод с "расследованием" фотофальсификации. Речь именно о тех деталях, которые являются высшим пилотажем кинодокументалистики. Смотришь и понимаешь, сколько времени и усилий было потрачено на выявление таких вот "изюминок". И конечно, впечатляет объем поисковой работы, проделанной создателями фильма.
Увиденное необходимо осмыслить, поэтому о первых впечатлениях скажу пока скупо. Кинолента буквально насыщена фактурой и уникальной хроникой, в том числе и визита будущего короля Фейсала в Москву. Лента ошеломляет зрителя обилием обрушивающейся на него информации, деталей, тем самым требуя определенной подготовки в восприятии. И еще: иногда чуть устаешь от категоричности закадрового ведущего. Это я к тому, что мне бы в большей степени импонировала лирическая составляющая в великолепном голосе актера Сергея Чонишвили, озвучившего картину...
Одно из основных достоинств фильма состоит в том, что он открывает широкой публике незаурядную личность, масштаб которой, значение ее радения на ниве дипломатии явно недооценены. Впрочем, это уже дело историков, кстати, насколько мне известно, персоне Карима Хакимова в республике посвящены диссертационные исследования. Лента демонстрировалась в Великобритании, в скором времени показ ее планирует один из французских телеканалов. Но главное в другом. В том, сумеем ли мы сохранить память о своих знаменитых земляках? По словам Радика Кудоярова, в 2010 году на похоронах дочери Карима Хакимова Флоры не было ни одного чиновника, включая и главу родного района "Аравийского визиря Кремля". Парадокс: мы не ценим своих героев, но почему-то о них знают за рубежом!..
...Обо всем этом собравшиеся в зале кинотеатра "Родина" говорили по окончании фильма. Зрители благодарили режиссера, делясь собственными впечатлениями. Примечательно, что зал был полон. Значит, люди готовы платить деньги (простите за слог) за изучение родной истории, отдавая дань уважения такому кино, а не очередному американскому блокбастеру. Сие вселяет определенную надежду на возрождение культуры дискуссий.
Ну, а в ближайших планах "Лаборатории..." - демонстрация фильмов "Берлинская стена. Траектория падения", "Генерал де Голль" и других. Ко Дню города, добавлю, будет показан фильм нашего коллеги с "БСТ" Салавата Хамидуллина, посвященный истории Уфы.
Булат ГАЙНЕТДИНОВ.
2-03-2012 (0) Просмотров: 2 502 Номер: 40(11938) Версия для печати