Поклонимся великим тем годам
Побег из-под расстрела
В Мишкинском районе Башкирии существовала раньше деревня Алексеевка, и жила там дружная и большая семья Ипата Ильича и Марии Петровны Беловых - было в ней десять детей: девять сыновей и дочь Татьяна. Росли дети смелыми, честными, любознательными, родителей любили и уважали, с малолетства привычны были к тяжелому труду.
А время выпало непростое: в 1937 году по доносу был арестован и репрессирован один из сыновей Беловых - Емельян, служивший тогда в авиации. Горько и тяжело было близким - ведь их родной человек был невиновен (что впоследствии и подтвердилось). Вся семья ждала - обязательно вернется Емельян. С этой верой жили.
А над страной нависла страшная угроза - надвигалась Великая Отечественная война.
Семерых сыновей проводила на фронт Мария Петровна, а встретила четверых. Михаил-старший, Федор, Семен навечно остались на полях сражений. Вернулись в родной дом Иван, Михаил-младший, Григорий и Николай.
Сейчас в живых остался только Николай Ипатович, 93-летний инвалид Великой Отечественной войны (на нижнем снимке - слева). Именно о нем и пойдет сегодня наш рассказ.
Коля родился в 1922 году, после школы окончил Бирское медучилище, получил профессию фельдшера.
Его боевая биография началась в августе 1941 года - лейтенант медицинской службы стал военфельдшером артиллерийского дивизиона 931-го артполка 373-й стрелковой дивизии 39-й армии. 22 января 1941 года части 39-й армии, продолжая наступать в южном направлении, выбили оккупантов из многих населенных пунктов Смоленской области. Однако в феврале положение резко ухудшилось. Встречным ударом от станции Оленино и города Ржева противнику удалось закрыть бреши, пробитые русскими. Часть наших войск оказалась отсечена от главных сил. Артдивизион 931-го артполка, в котором служил Николай, подвергся уничтожающему бомбоштормовому удару. Небольшой группе бойцов, в которой был и военфельдшер, с помощью местных жителей удалось прорваться к базе партизанского отряда имени Щорса.
Так Николай оказался в партизанах. Овладел различными видами оружия, в том числе и немецкого, ходил на боевые вылазки и, разумеется, занимался основным своим делом - лечил бойцов.
Осенью 1942 года в составе группы из девяти человек под руководством командира взвода Павла Тяпугина Николай Белов отправился на задание - уничтожить в одной из деревень полицейский участок и узнать, находятся ли в округе немецко-фашистские войска. Задание группа выполнила. Усталые партизаны устроились на ночевку на отдаленном хуторе. Тут и накрыли их немцы и полицаи. Все было кончено. Впереди - пытки и расстрел. А Коле Белову всего двадцать лет, и он еще ничего в своей жизни не успел. “Так неужели мучительная смерть? И никак ее не избежать?” - вертелось в голове.
Партизан привели к немецкой комендатуре в село Пречистое, заперли в каком-то сарае. На следующий день заставили рыть огромную яму. Бойцы были уверены: сами себе копают могилу.
К вечеру их снова закрыли в сарае. Николай понял - эта ночь последняя. Никак не смирялось сердце с неизбежной смертью. Осмотрел сарай - крепкий, снаружи слышны шаги часового. Ну а если... подкоп? И военфельдшер принялся за дело. Пощупал грунт под нижним бревном - рука ткнулась в рыхлую землю. Начал отчаянно копать, сбивая в кровь ногти, останавливаясь лишь тогда, когда приближались шаги часового. Наконец сумел высунуть руку на волю - ее овеял прохладный ветер. Дело сделано! Толкнул Павла Тяпугина, а тот предупредил остальных. Когда часовой перешел на другую сторону, Николай через лаз выбрался на свободу. Сразу побежал к кустам у ручья - заметил их еще с вечера. Здесь решил подождать товарищей. Но как только из лаза выбрался Тяпугин, у сарая началась стрельба - побег был обнаружен. Николай и Павел, петляя по ручью с берега на берег, чтобы не быть обнаруженными собаками, ушли. Совсем обессиленные к утру спрятались в болоте, подкрепились кореньями съедобных трав. Их побег удался...
Лишь через двое суток добрались до отряда. Это было счастье, военное везение - вот так ускользнуть от неизбежной смерти. А на большую землю уже ушло сообщение о гибели Николая Белова...
- О партизанской войне можно рассказывать бесконечно, - делится Николай Ипатович. - Ведь там что ни день - особый случай. Вот как-то зимой спускаюсь в лощинку к ручью, набрать воды, и вдруг вижу среди деревьев фигуру в маскхалате, затем другую, третью... Немцы, а с ними “белорукавники” - так мы называли власовцев. Беру на прицел ближайшего, стреляю и падаю в снег. Мой выстрел услышан - врагам не удалось подобраться к лагерю партизан незаметно. Началась перестрелка, и атака противника была отбита.
Военфельдшер лечил больных - голодных, холодных, завшивленных... И сам не избежал страшной напасти - сыпного тифа. Но победил и его.
В марте 1943 года советские войска освободили территорию, на которой действовал партизанский отряд имени Щорса. Николай Белов был отозван в штаб партизанского движения Западного фронта в город Боровск. Там ему предоставили отпуск, и он отправился на свою малую родину.
Приехал накануне светлого праздника Пасхи. Матушка глазам не поверила, когда сын, измученный, исхудавший, в форме с чужого плеча, появился в доме.
- Сынок, живой! - только и смогла сказать, прижимая к сердцу.
До этого в деревню на Николая пришло два официальных документа - в первом сообщалось, что он пропал без вести, а второй - похоронка. Но - вернулся сын, всем смертям назло!
С родителями просидели за полночь. Радовались встрече и гадали: может, и другие скорбные вести окажутся ошибкой? Как хотелось надеяться на встречу с родными людьми!
Быстро промелькнули отпускные денечки, и снова Николай Белов оказался в действующей армии. Воевал еще два года. Был ранен, контужен. Участвовал в освобождении Польши и ее столицы Варшавы. Победу встретил в районе населенного пункта Торгау на Эльбе. Ветеран имеет боевые награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина” и другие.
Героически воевали и остальные братья Беловы.
После окончания войны Николай Ипатович работал начальником медпункта в деревне Симкино Бирского района. Как-то приехал к другу в небольшую деревушку с красивым названием Соловьевка. А там увидел милую девушку Машеньку и сразу понял - это судьба! Свадьбу не стали откладывать надолго...
Мария Григорьевна тоже из большой семьи - вместе с ней росли 4 брата и 3 сестры. Когда началась война, Маше было 12 лет.
- Работу на полях взвалили на свои плечи женщины, - рассказывает Мария Григорьевна. - Ну а нам, детям, пришлось делать их, женскую: косили, жали, всему научились. И День Победы в поле встретили. Как раз в перерыв прискакал на лошади бригадир и радостную новость привез. Все заплакали: кто от счастья, кто от горя потери. Побежали домой, все, у кого были красные вещи - юбки, платки, повесили их на дома, а потом был общий праздничный обед в школе...
Супруги Беловы прожили вместе долгую жизнь - 64 года, вырастили троих детей - Владимира, Александра и Наталью. У них пятеро внуков - Екатерина, Дмитрий, Мария, Анна, Филипп и уже трое правнуков - Данила, Маргарита, Эрнест.
После переезда в Уфу Николай Ипатович работал на Станции скорой медицинской помощи до выхода на заслуженный отдых.
... В светлой, уютной квартире на окнах ярко цветут цикламены. Николай Ипатович показывает на стену, где располагается семейный портрет Беловых - все девять братьев, сестра, а посередине - родители.
- Моей матери Марии Петровне присвоено звание “Мать-героиня”, - тепло улыбаясь воспоминаниям, делится фронтовик. - Еще она награждена орденом “Великая Победа”.
... Кстати, в средней школе села Тынбаево, где в свое время учились ребята из Алексеевки, создан необычный музей одной семьи - Беловых.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
18-04-2015 (0) Просмотров: 1 506 Номер: 74(12722) Версия для печати