Счастливый код
Не так давно глава Администрации Уфы Ратмир Мавлиев на очередном оперативном совещании в мэрии сообщил отличную новость - наконец-то завершился конкурс Ростуризма. Были выбраны лучшие проекты по обустройству туристических центров российских городов, и столица Башкортостана оказалась в числе победителей.
Большой успех
«Был определен 31 город-победитель. Уфа получила максимально возможную сумму в 215 миллионов рублей»,— сказал Ратмир Мавлиев. Он оценил такой результат как большой успех.
Прежде чем говорить о деталях уфимского проекта и его финансировании, стоит раскрыть содержание слова «код» в данном контексте. С точки зрения Ростуризма, речь тут идёт, как это говорится в конкурсной документации, о «комплексе запланированных мероприятий по обустройству туристского центра города на территории муниципального образования». В свою очередь, туристский центр города — это его территория, располагающая туристскими ресурсами, «открытая для беспрепятственного использования неограниченного круга лиц». Как видите, очень демократично.
И наверняка читателям интересно будет узнать о том, что существует ещё и дизайн-код — это набор правил проектирования, требований и рекомендаций, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду, в которой всем нам хотелось бы проживать.
Как пояснила в своем telegram-канале глава Ростуризма Зарина Догузова, новая мера поддержки, величину которой и определил первый конкурс проектов, доступна как для небольших муниципальных образований с населением от пяти тысяч, так и для городов до двух миллионов человек. Всего на субсидии было выделено шесть миллиардов рублей.
По словам Зарины Догузовой, города-победители в течение 2023 года смогут на федеральные средства внедрить в туристических центрах единый архитектурный и дизайн-код, обновить в соответствии с ним вывески, навигацию, создать инклюзивную среду и всё необходимое.
Кроме Уфы в числе городов-победителей конкурса, в котором приняли участие 85 претендентов, были названы курорты Алупка и Евпатория, Владивосток, Дербент, Елабуга, Казань, Иркутск, Улан-Удэ, Калининград, Нижний Новгород, Смоленск Муром, Углич, Рязань, Орёл, Переславль-Залесский, Тверь, Муром, Суздаль, Елец и Екатеринбург.
Глобальная работа
Подробнее об итогах конкурса на оперативном совещании в мэрии доложил заместитель главы Администрации Уфы Дамир Галиуллин. Стоит упомянуть, что именно на него был возложен контроль утверждения границ территории туристского центра Уфы.
По словам Дамира Галиуллина, предваряла подачу заявки глобальная работа, в результате которой Уфе и удалось набрать 25,6 балла. В торговых центрах, гипермаркетах, дворцах культуры, библиотеках и спортивных школах были организованы 70 мобильных пунктов по сбору предложений — их поступило более 2200. В обсуждении проекта принимали участие архитекторы, дизайнеры, маркетологи, краеведы, экскурсоводы, туроператоры, преподаватели вузов, музейные работники, эксперты в области туризма, представители общественных организаций, предприниматели и ремесленники. Такой мощный «мозговой штурм» не мог не трансформироваться в целый комплекс интереснейших идей. Предсказуемо наибольшее количество предложений коснулось исторической части города – улиц Ленина, Заки Валиди, Коммунистической, Октябрьской Революции, Мустая Карима, Карла Маркса, Новомостовой, Тукаева, набережной реки Белой.
На основе полученной информации была сформирована концепция единого туристического центра вместе с точками развития. Под проект выделили 97,2 гектара городской территории, ограниченной набережной реки Белой, улицами Октябрьской Революции, Посадской, Сочинской, Цюрупы, Коммунистической, Крупской, Кирова, Ленина, Мустая Карима, Гоголя, Карла Маркса, Заки Валиди, Чернышевского, Хабира Галимова, Достоевского, Новомостовой, Аксакова, Тукаева, Пушкина, Зайнуллы Расулева, Салавата, Воровского, Гафури, Генерал-губернатора Перовского, Пятигорской, Алтайской.
Были закреплены исторические точки притяжения города Уфы, вышло соответствующее постановление Администрации Уфы №907 от 20 июня 2022 года, и только после этого необходимый пакет документов был передан на федеральный уровень.
Синергетическому эффекту быть
Надо сказать, что от проекта ожидают ещё и синергетического эффекта, который может обеспечить бизнес: предполагается дополнительная реализация бизнес-проектов больше чем на 400 миллионов рублей. Речь идет об участии предпринимателей в развитии туристической инфраструктуры и благоустройстве.
Перспективы роста туристической привлекательности города были оценены с позиции нескольких главных целевых ориентиров. Так, объем турпотока должен увеличиться с 1028,4 тысячи человек в 2021 году до 1818,2 тысячи человек, или на 76,8 процента, в 2027 году, туристов, пожелавших переночевать, станет больше на 20,7 процента. При этом средняя продолжительность пребывания увеличится с двух до трех суток, количество экскурсантов возрастет с 370 тысяч человек до 436 тысяч человек (17,8 процента). Кроме того предполагается, что средний чек ночующих туристов изменится с 3570 рублей в сутки по результатам прошлого года до 5600 в 2027 году (рост в 56,9 процента). Общие же траты туристов за год в этом временном интервале увеличатся с 512,2 миллиона рублей по итогам 2021 года до 780 миллиона рублей, или на 49,7 процента, в 2027 году.
Существенно, что разработанная туристическая навигация базируется на проектном предложении, разработанном известной «Студией Артемия Лебедева» в 2021 году. Кстати, именно эта компания создала один из первых значимых дизайн-кодов для Москвы (в 2013 году). Этот документ включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для одиннадцати улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.
Но вернемся к реалиям столицы Башкортостана — цвета туристической навигации Уфы, по словам Галиуллина, «Студией Артемия Лебедева» подобраны так, чтобы с одной стороны обеспечивать максимальный контраст информации, с другой – отражать ее туристический характер, привлекая внимание яркими акцентами к тем или иным точкам интереса. Предложенный цветовой код — яркие элементы на темном фоне — по мысли авторов, станет символизировать уральские самоцветы и впечатления, которые каждый может найти в Уфе.
Шесть основных блоков и их финансирование
Были выделены шесть основных блоков: туристская навигация, оборудование ярмарочных зон, оборудование смотровых площадок, туристско-информационные центры, малые архитектурные формы, безопасность и экология.
Важно, что такое деление было учтено в проектно-сметном расчете. В соответствии с перечнем объектов в границах проектирования на 2023 год, представленным на оперативном совещании, на туристическую навигацию выделят 27,8 миллиона рублей, на финансирование оборудования ярмарочных и событийных зон направят 68,1 миллиона рублей, на оборудование смотровых площадок — 56,3 миллиона рублей, туристско-информационных центров — 10,5 миллиона рублей. На оплату изготовления и установки малых архитектурных форм предусмотрено 19,6 миллиона рублей, а на безопасность и экологию — 32,3 миллиона рублей. Таким образом, наиболее затратными оказались ярмарочные зоны и смотровые площадки. Кстати, большая часть суммы, которая будет потрачена на безопасность и экологию, пойдет на обустройство туалетов (что, согласитесь, немаловажно), которые будут на редкость комфортабельны – мамы даже смогут найти в них пеленальные столики.
Также предусмотрено размещение информационных стендов, маршрутных стел, парковых стендов, директивных указателей, табличек на объектах показа и объектах культурного наследия. Конечно же, разработчики не забыли и людей с ограниченными возможностями здоровья — для них обеспечат наличие карт-схем Брайля (тактильные указатели).
Интересным дополнением к навигационной системе станут информационные носители так называемой дополненной реальности. Специальные стенды позволяют репрезентовать туристам давно утраченные объекты, располагавшиеся в Уфе в ее историческом прошлом. Наверняка новшество заинтересует и самих жителей нашей столицы.
Ярмарочная всесезонная торговля будет представлена войлочными юртами, которые получат эффектное декоративное ограждение прилегающей территории. Пять юрт найдут пристанище в Уфимском амфитеатре, еще три — на набережной у причала круизных судов.
Планируется реализовать систему знаковых точек притяжения на набережной — «маяков», представляющих собой смотровые площадки «с мультифункциональным наполнением и широкими возможностями по масштабированию их использования для привлечения туристического потока». Их расположат в границах 500 метровых зон доступности друг от друга, каждый сориентируют на усиление одной из функций локации. Также они будут отличаться друг от друга уникальной архитектурой и зонированием.
В трех «маяках» можно будет полюбоваться медиа-диорамами, содержащими яркую и впечатляющую визуальную информацию о республике, интересных туристических локациях и маршрутах.
Как пояснил Дамир Галиуллин, проект предусматривает также оборудование локальных смотровых площадок и центров притяжения в границах территории проектирования. Предполагается размещение арт-пассажей, туристических биноклей, киноэкранов, фотозон и стереоскопов.
Общая стоимость проекта составляет более 713 миллионов рублей. Через пять лет, по расчетам, будет сформировано 70 новых бизнесов, создано 144 новых рабочих места, выручка новых организаций составит 429,9 миллиона рублей, отчислений налогов в бюджеты всех уровней выйдут на уровень 169,4 миллиона рублей, в местный бюджет — 4,6 миллиона рублей, количество фестивальных программ вырастет на 70 процентов.
Да, безусловно, масштабный проект предполагает, что его создатели будут провидеть на несколько лет вперёд, но уже в обозримом будущем — в 2023 году — его воплощение в реальность взрывным эффектом от огромного числа красивых новых объектов на улицах нашей Уфы, безусловно, положительно скажется на привлекательности региона для туристов. Всё хорошо вовремя, поэтому в преддверии 450-летия Уфы новый туркод станет для нашего вечно молодого города отличным подарком.
Динара КОПЕЙКИНА.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
9-08-2022 (0) Просмотров: 878 Номер: 54(13616) Версия для печати