Особый мир
Когда страх перед стоматологом сильнее боли
Ребенок, с улыбкой садящийся в кресло к стоматологу, – картинка с рекламных проспектов. В реальности дети лечить зубы боятся. До плача, до крика, до истерик. Особенно пугаются зубных врачей малыши. А у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющих ментальные нарушения, проблема приобретает масштабы вселенской катастрофы.
Да и инвалидам, перешагнувшим порог совершеннолетия, не легче. Они тоже нуждаются в специализированной стоматологической помощи. Таким людям манипуляции с зубами проводят под общим наркозом. Об этом в соцсетях Наталья Сорг написала врио Главы республики Радию Хабирову. У Кирилла, сына Натальи Владимировны, расстройство аутистического спектра. Ему 20 лет.
- Вылечить зубы ребенку с РАС в обычной стоматологической поликлинике нереально. Их вообще пугает все новое, незнакомое. Один вид зубоврачебного кабинета приводит в ступор. А как объяснить, что придется довольно долго сидеть с открытым ртом и врач в это время будет что-то там делать с зубками? – Наталья Сорг рассказывает их семейную историю, начавшуюся еще 15 лет назад.
Впервые у Кирилла зубы разболелись, когда ему было пять лет. Пошли в поликлинику. Кое-как дал себя осмотреть. Вылечить нужно было два молочных зубика. Страх перед дантистами въелся в мальчишку так крепко, что пришлось отступиться, взять паузу.
Пауза порядком затянулась. Молочные зубки у Кирилла давно повыпадали, уже и постоянные начали беспокоить. Затащить его к стоматологу по месту жительства по-прежнему не получалось. К шестнадцати годам стало ясно, что дальше тянуть нельзя. Тогда Наталья Владимировна уже знала, что во многих российских городах работают специальные стоматологические кабинеты для особых детей, где их бесплатно, в рамках ОМС, лечат под общим наркозом. В Уфе в 2014 году такой практики не было.
В частной клинике за 17 зубов с них запросили 274 тысячи рублей. Похоже, мальчик останется беззубым…
- Кирилл посещал группу общения при Благотворительном образовательном фонде «Мархмат». Я, пока он на занятиях, с мамами таких же ребят общалась и поняла, не только в нашей семье зубная проблема остро стоит. Меня поддержали практически все родители – срочно нужно открывать специальный зубоврачебный кабинет! Мало того что лечение под наркозом очень дорого, а у нас каждый рубль на счету, еще ведь не всякая клиника таких сложных пациентов берет, - вспоминает Наталья Сорг. – К счастью, нам серьезную поддержку оказал «Мархамат». Организовали круглый стол по проблемам детей с аутизмом, на который пригласили представителей Минздрава, Министерства труда и соцзащиты, психиатров. В числе прочих обсуждались и медицинские аспекты.
Эксперты согласились, что зубной кабинет нужен. Создали рабочую комиссию. Были выделены деньги на закупку аппарата для наркоза. Подбирали помещение с учётом того, что рядом обязательно должна находиться детская реанимация. Наталья за ходом дела следила пристально. Зубы-то у Кирилла продолжали болеть!
Правда, им повезло, подростка включили в пилотный проект, и в Республиканской детской клинической больнице в два захода вылечили 8 зубов. Но осталось еще почти столько же больных.
Организация стоматологического кабинета для особых детей затянулась почти на два года. В 2016-м он открылся в помещении детского центра психоневрологии и эпилептологии (это филиал РДКБ), что находится на улице Тихорецкой. Мамы вздохнули с облегчением.
Увы, Кириллу к тому радостному моменту уже исполнилось восемнадцать лет. В пациенты нового кабинета он не попадал по возрасту.
Думаете, Наталья Владимировна сдалась? Порадовавшись за особых ребят, она пошла на второй круг – решать аналогичную проблему для взрослых людей с инвалидностью. Ее отчаянный пост в соцсетях заметили, Наталью Владимировну пригласили на встречу врио Главы Башкортостана с мамами особых детей.
- Разговор шел очень конкретный, темы поднимались суперважные. Радий Фаритович требовал от подчиненных конкретных действий. Я с трудом вклинилась в беседу, рассказала, что в зубоврачебном вопросе для инвалидов мы от других регионов отстаем. На встрече писутствовал главный врач Республиканской стоматологической поликлиники. Он сразу сказал: пусть инвалиды к нам на Заводскую приходят, будем в рабочем порядке решать. Но я же воробей стреляный. Говорю: так не пойдет! Нужно четко проработать логистику: отдельный врач и анестезиолог, часы приема, телефон для записи. Привела в пример детский кабинет. Ведь правда, сняли тему у несовершеннолетних! – Наталья Сорг, закалённая в общении с чиновниками, отлично знает, как умеют у нас забалтывать проблемы и сводить все к красивым отчетам.
В запасе у казенного люда есть беспроигрышный ход. Столкнувшись с активной позицией граждан, чиновники вместо того, чтобы решать общую проблему, занимаются конкретным частным случаем. Полагают: снимет человек личный вопрос и остынет, сбавит активность. Своя рубашка ведь ближе к телу.
По словам Натальи Владимировны, с ней такие штуки не проходят. И хотя в январе Кирилла госпитализировали в челюстно-лицевую хирургию городской больницы №21 и вылечили-таки ему все зубы, зубной вопрос она из повестки дня не вычеркнула:
- Ни за что не отступлю, буду добиваться, чтобы в Уфе начали оказывать специализированную стоматологическую помощь инвалидам. Не успела я заикнуться об этом в психоневрологическом диспансере, где Кирилл наблюдается, так мне доктора чуть не хором сказали: сотни людей вам будут благодарны. Такой кабинет будет очень востребован.
Людмила КОНДРАШОВА.
12-02-2019 (0) Просмотров: 1 673 Номер: 114(13294) Версия для печати