Без грифа "Секретно"
Комбриги – жертвы сталинизма
В истории нашей республики двадцатого века еще много белых пятен. К примеру, десятилетия считалось, что Муса Лутович Муртазин был единственным из высокопоставленных военачальников - уроженцев Башкирии, кого коснулись сталинские репрессии. Однако только сейчас выясняется, что на самом деле их было как минимум еще двое: Марк Львович Ткачев и Сергей Гаврилович Хорьков, родившиеся в Уфе. Однако о них раньше ничего не было известно, так как уничтожение высшего руководящего состава Красной армии проходило в условиях строжайшей секретности.
Конечно же расстрел трех Маршалов Советского Союза скрыть было невозможно по определению. Но ведь еще кроме них под военный трибунал пошли по ложным доносам абсолютно ни в чем не повинные 338 комбригов РККА, 5 командармов первого ранга, 10 командармов второго ранга, 66 комкоров, 168 комдивов и другие крупные военачальники.
Уфимцы Марк Ткачев и Сергей Хорьков так же, как и уроженец Учалинского района Муса Муртазин, погибли в 1930-е годы от рук палачей - якобы за участие в контрреволюционной деятельности. На самом деле они были патриотами. Причем следствие против Ткачева и Хорькова длилось совсем недолго, а приговор приводили в исполнение в день принятия решения судом. Практически у военачальников не было никакой возможности для его обжалования. Люди такого высокого ранга в Красной Армии не могли даже апеллировать к высшим органам власти, так как приговор считался окончательным и пересмотру не подлежал. Самое страшное в том, что судьба военачальников была предрешена заранее, еще до ареста, следствия и суда, - в Кремле, причем одним росчерком пера главы государства Иосифа Сталина. Полное беззаконие...
После смерти и разоблачения культа личности Иосифа Сталина на ХХ съезде КПСС Ткачев и Хорьков полностью были реабилитированы высшими судебными органами, с них сняты все надуманные органами НКВД обвинения. Но людей-то уже не вернуть. Они погибли еще молодыми. Биографических сведений о комбригах - уроженцах Уфы вы не найдете в энциклопедиях, учебниках и других открытых изданиях советского периода. Их полностью вычеркнули из истории нашей страны, а фотографии уничтожили. Но память людская жива. Чтобы восторжествовала справедливость, мы должны рассказать о жертвах сталинизма Ткачеве и Хорькове, чтобы следующие поколения знали, какие крупные военачальники родились и выросли на уфимской земле в девятнадцатом веке.
Сергей Хорьков родился в 1891 году, имел высшее образование, награжден орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, избирался членом трех организаций - Центрального Совета Осоавиахима СССР, Моссовета и Дирижабельного комитета страны. В Первую мировую состоял на должности моториста, затем - наблюдателя 23-го корпусного авиаотряда, входившего в состав 2-й армии царского генерала Александра Самсонова. После окончания войны подразделение, в котором проходил службу Хорьков, перешло на сторону новой (советской) власти. Воинскую часть перевели в Подмосковье, а летом 1918 года, когда белые части подошли вплотную к Казани, направили на этот важный участок Восточного фронта. Вскоре 23-й авиаотряд переименовали в Свияжский, под этим именем он и действовал до конца Гражданской войны.
Надо отметить, что Сергей Гаврилович одним из первых вступил в ряды Красного Воздушного Флота, принимал активное участие в формировании авиационных отрядов и сам сделал отличную карьеру - командовал первым истребительным авиационным дивизионом, служил помощником начальника авиации и воздухоплавания 8-й армии, старшим инспектором авиации Кавказского фронта - служил начальником штаба ВВС Киевского военного округа, начальником оперативного отдела Главного управления Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота, начальником штаба ВВС Красной армии (1925-1927), начальником Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1927-1933), работал директором московского дирижаблестроительного завода № 207 Наркомата оборонной промышленности СССР (1933-1938).
Еще во время службы в Управлении ВВС СССР одновременно преподавал в академии имени Н.Е. Жуковского, где руководил такой серьезной дисциплиной, как Служба штабов Воздушного флота. Кстати, Хорьков был первым директором завода № 207, где и прервалась трагически его служебная карьера. Он арестован органами НКВД 6 февраля 1938 года - уже на следующий день после гибели флагмана советского дирижабельного флота (дирижабля "СССР В-6") в 19 километрах от Кандалакши на Кольском полуострове. Уголовное дело завели и на других заводчан (по некоторым данным, всего под следствием находилось около 70 человек).
По документам Центрального архива ФСБ РФ, в обвинении в отношении директора завода Хорькова, начальника управления воздухоплавания Гражданского воздушного флота СССР Куца, второго секретаря парткома аэрофлота Баранова отмечалось, что вся их работа расценивалась как подрывная, направленная на срыв отечественного дирижаблестроения. Часть задержанных инженеров и рабочих следователи НКВД в конце концов отпустили, а остальные были осуждены. Естественно, никто из дирижаблестроителей никаким вредительством на производстве не занимался, потому что "СССР В-6" построили еще в 1934 году. Правда, конструкторские недоработки были. В дело катастрофы знакового для страны дирижабля вмешалась большая политика. Острота ситуации заключалась в том, что перелет "В-6" по маршруту Москва - Мурманск - Москва рассматривался высшим руководством Советского Союза как подготовительный для дальнейшего участия его экипажа в спасении папанинцев.
В Москве директор завода жил у Белорусского железнодорожного вокзала - по улице Первой Брестской, д. 60, квартира 4. Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла приговор очень быстро - 19 марта. "Красного директора" расстреляли в тот же день на печально известной подмосковной "Коммунарке". Он был реабилитирован только 12 июля 1957 года.
Марк Ткачев был помоложе Хорькова на восемь лет, поэтому не участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, не имеет боевых наград. Тем не менее он состоял членом ВКП(б) с 1917 года, что открывало перед офицером Красной Армии любые двери в верхние эшелоны Наркомата обороны страны. Вот послужной список Марка Львовича: начальник штаба 32-й стрелковой дивизии (1919), командир запасного стрелкового полка (1935), начальник группы контроля при Наркомате обороны СССР (1935-1936), начальник противовоздушной обороны Ленинграда (1936-1937). По тем меркам Ткачев занимал очень высокую должность в системе РККА, которая позволила ему стать комбригом 20 ноября 1935 года. Жил он в Северной столице на Набережной реки Карповки, 13, квартира 27. Арестован 4 июня 1937 года. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 1 сентября 1937-го приговорен к высшей мере наказания по очень страшной статье того времени - 58-8-11 Уголовного кодекса РСФСР. Реабилитирован 17 сентября 1967 года.
Рашит АЮПОВ.
8-04-2015 (0) Просмотров: 1 892 Номер: 66(12714) Версия для печати