$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Несвятые святые

О молитве и промысле Божием


 О молитве и промысле Божием

В Ночь музеев в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова многих гостей, в числе которых были и журналисты "Вечерки", до глубины души поразила экспозиция, посвященная духовным отцам-фронтовикам. Ее представила методист Уфимской епархии и заведующая библиотекой Крестовоздвиженского храма Ирина Ентальцева. Ирина Николаевна рассказала об удивительных судьбах людей, которые, пройдя ад войны, посвятили себя Богу. По просьбе редакции специально для "Вечерней Уфы" она подготовила текст, в основу которого легли не только ее материалы, но и Михаила Ергина, Виктора Князева, протоирея Романа Хабибуллина, Александра Нурмухаметова, Татьяны Барабаш, Янины Свице, Нины Пеняевой и другие, использованные в экспозиции выставки.

"Бессмертник" Тихонов

Протоиерей Николай Константинович Тихонов родился 6 мая 1925 года в деревне Шмидтово Уфимского района. В 1943-м семнадцатилетним юношей поступил в учебную артиллерийскую школу в Уфе и вскоре был отправлен на фронт в Прибалтику. Его рассказы о войне записал журналист газеты "Уфимские епархиальные ведомости" Виктор Князев: "Первый бой был под Ригой, а вместо оружия им выдали кирки и лопаты - воюйте, бойцы! Воевал отец Николай и на Кольском полуострове, и в Польше, и в Германии, был рядовым..."
Воспоминания его о войне поражают суровой правдой. Вши, которые ели людей поедом даже в лютые морозы; баня в палатке с замерзшей водой, куда гнали с передового края пять километров при минус двадцати градусов; голод по две недели, если разбомбят полевую кухню; нехватка оружия и квалифицированного командования. Как удалось победить при всем этом такого сильного врага?
"Нашему воинству помогали Силы Небесные", - говорил батюшка. Его рассказы о войне полны примеров такого заступничества. Любил он повторять и рассказ, похожий на притчу: "На войне многие становились верующими. Партийные и беспартийные одинаково молились: "Господи, помилуй!" - когда над головой свистели пули и рвались снаряды.
Однажды после боя, когда раненых еще не унесли в медсанбат, казах Калангаров сказал: "Смотри, великомученица Варвара ходит и причащает больных!" Тогда я не только подивился тому, откуда казах знает православную святую, но и задумался: почему одни гибнут, а другие остаются невредимыми.
- Почему тебя не убивают? - первым спросил я казаха.
- Мать благословила, когда я на фронт пошел, - ответил тот. - Меня мать благословила, поэтому меня никто не трогает.
Подошел к узбеку с тем же вопросом.
- Мать благословила, когда я на фронт пошел, - ответил он.
Подошел с этим вопросом и к солдату, бывшему до войны председателем колхоза. А он в ответ:
- Я партийный, но меня мать благословила.
Был у нас бесшабашный храбрец Найденов. В разведке немцев набьет, карманы им вывернет, патроны заберет, оружие унесет. Даже стрелял из немецкого оружия, приговаривая, что свое пачкать неохота.
- Товарищ Найденов, почему тебя не убивают?
- Я никаких богов не признаю.
- Да как же тебя земля носит? - воскликнул я изумленно. А позже узнал, что у Найденова дома мать и сестра пели в церкви. По материнской молитве Бог и хранил удальца.
С этим своим вопросом на войне подходил я и к девушкам.
- Наташа, почему тебя и немецкие пули, и солдаты наши не трогают?
- Когда я пошла на фронт, мать меня благословила: "Иди, Родину защищай. Воюй, а девицей придешь домой".
Не успел расспросить тогда Тихонов только земляка Валеева. Через сорок с лишним лет он, будучи православным священником, встретил Валеева у мечети, и тот пригласил в гости к себе домой.
Самого Николая Тихонова в полку прозвали "бессмертником" и старались в разведке, в бою находиться рядом с ним. Хотя была у него, говорят, и контузия, но остался живым. Наградили его орденом Красной Звезды, медалями Жукова и "За Победу над Германией".
После войны он служил на военно-морском флоте, много лет был мичманом на корабле. Вернувшись в Уфу в 1968 году, пошел работать в епархию шофером, экономом, а в 1974 году стал псаломщиком в Уфимском Крестовоздвиженском храме. В 1979 году Тихонова посвятили в диаконы, в 1990 году - в иереи, а через пять лет наградили саном протоиерея.
Отец Николай окормлял много духовых чад. За годы служения он был настоятелем нескольких храмов и ключарем Сергиевского собора. В числе его церковных наград - орден преподобного Сергия Радонежского третьей степени и орден благоверного князя Даниила Московского третьей степени.
Так материнская молитва в годы войны сберегла отца Николая для духовного поприща. Его сын и внук тоже стали священниками.
Отец Николай ушел из жизни 7 апреля 2010 года, в Благовещение, на светлой седмице. На Демское кладбище гроб его провожало множество людей.

...И ведь ни одного ранения

Три сына священника Федора Островидова - Александр, Евгений и Вячеслав, пошли по стопам отца. Вячеслав уже окончил Духовную Академию, когда во время богослужения был убит его старший брат. В храм, полный народа, ворвались красные с требованием прекратить службу, но священник Александр продолжал свое дело и был застрелен в алтаре. После этой трагедии отец благословил Вячеслава учиться на врача: надо было кормить семью. И сын сумел в короткое время подготовиться и поступить в 1921 году сразу на третий курс медицинского факультета Саратовского университета, хотя комиссия из профессоров была очень строгой. В 1924 году его, как окончившего обучение с отличием, перевели в Военно-медицинскую академию имени Николая Пирогова в Москве. Затем он был направлен хирургом в Туркменский военный округ, где шла война с басмачами. Позже отец Вячеслав рассказывал, что перед каждой операцией просил помощи Божией: "За всю мою жизнь не было операции с летальным исходом. Мне Господь помогал! Прошел три войны, и не было ни одного ранения, ни одной контузии..."
Во время Великой Отечественной войны он служил полковым хирургом. В коммунистическую партию вступать отказывался и не скрывал своих религиозных убеждений, поэтому его всегда держали на передовой. Сохранились воспоминания диакона М.В.Антипова о том, как его в 1944 году в госпитале лечил хирург В.Ф.Островидов: "Он относился к больным очень аккуратно, и многие были ему благодарны за отеческую заботу".
Сам отец Вячеслав, говоря о войне, все время приводил примеры явной помощи Божией. Вот один из его рассказов: "На передовой наш отряд разместили в землянке. Ночь. Все улеглись на полу. Спят. А я стоял как обычно в углу на молитве при тусклом свете лучины. Вдруг слышу стук в окошко, обтянутое бычьим пузырем. Подошел и увидел там свою родную мать, она стояла молча и рукой манила меня к себе. Я был поражен ее появлением: как она нашла меня на передовой, ведь была уже девять лет слепая? Выбежал к ней из землянки, а в это время в самую середину помещения упала бомба. Вместо землянки оказалась большая яма. Я стал вытаскивать из-под обломков раненых. Ну и потаскали тогда меня (на допросы), за то, что один уцелел! Думали, что с немцами был в связи. Только потом я понял, что меня Божия Матерь спасла в образе родной матери".
У Островидова в фуражку была вшита иконка Пресвятой Богородицы, благословение матери. Еще отец Вячеслав рассказывал о том, как он с боевыми товарищами попал в окружение. Горячая молитва помогла им выбраться, несмотря на стрельбу и бомбежку.
После войны Вячеслав Островидов стал священником. В какой-то период он был пастырем и главным врачом в Шафраново одновременно.
"Его любили и дети, и взрослые за эрудицию, ум и чистую душу", - вспоминала о батюшке
В. И. Щелчкова, которая записывала его рассказы о войне. Отец Вячеслав любил сладкое и на праздники рассылал десятки вкусных посылочек: "Пусть порадуются". В последние годы жизни он был протоиереем в Уфимском Покровском храме, а в Сергиевском храме служил его брат, протоиерей Евгений Островидов (1891-1981). Умер отец Вячеслав 1 января 1983 года. Похоронены братья на Демском кладбище.

Проповедовал четверть века

В юности Александр Дудинов (родился 9 декабря 1911 года) в своем родном селе Нагаево, несмотря на преследования верующих, единственный из сверстников-односельчан не прекратил посещения храма, пел в церковном хоре, был чтецом, звонарем. Окончив школу механизаторов, работал трактористом, комбайнером, выполнял на совесть любую работу в колхозе. В 1935 году обвенчался с односельчанкой Анной. У них в семье было шестеро детей.
После закрытия в селе церкви Александр ходил пешком в Уфу на службы в Сергиевский храм. Там он встретился с преподобным Моисеем (Чигвинцевым), с которым они были почти ровесниками, и остался его близким другом на всю жизнь. Спустя годы он с благоговением говорил об отце Моисее и о своих духовниках из прошлых лет.
Грянула Великая Отечественная, и Александра Дудинова мобилизовали на фронт. Домой он вернулся в 1945 году в звании ефрейтора. Воевавший на Ленинградском фронте Дудинов перенес блокаду: "Когда немец склады пожег, мы остались на зиму в летнем, ни одежи, ни зимней обуви нет, многие отморозили ноги". У него самого тоже с тех пор ноги остались больными.
В боях за город Пушкин Александр получил контузию. За боевые заслуги был награжден орденом и одиннадцатью медалями. В наградном листе к медали "За боевые заслуги" в 1944 году указывалось, что Александр Дудинов в составе бригады отремонтировал "тридцать семь тракторов непосредственно на огневых позициях, всегда проводя ремонт ранее установленного срока и качеством на "отлично" и, делясь опытом, повышал квалификацию членов своей бригады".
После войны фронтовик трудился в родном селе. Ходил с палочкой. Когда с ногами стало совсем плохо, ушел из колхоза. Мечтал жить в Уфе, в тепле ремонтировать моторы и петь на клиросе в церкви. Епископ Арсений (Крылов) уговаривал его стать священником. Александр сомневался, ведь здоровье его было слабым. А новый епископ Илларион (Прохоров) все же уговорил. Перед тем как стать священником Александр Дудинов спросил у своей семьи, готовы ли они с ним пострадать за Христа? Его супруга с детьми дали согласие. И он в 1954 году был рукоположен в иереи.
"Вот я, грешный, не соглашался, а Бог дал мне силы двадцать пять лет служить литургию", - говорил впоследствии он.
За эти четверть века ему пришлось служить во многих сельских храмах епархии. В его личном деле есть запись: "трудолюбив и исполнителен в своих пастырских обязанностях, смирен", но его проповеди не нравились уполномоченным по делам религий, поэтому батюшку часто перекидывали с места на место. Таким образом, с пламенной проповедью Христа он объехал много сел. Люди приходили к батюшке на службы пешком из дальних деревень.
Последним местом служения отца Александра стал Уфимский храм Покрова Божией Матери в Уфе, куда его назначили настоятелем. А с 1982 по 1993 год священник был духовником клириков Уфимской епархии. Двое из его сыновей стали священниками, третий - преподавателем Санкт-Петербургской Духовной академии.
В 1993 году, 5 января отец Александр был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. Его супруга-сподвижница приняла монашество с именем Марии. Эти имена они получили в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Позже, 28 августа 1994 года, Дудинов был пострижен в Великую схиму с именем Аарон, а его супруга, сестра во Христе, приняла схиму с именем Сергия.
Последние три года жизни иеросхимонах был прикован к постели, но клирики епархии и верующие люди продолжали приходить к нему за духовным советом, просили его молитв. Схимонахиня Сергия в ту пору, когда слег отец Аарон, сама была лежачей больной. Но Сергия поднялась с одра, чтобы ухаживать за ним, и восприняла это как чудо.
Иеросхимонах Аарон почил 23 августа 1996 года. Нескончаемый поток людей все шел и шел, чтобы проститься с добрым пастырем. Похоронен он на кладбище родного села.

Воин Христов

Михаил Шаробыров (родился 10 сентября 1913 года) работал шофером в Стерлитамаке. Имея отзывчивый, добрый характер, он всегда помогал больным и старым людям. Как верующий человек в течение многих лет вместе с другими хлопотал об открытии Никольской церкви в Стерлитамаке.
С июня 1941 по июнь 1945 года он был на войне. Попав в окружение в смоленских лесах, три раза бежал из плена, командовал партизанским отрядом под Витебском.
Вот что пишет протоиерей Роман Хабибуллин: "Я очень любил отца Софрония, хотя, к сожалению, мало общался с ним. Как всегда, не хватало времени, все думалось, что я еще успею, но его кончина была скоропостижной. Отец Софроний рассказывал о своих годах в партизанском отряде. Там, в лесах он ощутил на себе любовь Божию".
Шаробыров знал о промысле Божием и для чего Господь сохраняет его жизнь. Ведь ему предстояло приводить людей к вере. Отец Софроний рассказывал, как трижды был на грани неминуемой смерти, и трижды Божия Матерь его спасала.
...Когда он попал в плен к немцам, его заставили рыть себе могилу. Он рыл ее и понимал, что с каждой горстью земли приближается последняя минута жизни. Выбрав момент, откинул лопату, выпрыгнул из ямы и побежал прочь с криком "Пресвятая Богородица, спаси!" Немец расстрелял всю обойму, но ни одна пуля не задела Михаила Шаробырова.
В то же время Божия Матерь не оставляла Своим заступничеством и верующих немцев. Когда партизаны взяли в плен "языка", после допроса его должны были расстрелять. Однако боец через некоторое время вернулся с пленным назад. Оказывается, он решил сэкономить патроны и ударил немца прикладом по голове. Но вдруг увидел, что из отворота немецкой шапки выпал медальон с иконкой Божией Матери. У солдата не поднялась рука продолжить казнь пленного. Командир Михаил Шаробыров, выслушав эту историю, оставил немца в живых и отправил его на большую землю ближайшим рейсом самолета, снабжавшего партизан оружием, боеприпасами и продовольствием.
"В партизанском отряде из тех, кто был в первом составе (а это сто тридцать восемь человек), в живых остались шесть, трижды отряд обновлялся. Люди погибали во время боевых операций, как снопы падали в атаке, а я как бронированный. У меня иконка Божией Матери в головном уборе. Божия Матерь меня хранила", - рассказывал отец Софроний.
Его не раз заставляли вступить в партию, грозили снять с должности командира отряда. Он отвечал: "Снимайте". Не сняли. Ранее, когда Михаила заставляли вступать в комсомол, ему приснился ад: "Темный колодец, узкий настолько, что нельзя сесть, и там Ленин стоит, в кепке, бедный, ему ни присесть, ни прилечь. А я гляжу с ужасом и слышу голос: "Ты тоже туда захотел? Что замыслил?" - и как отрезало у меня с комсомолом, с партией".
После войны Михаил Шаробыров работал шофером в епархии, в 70-е годы был церковным старостой и певчим в Крестовоздвиженском храме. Ему не раз предлагали стать священником, но преподобный Моисей (Чигвинцев) советовал ему до пенсии отложить принятие священства. Наконец, Михаил Шаробыров поехал за советом к старцу Науму в Троице-Сергиеву лавру, и тот ему сказал: "Видно, у вас там совсем не хватает священников, раз тебя зовут, надо соглашаться". - "Если б хватало! Я ведь простой, неграмотный деревенский мужик". - "Из апостолов грамотный был только Лука, остальные - рыбаки да мытари, а что они сотворили на земном шаре". Подумал-подумал еще, посидел и сказал: "Нет, Михаил, надо соглашаться".
Михаил Шаробыров был рукоположен в диакона 3 февраля 1974 года и в иерея 7 апреля 1976 года. Александр Нурмухаметов рассказывал, что перед этим будущий священник сорок дней был на хлебе и воде: "Если выдержу, значит, смогу стать священником". Выдержал. А 19 августа 1993 года он был пострижен в монашество с наречением имени Софроний.
Отказавшись после войны от льгот фронтовика, отец Софроний носил священническое облачение как гимнастерку, одно время оно было цвета хаки. Воин Христов - видно было, что все время он про себя молился.
...Очереди к духовнику на исповедь были огромные. Он часто давал ответы на вопросы, которые ему еще даже не успели задать. По молитвам отца Софрония были исцеления, но он старался скрывать свои дарования. Зато рассказывал о своем друге, отце Моисее (Чигвинцеве), как о святом еще задолго до его канонизации. Отец Софроний давал своим чадам духовным читать святоотеческую литературу, аудиокассеты о православии, о Святой Руси, когда православные
аудиозаписи было не достать. Люди с высшим образованием находили ответы на свои вопросы у этого "простого неграмотного мужика".
Умер отец Софроний 19 февраля 1999 года. Он мечтал быть похороненным рядом с отцом Моисеем (Чигвинцевым). Поскольку в 1996 году прах архиепископа Феодосия (Погорского) был с Демского кладбища перевезен в Пензу, на его место рядом с преподобным Моисеем Уфимским был похоронен игумен Софроний.
Перед боем видел Богородицу
Василий Павлович Пеняев родился 30 декабря 1919 года в селе Знаменка Туймазинского района в благочестивой крестьянской семье, пережившей раскулачивание. В 1931-м окончил четыре класса начальной школы и работал в леспромхозе, совхозе. Очень любил лес, животных, землю, крестьянский труд.
Василий Пеняев был мобилизован еще в 1940 году, затем участвовал во многих сражениях Великой Отечественной войны. Позже он рассказывал, как однажды перед решающим боем ему во сне явилась сама Пресвятая Богородица и сказала: "Иди и не бойся, помни Бога". Крест он не снимал никогда. В 41-м под Витебском их полк попал в окружение. Целый год советских военнопленных держали в концлагере, где тысячи солдат умерли от голода, холода и болезней. Чуть живых, изможденных, их погнали в Германию. Василий дал себе зарок: "Останусь живой, буду служить Богу".
Привезли их в Западную Баварию. Сначала держали в концлагере, потом распределили - кого на фабрику, кого батраком к зажиточным фермерам. Так попал наш земляк в одну германскую семью. Они оказались людьми верующими и добрыми. Их поразило, что на русском парне - крестик, они увидели, как он молится, стали его выхаживать, поили молоком. Весил он тогда тридцать семь килограммов. Трудолюбивый и благочестивый парень так понравился немцам, что они сватали его за дочку хозяина. Мог Василий остаться в Германии, но тоска по родине, по родителям не давала покоя. И когда пришли наши войска, солдат ушел вместе с ними и с боями закончил войну в Чехии. Все трое братьев Пеняевых с фронта вернулись домой. Видно, крепко молились за них в семье.
В 1946 году после мобилизации Василий поступил на работу в Туймазинский лесхоз, женился на девушке из семьи раскулаченных. У них родились четверо детей. Супруги сумели в советское время воспитать их в благочестии и молитве. Каждое воскресенье Василий ездил на велосипеде в церковь в соседние села - Воздвиженку или Анновку. Пел на клиросе, был чтецом в церкви. Преподобный Моисей (Чигвинцев) сказал ему, что он будет священником, и стал его духовником. К священству Василий Пеняев готовился около двадцати лет, читал много духовных книг, молился вместе со своими детьми, держал строгий пост, совсем перестал пить спиртное. Став священником в 1975 году, он служил в разных храмах епархии.
"Он очень любил службу Божию, приходил в храм задолго до начала богослужения, затепливал лампады и начинал поминать всех своих духовных чад перед жертвенником. Он проникновенно читал акафисты, для всех у него находились добрые слова, хотя он старался быть немногословным и попусту ничего не говорить. Где бы он ни служил, он неизменно пользовался любовью прихожан.
В 1983 году отца Василия постигла скорбь, он похоронил горячо любимую свою матушку и, будучи человеком глубоко духовным, с еще большим усердием стал отдавать себя служению Богу и людям", - писал о нем протоиерей Николай Соколов.
В августе 1994 года отец Василий Пеняев был пострижен в монашество с наречением имени Тихон, а в 1996-м возведен в сан игумена. В последние годы жизни он вышел за штат и жил в рабочем поселке Серафимовском, но жилище его стало домом молитвы для всех приходящих. Игумен Тихон старался как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин. Перед самой своей кончиной он исповедовался и причастился. Умер игумен Тихон 11 октября 2000 года, в отпевании участвовали десять священников. Похоронен игумен Тихон у себя на родине, на кладбище села Знаменка среди родных. Подробное жизнеописание составила его родственница Нина Пеняева.

Выжив на фронте, принял постриг

Николай Иванович Бобровников родился 14 января 1924 года в селе Волосновка Юмагузинского района Башкирской АССР в семье регента-псаломщика. Его отец, Иван Александрович, готовился к рукоположению в диаконы, но был арестован и сослан на Соловки, а его семья раскулачена.
Много лет спустя Николай Бобровников, став в монашестве архимандритом Ильей, вспоминал, как его, пятилетнего, отобрали у матери и полуголого бросили в снег на мороз. Соседи завернули его в кошму и взяли к себе домой, а ночью мать, попросив у знакомых лошадь, увезла сына за пятнадцать километров на хутор Красная Горка. Они жили тем, что пасли скот. Отбыв пять лет на Соловках, отец пришел домой пешком из Архангельска и стал пасти скот вместе с ними. Детям из семей лишенцев не разрешали получать образование, но Николаю очень хотелось учиться, он любил поэзию, литературу, и родители отправили его в Стерлитамак к старшей сестре, вышедшей замуж за атеиста, раскулачивавшего их в Волосновке. Тяжко жилось Николаю в их семье, но он смог, закончив семь классов, поступить в педагогическое училище.
В августе 1942-го восемнадцатилетний Николай Бобровников был призван в ряды Красной Армии. Вместо педагогического ему пришлось закончить Гурьевское пехотное училище. Боевое крещение он принял в легендарном танковом сражении под Прохоровкой 15 июля 1943 года. Через месяц был тяжело ранен в ногу, но вернулся после госпиталя на фронт. За проявленное мужество в боях за Днепр награжден медалью "За отвагу". В наградном листе указывалось, что Николай Бобровников "участвует в Отечественной войне с августа 1942 года. До сентября 1943 года состоял в роте автоматчиков и находился на передовой линии. Будучи переведен по болезни в санитарную роту, здесь проявил себя как самоотверженный и чуткий санитар. Только во время форсирования реки Днепр в районе села Власовка под сильным обстрелом противника переправил через Днепр тридцать пять раненых бойцов и командиров".
Уже с двумя тяжелыми ранениями Николай Бобровников продолжал служить до конца войны. В 1945 году их полк был направлен на Дальний Восток в связи с началом военных действий против Японии. На границе с Монголией их эшелон был пущен под откос, мало кто из солдат уцелел при этом. Николай Бобровников получил тяжелую травму позвоночника. Он дал обет, если выживет, стать после войны монахом. Еще он рассказывал, что его мама давала такой обет: если сын вернется с войны, то она поедет по святым местам. Но у матери отнялись ноги, и Николай, когда вернулся с войны, сам ездил по тем святым местам, куда она обещала. Мать после этого встала на ноги, а он пошел служить в церковь.
В феврале 1946 года он стал псаломщиком Богородице-Казанской церкви в Мелеузе. В мае
46-го года скончался отец, успев порадоваться тому, что сын пошел по его стопам. Похоронили отца на кладбище в Красной Горке, и уже 19 августа того же года архиепископ Уфимский и Башкирский Иоанн (Братолюбов) постриг Николая Бобровникова в монашество с именем Илия и в тот же день рукоположил в иеродиакона в Уфимском Сергиевском кафедральном соборе. В Башкирии не было в то время монастырей, и отец Илия вскоре уехал служить в Троице-Сергиеву лавру, там он 30 апреля 1950 года был рукоположен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в иеромонаха. Его мать, Анастасия Ивановна Бобровникова, овдовев, тоже стала монахиней: ее постриг сын. Через четыре года она, упокоившись, была похоронена рядом с почившим супругом в Красной Горке.
Иеромонах Илия затем служил в разных городах и селах России и Средней Азии, нигде не задерживаясь подолгу. В статье В. М. Шубкина "Оренбургская епархия в годы хрущевских гонений" упоминается его имя. Приведено свидетельство уполномоченного по делам религий Вдовина о том, что во время служения в Орске "за религиозный фанатизм и за организацию религиозного влияния на город Новотроицк, проявившегося в освящении кладбища и постриге им двух женщин в монахини, иеромонах Илия (Бобровников) был лишен права регистрации". В июле 1960 года "по состоянию здоровья" отец Илия был выведен за штат, а через пять лет возобновил служение уже в Калининской епархии.
В 1970 году иеромонах Илия был награжден Церковью саном игумена. С 1984 по 1998 год он снова служит в Уфимской епархии, где в 1997-м его удостоили сана архимандрита. Он был настоятелем Уфимской Крестовоздвиженской церкви и духовником возрождаемого женского Благовещенско-Крестовоздвиженского монастыря в 90-е годы. В последние годы болезнь его приковала к постели. Архимандрит Илья умер 26 октября 2001 года и был похоронен на Демском кладбище.
Отец Илия в общении часто бывал суров и резок. Но когда к нему приходили с бедой, горем, он находил слова утешения. Запомнились прихожанам вдохновенные проповеди, во время которых он мог со слезами читать наизусть духовные стихи Тютчева, Некрасова... Рассказывая о войне, он не уставал повторять: "Помните и молитесь за всех убиенных на поле брани, чтобы Господь простил их согрешения".

Дал обет вернуться к служению
в церкви


Михаил Еварестов родился в 1863 году в семье священника Уфимской епархии Александра Васильевича Еварестова. А еще он был племянником протоиерея Уфимского кафедрального собора, священномученика Евграфа Васильевича Еварестова.
Михаил Еварестов учился в Уфимской духовной семинарии, которая при советской власти была закрыта. Многих из его родственников репрессировали, их семьи бедствовали. Священник Евграф Еварестов, замечательный миссионер, педагог, подвижник, в 1919 году после пыток был расстрелян большевиками в Уфе. А сам Михаил Еварестов сменил много работ в годы советской власти, в начале 20-х возглавлял детский дом, но потом все-таки стал священником.
Епископом Уфимским Борисом (Шипулиным) он был рукоположен в 1924 году в сан священника церкви села Петропавлово, где ранее служил его отец. В 1928 году, когда началось массовое преследование верующих и закрытие храмов, отец Михаил вынужден был оставить служение. В 1941 году Михаил Еварестов был направлен в учебный радиополк, затем на фронт. В августе 42-го после тяжелого ранения его признали не годным к строевой. После госпиталя до 1946 года фронтовик служил в трудовой армии, в Куйбышеве. Был награжден медалью "За победу над Германией". Еще в госпитале, выздоравливая после тяжелого ранения, пятидесятилетний отец Михаил дал слово снова вернуться служить в церковь.
В 1946 году Михаил Еварестов был назначен в уфимский Крестовоздвиженский храм. Потом служил в различных приходах Уфимской епархии. Умер 24 ноября 1975 года и покоится теперь на кладбище в Ишимбае.

Выносил иконы из огня

...Иван Иванович Козлов работал в лесхозе, а в 1943 году был призван в армию, прошел войну и демобилизовался только в 1950-м. После этого приехал в Ишимбай, женился и проработал бригадиром-монтажником тридцать лет. Затем десять лет был псаломщиком Косьмо-Дамиановской церкви в селе Нордовка.
В 1991 году Иван Козлов стал священником. Служил настоятелем Петро-Павловской церкви села Константино-Александровки и Скорбященского прихода села Соколовки Стерлитамакского района. Был пострижен в монашество с наречением имени Хрисанф 25 апреля 1994 года. А
26 апреля 2002 года иеромонах Хрисанф отошел к Господу.
Рассказывали, что при пожаре в церкви села Константино-Александровки настоятель и прихожане смогли вынести из огня огромного размера иконы, написанные на Афоне на средства преподобного Иоанна Кронштадтского. Сейчас они находятся в разных храмах епархии.
Подготовила Ирина ЕНТАЛЬЦЕВА.


 О молитве и промысле Божием  О молитве и промысле Божием

Дата создание новости 27-05-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 2 151     Номер: 101(12749)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.