Записки дипломата
За кулисами "большой игры"
Сегодня мы продолжаем публикацию воспоминаний Ришата Халикова, Советника Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте России. За долгие годы дипломатической деятельности ему посчастливилось встретить немало интересных людей, стать свидетелем и участником ярких событий международной жизни. В своих записках Ришат Халиков помогает заглянуть внутрь сложной работы дипломата, рассказывает о том, как бойцы дипломатического фронта оперативно решают важные вопросы, отстаивая интересы страны и помогая в сложной ситуации нашим согражданам.
У каждого человека бывают эпизоды в жизни, которые остаются в памяти на долгие годы. Одним из таких событий для меня является посещение Чернобыльской АЭС 17 июля 1989 года.
В этот период по приглашению Института атомной энергии (ИАЭ) имени Игоря Курчатова и Ядерного общества СССР в Советском Союзе находилась делегация Ядерного общества США (АЯО). Последнюю, по поручению руководства Госкоматома СССР, в качестве заместителя начальника Управления международных связей Госкоматома СССР сопровождал я.
Делегация АЯО совершала перелеты по Советскому Союзу на специальном самолете. В ее состав входили ведущие специалисты американских научных организаций и промышленных компаний, а также иностранные члены АЯО из Канады и Франции.
Программа включала проведение научных дискуссий в ИАЭ, Чернобыльской и Запорожской АЭС, посещение ряда других научных организаций. Самым главным и волнительным пунктом стал визит на Чернобыльскую АЭС. Американские специалисты осмотрели "Укрытие", обеспечивающее долговременную консервацию аварийного блока, ознакомились с ходом научных исследований, проводимых на объекте. При этом, члены делегации имели возможность ознакомиться с мероприятиями, выполненными за три года после аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года, и высказаться о дальнейшей перспективе развития событий вокруг аварийного блока.
Гости с интересом осмотрели жилые и служебные здания, другие сооружения одного из самых благоустроенных городов Советского Союза Припяти - города-призрака в зоне отчуждения. Незабываемое впечатление оставили сосновый лес желтого цвета в районе аварии, посещение квартир с брошенными при эвакуации детскими вещами, новый стадион с наполовину окрашенными трибунами, который должен был принять посетителей 1 мая 1986-го.
Американские ученые и сопровождающие лица с помощью технических телевизионных дистанционных средств наблюдали за процессом, продолжающимся в аварийном блоке. При этом все члены делегации получили допустимые нормы радиации. При посещении специальной зоны им были выданы персональные дозиметры и в конце визита все прошли специальную обработку.
Специалисты АЯО дали наивысшую оценку действиям ликвидаторов аварии, которые с риском для жизни и здоровья смогли укротить атомную энергию и оградить её последствия в сооруженном саркофаге.
***
Вспоминается участие в мероприятиях Олимпиады-80, которая проходила в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. Во всех государственных учреждениях, задействованных в ее обеспечении, были организованы дежурства. Конечно, максимальная нагрузка пришлась на различные подразделения МИД СССР, особенно на консульское управление. Небольшая группа этого департамента получила служебную аккредитацию Оргкомитета Олимпийских игр 1980 года в Москве.
Сотрудники группы оперативно решали возникающие проблемы по визовым и другим консульским вопросам. К тому же аккредитация давала возможность, при наличии свободного времени, посетить любые спортивные объекты и состязания. Безусловно, в этот период возникало много организационных вопросов, связанных со спортсменами и туристами. Вспоминается случай оформления визы лидеру Организации освобождения Палестины Ясиру Арафату, который по объективным причинам прибыл во главе делегации без советской визы.
По итогам Олимпиады ряд сотрудников консульского управления был отмечен приказом по МИД СССР, а за оперативную и качественную работу по консульскому обеспечению подготовки и проведения XXII Олимпийских игр им была объявлена благодарность. Некоторые также были награждены Почетной грамотой Оргкомитета Олимпиады за подписью его председателя И.Новикова.
***
В ранге заместителя Министра внешних связей РБ 17 ноября 1995 года я представлял Башкортостан в российско-турецком деловом комитете (DEIK) в Санкт-Петербурге. В работе совета приняли участие мэр города Анатолий Собчак, Чрезвычайный и Полномочный посол Турецкой Республики Умит Унал. Мне довелось выступить от имени Министерства внешних связей РБ.
Вечером состоялся официальный прием. Как представитель Башкортостана я был официально представлен мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку, который выразил желание развивать торгово-экономические отношения с нашей республикой. Он же лично познакомил меня с Владимиром Путиным, который занимал в то время должность председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Мы обменялись визитными карточками, договорившись способствовать развитию торгово-экономических отношений между Республикой Башкортостан и Санкт-Петербургом.
***
Выполняя консульские функции, я не раз обеспечивал пребывание в Турции наших футбольных команд. Больше всех запомнился матч между сборными Турции и СССР, который состоялся 23 ноября 1975 года в Измире. Игра у нашей сборной не получилась. Двухдневный дождь лишил советских футболистов преимущества в технике и скорости, а автогол защитника принес победу хозяевам. Было обидно, потому что поражение нашей сборной было первым в 1975 году. Несмотря на эту осечку, наша команда осталась тогда на высшей строке в своей отборочной группе к чемпионату Европы. В сборной в этот период играли такие звезды как Мунтян, Буряк, Колотов, Блохин и другие. Я имел возможность познакомиться с одним из талантливых тренеров ХХ века Валерием Лобановским. Вторая, более продолжительная встреча с этим замечательным человеком у меня состоялась в ходе визита киевского "Динамо" в Трабзон, где 30 сентября 1981 года состоялся матч с командой "Трабзонспор" на Кубок европейских чемпионов. Во время транзита через Анкару мне удалось пригласить руководство "Динамо" к себе на служебную квартиру и угостить уральскими пельменями.
Замечательный след в памяти оставил товарищеский матч между молодежными сборными Турции и СССР, который состоялся 12 февраля 1982 года в городе Адане. В состав сборной тогда входили Вагиз Хидиятуллин, Сергей Родионов, Игорь Пономарев и другие. Тренировал молодежку Валентин Николаев.
***
Туристы из СССР в 80-х годах, как правило, ездили организованными группами. По каждой поездке принималось решение соответствующего отдела ЦК КПСС. В группе всегда был руководитель и заместитель по административным вопросам.
В апреле 1983 года в Анкару прибыла группа из Эстонии. В ней оказались два туриста - будущие архитекторы, которые увлеклись строениями на центральной улице Анкары. В какой-то момент один из них заметил отсутствие своего напарника. После безуспешных поисков он обратился в Посольство СССР в Турции. Решили было, что эстонский турист "выбрал свободу...". Такие случаи, хотя и редко, но были.
Вместе с тем я обратился в МИД Турции и в полицейский участок. Вскоре пропавший турист был обнаружен в Управлении безопасности...
В Консульском отделе он рассказал, что в объектив его фотоаппарата случайно попал автобус с курсантами военного училища. Будущие офицеры проявили бдительность, задержали "лазутчика" и передали его в Управление безопасности. В объяснительной записке турист из Эстонии отметил, что его били. Как потом выяснилось, в Управлении безопасности сотрудники оценили его слабое знание русского языка как нежелание отвечать. Переводчика с эстонского, конечно, у них не нашлось.
Работая консулом в Анкаре (1981-1984 годы), я встретился с потомком бывшего подданного России, уроженца Уфимской губернии, который попал в плен в I Мировую войну и впоследствии оказался в Австрии, откуда был переправлен в район Измира. В Турции бывший военнослужащий царской армии женился, и у него родились два сына. Один из них получил образование в США и стал проамериканским гражданином, а второй был воспитан в духе любви к малой Родине, то есть к Башкирии. Отцу удалось привить сыну уважение и любовь к природным и человеческим богатствам этого замечательного края. Во время посещения Консульского отдела посольства он случайно узнал о моем башкирском происхождении. После - практически ежемесячно приезжал и трогательно наблюдал, как я принимал посетителей во время дежурства. С его слов, я напоминал ему отца и частицу малой Родины...
Через Всесоюзное общество "Родина" я организовал ему встречу с родственниками в Москве. В начале 80-х годов Уфа была еще закрыта для посещения иностранцев...
Вот такие бывают встречи во время работы за границей. Я уверен: после перемен, которые произошли в начале 90-х годов, этот турецкий башкир смог посетить Башкортостан - если, конечно, дожил до этих дней...
***
В январе 1992 года я приступил к работе в Генеральном Консульстве Российской Федерации в Стамбуле. Генконсульство занимает историческое здание Посольства Российской Империи, которое функционировало в этом городе на постоянной основе с 1701 года. Послами сюда назначали очень известных российских политиков, в том числе - полководца Михаила Кутузова. Кстати, деятельность Михаила Илларионовича на этом посту была высоко оценена Екатериной II. Останавливая на нем свой выбор, императрица приняла в расчет его широкий кругозор, тонкий ум, редкий такт, умение находить общий язык с разными людьми и прирожденную хитрость. В Стамбуле Кутузов сумел войти в доверие к султану Селиму III и успешно руководил деятельностью огромного посольства численностью в 650 человек.
Подготовил Сергей ОСАДЧИЙ.
На снимке (слева направо): Ришат Халиков, министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши и посол России в Пакистане Сергей Песков во время дипломатического приема.
На снимке (слева направо): Ришат Халиков, министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши и посол России в Пакистане Сергей Песков во время дипломатического приема.
11-02-2016 (0) Просмотров: 1 046 Номер: 26(12924) Версия для печати