Персональное дело
Её игла по-прежнему проворна
Стороннему взгляду Роза Рафиковна Юлдашбаева может показаться человеком закрытым, даже жестким. Улыбка нечасто озаряет ее лицо. Мнение это глубоко ошибочное. Внешнюю сдержанность легко объяснить тяжелым детством: родилась в военном 1942-м, росла в детском доме. На самом деле душа у Юлдашбаевой большая, светлая, чуткая. Да и не мог жесткий человек создать столь светлые и жизнеутверждающие работы. Загляните в галерею народного искусства "Урал", где сейчас развернута выставка художника-модельера Розы Юлдашбаевой, и самолично в этом убедитесь.
Вообще, подобные экспозиции никак нельзя обходить вниманием. Не только тем, чей профессиональный интерес связан с башкирским костюмом и национальным текстилем. Не только состоявшимся художникам академической школы и студентам художественных вузов (декан худграфа БГПУ имени Акмуллы заслуженный художник РБ Амир Мазитов на презентации прямо заявил, что обяжет всех студентов посмотреть выставку и поучиться композиции, цвету, гармонии). Но любому, понимающему важность сохранения традиций, возвращения к корням. Не случайно на афише название "Истоки".
Почти сорок пять лет занимается Роза Рафиковна башкирским текстилем. Целая эпоха в декоративно-прикладном искусстве республики. Не боясь высокопарных слов, можно было бы сказать, что она достигла вершины мастерства. Но будет в этой формулировке ошибка. Рано пока ставить точку. Героиня дня по сей день занимается творчеством, работает, двигается вперед. Доказательством тому - триптих "Родные мотивы", вышедший из ее рук в этом году и являющий собой сложное сочетание нескольких техник: вышивки, аппликации, шнура, мережки. "Новое слово... Удивила..." - перешептываются гости выставки и фотографируют работы, понимая - это образец. А на противоположной стене - панно, которые она вышила тридцать, сорок лет назад, они признаны классическими.
- Любовь к рукоделию мне привили в уфимском детском доме №5. У меня получалось чуть лучше, чем у других девочек. Окончив школу, поступила в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, на отделение вышивки и кружева. Там начала изучать башкирские орнаменты, которые стали моей главной любовью. По башкирскому орнаменту писала дипломную работу, а выпускные вышивки выставлялись на ВДНХ, - вспоминает Роза Рафиковна.
По распределению она уехала в Казань, на фабрику художественных изделий, в 1974 году вернулась на родину. Пришла на должность художника по вышивке в экспериментальный цех Дома моды - и осталась здесь почти на двадцать лет. Потом было объединение "Агидель". Розе Рафиковне было уже за шестьдесят, когда ее сосватало ателье "Салават". И открылась новая глава ее творчества - мех. В ассортименте "Салавата" появились эксклюзивные овчинные ковры, меховые намазлыки, мужские и женские жилеты, песцовые колаксыны. Были подготовлены коллекции мужского и женского национального платья для презентации республики, например, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Да и к большинству прочих народных коллекций, представляющих наш край, Роза Рафиковна имела прямое отношение.
Перечислить все ипостаси ее творчества, все награды и дипломы сложно - она специалист практически во всех текстильных техниках, в художественной обработке меха и кожи. Вот издать бы ретроспективный фотоальбом! Ведь многие авторские изделия разошлись по стране, остались только снимки. Юлдашбаева работала в структурах, вынужденных зарабатывать, чтобы удержаться на плаву. "Сколько я умоляла: не продавайте, оставьте для образца. Но так складывалась жизнь. А альбом жизненно необходим. Он стал бы учебным пособием", - говорит женщина, всю жизнь доказывающая актуальность этнических традиций.
Много теплых слов прозвучало на презентации выставки в галерее. Роза Рафиковна смущенно благодарила. Согласно кивнула на пожелание обрести хорошую ученицу. Надо передавать накопленный опыт, надо. Кому? Найти человека, столь трепетно относящегося к вековым наработкам, понимающего красоту башкирского орнамента и умеющего дать ему вторую жизнь, ой как непросто. Одно дело восхищаться и речи говорить. Другое - "инспектировать" нэнейкины сундуки, корпеть над пяльцами...
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
И ещё...
Вчера в Национальном музее РБ открылась "Золотая игла" - выставка, посвященная искусству вышивки народов Башкортостана. Основу составила коллекция из 130 экспонатов из фондов музея, в том числе образцы, датированные XVIII веком.
Вчера в Национальном музее РБ открылась "Золотая игла" - выставка, посвященная искусству вышивки народов Башкортостана. Основу составила коллекция из 130 экспонатов из фондов музея, в том числе образцы, датированные XVIII веком.
30-03-2018 (0) Просмотров: 1 250 Номер: 26(13206) Версия для печати