День местного самоуправления
Решать сообща то, что важно для большинства и для каждого
Сегодня - День местного самоуправления. Дата выбрана неслучайно. Именно 21 апреля 1785 года государыня Екатерина Великая подписала важный документ. Речь о Жалованной грамоте городам России. И это стало первым шагом в развитии местного самоуправления и соответствующего законодательства.
Праздник отмечается сравнительно недавно, начиная с 2012 года. И самое время в этот день порассуждать об успехах столицы, задачах, которые стоят перед Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, перспективах местного самоуправления и инициативах наших граждан. И лучше всего это сделают сами представители депутатского корпуса столицы.
Евгений СЕМИВЕЛИЧЕНКО, председатель Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
- Ныне в России отмечается День местного самоуправления. И хотя праздник этот сравнительно молод, его значение, популярность среди населения с каждым годом растут. Это естественный процесс, поскольку представить государственное устройство в нашем обществе на современном этапе без местного самоуправления довольно сложно. Возможно, в небольшой стране это и допустимо, но у России огромная территория. Муниципалитетам, как и регионам, необходима определённая доля самостоятельности, чтобы можно было управлять городом или селом с учётом местных особенностей, климатических условий, культурных, национальных традиций. Поэтому в той или иной форме под разными названиями местное самоуправление существовало у нас всегда. В виде крестьянских общин, земских собраний, городских дум и управ. В советский период население также активно вовлекалось в процесс местного самоуправления, хотя сам такой термин и не использовался.
Если оглянуться назад и посмотреть, чего удалось добиться в Уфе за последнее время в деле укрепления местного самоуправления, то я бы в первую очередь назвал принятие закона “О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан”. Депутатский корпус города разрабатывал и корректировал его совместно с коллегами из республиканского парламента полтора года. В декабре 2014-го депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан приняли закон в третьем чтении, а с 6 января 2015-го он вступил в силу. Это событие можно сравнить по значимости с утверждением Устава, Герба и Флага города. Официально став столицей Башкортостана, Уфа получила целый ряд преимуществ. В законе прописаны “функции столицы республики”, осуществляемые Уфой и не свойственные другим муниципальным образованиям, а также финансирование из республиканского бюджета части затрат на осуществление этих функций. Выгода для города очевидна. И от принятия данного закона выиграли все жители Уфы.
Конечно, следует признать, что институт местного самоуправления в нашей стране, несмотря на свою глубокую историю, не сформирован окончательно в соответствии с современными требованиями. Тот же Федеральный закон №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” менялся с момента принятия в 2003 году более ста раз. Последний раз изменения вносились в него 30 марта нынешнего года. Он - яркий пример незавершённости реформ в этой сфере, которые продолжаются и сегодня. Слишком много нерешённых вопросов. Но главная проблема, на мой взгляд, - непонимание довольно большой частью нашего общества самой сути местного самоуправления. Дело доходит до того, что многие путают органы местного самоуправления и государственной власти. Например, к депутатам Совета городского округа уфимцы часто приходят с такими вопросами, решать которые просто не в наших полномочиях. Население в основной своей части пассивно и не понимает того, что местное самоуправление - это когда люди самостоятельно, сообща решают вопросы местного значения. Не одни депутаты или муниципальные служащие, а все, кто живёт в данной местности. Именно так прописано и в Конституции Российской Федерации, и в Федеральном законе №131. На деле же такое наблюдается редко. Люди привыкли к централизации власти, к тому, что придёт “дядя” и всё решит. Но всё же, хоть и медленно, обстановка меняется. В Уфе, например, уже предпринимаются первые попытки создания территориального общественного самоуправления, чего раньше не было. В городе начали проводиться собрания и конференции граждан. Люди становятся активнее, приходят со своими инициативами к нам, депутатам. Особенно это заметно на примере молодого поколения.
Уже третий год в Уфе практикуется добрая и, на мой взгляд, полезная традиция: 21 апреля депутаты Совета городского округа отправляются в школы и проводят для старшеклассников открытые уроки по вопросам местного самоуправления. Выступить на один день в роли учителей мы намерены и на сей раз. Открытые уроки с участием депутатов пройдут более чем в двадцати образовательных учреждениях столицы. Лично я проведу их в трёх школах микрорайона Инорс.
Такие уроки приносят обоюдную пользу и детям, и депутатам. Не раз я обращал внимание на то, что молодое поколение зачастую лучше своих родителей осведомлено о вопросах местного самоуправления и работы органов государственной власти. Дети, как правило, активны, они знают свои права и обязанности. Кроме того, у них огромный запас энтузиазма. Они неравнодушны к судьбе своего двора, микрорайона, города, нередко предлагают интересные идеи, которые депутаты берут на вооружение. Более того, некоторые из своих идей они готовы реализовать самостоятельно. По опыту предыдущих встреч хорошо помню, что школьники не только забрасывали меня вопросами, но и предлагали актуальные проекты по очистке водоёмов, поддержке ветеранов. Эти проекты не остались на бумаге, а были реализованы детьми при минимальной поддержке администраций школ и депутатов. Вот вам пример того, как население самостоятельно решает вопросы местного значения. И вопросы эти решают дети. Они хотят и умеют делать то, что не в состоянии сделать большинство взрослых. Уверен, когда они подрастут, их энтузиазм не угаснет. И лет через десять они уже будут принимать полноценное участие в процессе местного самоуправления, так, как это предполагается в соответствии с Конституцией РФ и 131-м Федеральным законом. Вот тогда местное самоуправление станет основным институтом гражданского общества, и его реформа наконец-то будет завершена.
Александр БАУТСКИЙ, заместитель председателя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
- Само понятие “местное самоуправление” предполагает, что люди самостоятельно, сообща решают вопросы местного значения в своём городе или селе. И так действительно было в нашей стране ещё в начале XX века. Сейчас же лишь десять-пятнадцать человек из сотни готовы принимать участие в местном самоуправлении. Речь о самом элементарном - навести порядок в своём подъезде, дворе. Общество в большинстве своём пассивно. Люди ждут, когда кто-то всё за них сделает. Но под лежачий камень вода не течёт...
Иосиф МАРАЧ, председатель постоянной комиссии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по промышленности, предпринимательству и потребительскому рынку:
- Реформа местного самоуправления ещё далека от завершения. Это наглядно иллюстрируют бесконечные изменения Федерального закона №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В нашей стране долгое время существовала централизация власти. Люди привыкли, что за них всё решается “наверху”.
По этой причине местное самоуправление ещё долго не сможет стать в нашей стране полностью независимым от государственной власти. Возможно, в этом и нет необходимости. По крайней мере, на современном историческом этапе. Но гражданская активность населения постепенно нарастает. Это хорошо видно по молодежи. Соответственно, с каждым годом всё большее количество людей будет вовлекаться в процесс местного самоуправления, и оно будет становиться всё более самостоятельным, как это и предусмотрено Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Андрей НОСКОВ, председатель постоянной комиссии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке, земельным и имущественным отношениям:
- В Конституции Российской Федерации говорится, что местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения той или иной местности. Предполагается, что люди сообща решают вопросы местного значения и все вместе несут за это ответственность. Основная часть вопросов местного значения связана с качеством жизни в конкретном населённом пункте. Например, с помощью местного самоуправления можно привести в порядок водоснабжение, организовать своевременную уборку и вывоз мусора, сделать ремонт в подъездах, заасфальтировать улицу и обустроить детские площадки, а можно построить новый кинотеатр или открыть спортивную школу. Для решения этих вопросов местному самоуправлению не требуется “разрешение сверху” - от руководства страны или региона, и никто не может вмешиваться в работу местного самоуправления.
Реализовывать свою власть люди могут через уполномоченные органы или непосредственно - через собрания граждан, их обращения в избранные ими же органы с предложениями и требованиями, через организацию общественных форм управления.
Однако в нашей стране эти варианты пока мало используются. Люди не могут отвыкнуть от того, что за них продолжают “решать сверху”, и редко берут на себя ответственность. А ещё в народе сохраняется стойкая тенденция недовольства существующей властью - на всех уровнях, и на местном уровне в том числе. Поэтому обычно в муниципалитетах выбирается вторая форма реализации своих прав на самоуправление - через выборные органы. Для пассивного населения это очень удобно. Можно ничего не делать, а если ситуация в городе или селе не улучшается, всегда можно обвинить в этом депутатов.
Айдар ЗУБАИРОВ, председатель комиссии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по бюджету, финансам и налогам:
- В федеральном законодательстве, регламентирующем вопросы местного самоуправления, до сих пор много “белых пятен”. Оно наделяет органы местного самоуправления массой обязанностей, но не обеспечивает их достаточными для исполнения этих обязанностей финансовыми рычагами. Налицо необходимость пересмотра межбюджетных отношений. Муниципалитеты должны получить больше источников доходов, в первую очередь за счёт перераспределения налоговых поступлений.
На необходимость финансового укрепления органов местного самоуправления в своём ежегодном послании Федеральному Собранию указал президент России Владимир Путин в декабре 2013 года. Им были даны чёткие установки по реформированию законодательства в этой сфере. В течение 2014 и начале 2015 года Государственная Дума несколько раз вносила соответствующие изменения в Федеральный закон №131, но эта работа пока ещё далека от завершения.
Юрий СМИРНОВ, председатель постоянной комиссии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по правовым вопросам, охране прав и свобод граждан:
- На мой взгляд, мудрым было решение президента страны о выборе даты этого праздника. Если мы заглянем в историю российского законодательства, то увидим, что именно 21 апреля 1785 года Екатерина Вторая подписала грамоту на права и выгоды городам Российской Империи. Это так называемая Жалованная грамота. При её составлении был использован опыт европейских стран. Грамота закрепила за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий, дала городам определённую долю самостоятельности. Конечно, в той или иной форме местное самоуправление присутствовало с древних времён, но именно Жалованная грамота стала первым шагом в развитии соответствующего законодательства в нашей стране и первым официальным признанием на государственном уровне особых прав муниципалитетов. От этого документа берут начало все реформы в сфере местного самоуправления. Сегодня же День местного самоуправления напоминает нам о том, что народу необходимо проявлять самостоятельность, укреплять свою власть и уметь ею пользоваться.
Светлана Николаева, председатель постоянной комиссии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по гуманитарным вопросам и связям с общественностью:
- Местное самоуправление является важной составляющей демократического государства и общества. Круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления, охватывает все сферы жизни каждого из нас - будь то житель города или села. Так, задача обеспечения доступного и качественного образования наших детей и молодёжи - стратегическая основа развития и процветания нашего города. Здесь немало проблем, которые совместно решают представительный и исполнительный органы местного самоуправления столицы - Совет и Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Это - развитие сети образовательных учреждений, поддержка одарённых детей, расширение возможности для досуга и творческой самореализации молодёжи, здоровьесбережение и создание безопасной обучающей среды, повышение доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки многодетным семьям, детям-сиротам и ребятишкам, оставшимся без попечения родителей, формирование позитивных нравственных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание. Мы должны думать о том, кто придёт завтра нам на смену, кто будет жить и работать в нашем городе и республике. И главная задача здесь, на наш взгляд, - это правильная профориентация, обеспечение качественного профессионального образования и эффективное трудоустройство нашей молодёжи.
Подготовила
Ирина НУРИМАНШИНА.
Ирина НУРИМАНШИНА.
21-04-2015 (0) Просмотров: 1 652 Номер: 75(12723) Версия для печати