$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ЭХО ДАВНЕГО БОЯ

Хроника вернувшегося бомбардировщика


Хроника вернувшегося бомбардировщика

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 появился со стороны Симферополя. Он не успел сбросить ни одну из десяти авиабомб, составлявших его боекомплект, так как был атакован тремя фашистскими самолетами. Противник поразил цель - наш самолет загорелся прямо в воздухе и начал рассыпаться. Из трех членов экипажа выпрыгнуть с парашютом сумел только один летчик. До земли, однако, не дотянул: был расстрелян еще в небе. А бомбардировщик при ударе взорвался - сдетонировал боекомплект. Это случилось на глазах работающих в поле людей.

Сутки в образовавшейся воронке полыхал пожар. Казалось, самолет с экипажем навсегда ушел в небытие.
...Давным-давно отгремели бои, закончилась война, над нашей великой Родиной прозвучало святое слово "Победа". На земле, залечившей раны, снова стали сеять пшеницу и рожь, ячмень и гречиху... Прошло более семи десятков лет мирной жизни.
В сентябре прошлого года в Крыму работали представители Фонда поисковых отрядов Республики Башкортостан. В Белогорском районе, неподалёку от села Ароматное, в двухстах метрах от федеральной трассы Симферополь - Феодосия, в поле с помощью металлоискателя обнаружилось нечто, поисковиков весьма заинтересовавшее. Речь идет о скоплении металла. И тогда местные жители рассказали о разбившемся тут в Великую Отечественную войну бомбардировщике.
- Работы по поиску самолета продолжились нынешним летом с 14 июля, - рассказывает пришедший в нашу редакцию председатель Совета Фонда поисковых отрядов республики подполковник Ильдар Бикбаев. - В экспедицию входили восемнадцать человек: девять поисковиков из Башкортостана, девять - из Белогорской районной военно-исторической организации "Центр".
"Центр", добавим", был создан по инициативе Ильдара Бикбаева при содействии отдела молодежи Белогорского района Республики Крым. Ведь Белогорский район Крыма - побратим Башкортостана. Ильдар Зинурович в 2015 году организовал так, чтобы наши коллеги из Крыма приняли участие в обучающей Международной экспедиции Военно-исторического общества и Поискового движения России "Волховский фронт", а также в Севастопольской экспедиции. Это мощно стимулировало их и способствовало обучению будущих поисковиков. И теперь наши с крымчанами трудятся вместе уже третью вахту.
Возглавила экспедицию Елена Вязовцева - командир уфимского поискового отряда "Обелиск", а еще - хороший и верный друг "Вечерки".
В группу из Башкортостана вошли опытные поисковики. Вот их имена: Артур Хайретдинов - заместитель командира уфимского отряда "Поиск"; Евгений Григорьев - командир отряда "Высота" и его заместитель Дмитрий Фазлыяхмитов, оба из Межгорья; Карина Мензорова, представляющая давлекановский отряд "Звезда"; Дмитрий Дунюшкин - командир уфимского отряда "ДОСААФ-Поиск"; Никита Кудимов - из отряда "Живи, земля" (Октябрьский); Риваль Канеев - заместитель командира поискового объединения "Народная память о защитниках Отечества имени Х.А. Султанова"; Шавкат Ахметбаев - командир отряда "Крылья Родины" (УГАТУ).
Поскольку поле принадлежит частной компании, пришлось дожидаться, пока уберут посеянный на нем ячмень. Так что работать выпало в самую жару, столбик термометра постоянно поднимался выше отметки тридцать градусов. Яму вырыли - лопатами! - восемь на десять метров, глубиной около пяти метров. Еще прошлой осенью во время разведки в двух местах обнаружились большие массы металла, предположительно от самолета. Нынешним летом в результате поиска определили, что это один из двигателей самолета, а также фрагменты другого двигателя и авиационный пулемет "ШКАС" (такие размещали на бомбардировщиках Пе-2). Еще нашли редуктор с винтом и даже остатки инструкции красного цвета. Весь поднятый грунт просеивался, благодаря чему было обнаружено немало мелких фрагментов приборов и обшивки. Найдены останки двух летчиков, удалось определить, что одному из них было примерно тридцать, второму - около сорока лет.
Работы продолжались две недели. Лена Вязовцева, на днях вернувшаяся в Уфу, привезла самые последние новости.
- По словам местных жителей, в 70-е годы поле перепахивали, в то время обнаружили хвост самолета и некоторые крупные детали, - делится руководитель экспедиции. - А мы на седьмой день работ нашли V-образный двенадцатицилиндровый двигатель предположительно казанского моторного завода. На его торцовой части продублирован номер V12-084. Двигатель, скорее всего, побывал в ремонте, так как номера на различных его частях были разные, и лишь один из них - V12-084 - повторялся дважды. Еще отыскали одну поврежденную лопасть от воздушного винта самолета. Планируется поместить ее на памятник летчикам (если их семьи не найдутся, члены экипажа будут захоронены в Белогорске).
По словам Елены, большая предварительная работа была проведена белогорскими поисковиками под руководством Сергея Колосюка. Да и в ходе экспедиции ребята не сплоховали: чего стоит один подъем двигателя весом около семисот килограммов! И белогорские, и башкирские поисковики работали одной дружной, слаженной командой. И все они очень надеются на то, что их усилия не пропадут даром и имена погибших членов экипажа вернутся из безызвестности.
Теперь же предстоит работа иного рода: в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) либо, если бомбардировщик принадлежал морской авиации, - в Гатчине, в Центральном военно-морском архиве. Основная цель - установить личности летчиков. С коллегами из ЦАМО связались сразу, уже есть первые предположения: 2 января 1942 года не вернулся с боевого задания самолет 40-го авиационного полка Черноморского флота. В составе экипажа - капитан Н.А.Переверзев, 1908 года рождения; штурман старший лейтенант Д.И.Шорин, 1918 года рождения; радист младший лейтенант К.Н.Калмыков, 1912 года рождения. А возможно, это был другой экипаж из того же 40-го авиационного полка - он не вернулся с боевого задания 26 декабря 1941 года. В него входили пилот младший лейтенант П.П.Петров, 1918 года рождения; штурман старший лейтенант М.И.Фельдман (год рождения неизвестен) и радист - сержант И.С.Ларин, 1916 года рождения. Но это еще не подтвержденные данные.
- Когда станет известно, на какой самолет был установлен двигатель, по приписке можно будет определить дивизию, а по ее документам узнать имена членов экипажа, - объясняет Ильдар Бикбаев.
Так что работы в поле еще не окончены, объединенный отряд поисковиков планирует вернуться в село Ароматное летом будущего года.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
Снимки предоставлены Фондом поисковых отрядов Республики Башкортостан.



Хроника вернувшегося бомбардировщика Хроника вернувшегося бомбардировщика Хроника вернувшегося бомбардировщика

Дата создание новости 5-08-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 534     Номер: 136(13034)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.