К 100-летию Республики Башкортостан
Завод подняли на плечах беспризорников
Одним из первых промышленных предприятий, открытых в советское время в Уфе, стал завод пишущих машин - гордость башкирского машиностроения.
Правда, "пишмаш", как и многие предприятия довоенного периода, начал свою историю с небольшого кустарного производства. Первые машинки в Уфе собрал в 1927 году слесарь Федор Михайлович Половянюк. Естественно, не на пустом месте: базой для нового производства стала мастерская Ивана Сидорова, находящаяся по улице Ленина, 12 (через дорогу от нынышнего института искусств) и занимавшаяся капитальным ремонтом пишущих машинок и арифмометров. Половянюк был рабочим с золотыми руками, мог изготовить любую деталь к иностранной машинке.
Поскольку в Уфе не было металлургической промышленности, сталь и чугун завозили по железной дороге с соседних заводов - Миньярского и Аша-Балашевского. В 1928 году механическая мастерская вполне оправданно передается в коллектив металлистов, после чего за городом построили специальное деревянное здание, где установили технологическое оборудование. Планировали собирать до 1500 машинок в год. Однако местная власть это здание отобрала и передала новостройку под профессионально-техническую школу, а взамен ничего не предоставила. Производство машинок, естественно, закрыли. Инструктор механического цеха мастерской счетных приборов Федор Половянюк проявил пролетарскую настойчивость и в высших эшелонах власти (в Центральном Исполнительном Комитете БАССР) добился восстановления производства машинок, но уже в другом месте.
Поскольку в БАССР делопроизводство осуществлялось на двух государственных языках (башкирском и русском), все равно пришлось бы вернуться к выпуску машинок, так как ни один завод за пределами республики собирать машинки на башкирском языке не был готов. И вот в 1930 году в бывшей пивной на улице Красина на базе мастерской по ремонту машинок организуется кустарное производство, чей объем составил в первые месяцы 10-15 штук. Уфа стала третьим городом в Советском Союзе, выпускавшим пишущие машинки (после Ленинграда и Казани). Первую машинку в Уфе (точную копию американского "Ундервуда" по типу и принципу взаимодействия частей) назвали "Образцовой".
Так как производство машинок было делом нехитрым, власти республики решили, что изготавливать отдельные детали (а их было порядка 1500 на каждую единицу продукции) и собирать изделия могут даже вчерашние беспризорники, оставшиеся без родителей в годы Гражданской войны, голода и разрухи. С одной стороны, юноши под руководством опытных специалистов приобретали хорошие трудовые профессии, становились квалифицированными рабочими, вставали, как говорится, на ноги. С другой - наша республика, будучи в то время сильно зависимой от бюджета, утверждаемого Наркоматом финансов СССР, при острейшем дефиците денег не решилась ввести новые виды сборов с населения. Она начала постепенно закрывать детские дома, а значит, сокращать денежные расходы. Поскольку детей-сирот социалистическое государство выкинуть на улицу не могло по определению, оно их хорошо пристраивало. Одних юношей и девушек отправляли учиться в ремесленные и профтехучилища, а других в массовом порядке вовлекали в промышленное производство.
Официально пишущими машинками занялась механическая мастерская Комиссии по улучшению жизни детей при БашЦИКе (улица Социалистическая, 46, ныне - Мустая Карима). Тогда в детской комиссии работало порядка десяти мастерских для детей различного профиля (швейная, портняжная, обувная и т.д.).
Все детали изготавливались вручную. В 1931 году было собрано 8 машинок, в 1932-м - 30, в 1933-м - 70, в 1934-м - 144 (причем из них более 50 отправили в Москву - стало быть, качество продукции полностью устраивало даже привередливую столицу), в 1935-м - 250, в 1938-м - 758, в 1940-м - 1300, в 1960-м - 11500. 26 мая 1934 года в газете "Красная Башкирия" было размещено объявление о том, что механическая мастерская Гособъединения ДТК при БЦИК принимает в Уфе заказы по выпуску пишущих машинок "Ундервуд" системы "Образцовая" с большой кареткой на всех государственных языках. Стоимость машинки составляла 5000 рублей. Мастерская "обеспечивала гарантию качества и аккуратность исполнения заказа". Адрес: улица Социалистическая, 46 (ныне - Мустая Карима).
В связи с большим спросом на машинки марки "Башкурдстан" с башкирским шрифтом, в 1935 году производство расширили (установили новое оборудование). На 1935 год плановое годовое задание повысили до уровня 216 штук. Советский Союз в это время освободился от экономической зависимости от стран, производивших машинки. К тому же наше государство сэкономило на валюте, так как платило зарубежным производителям в долларах США. Например, "Ундервуд" стоил 400 долларов, "Континенталь", "Мерседес" - по 350, а "Ройяль" - 250. Машинки уфимского производства по легкости хода не уступали аналогам, выпускаемым в СССР. В 1938 году в связи с упразднением БЦИК мастерская передается в ведение Народного комиссариата местной промышленности БАССР, и на ее базе создается самостоятельный завод. В 1939 году расширилось заводское производство за счет реконструкции механического цеха, переоборудования сборочного, инструментального, слесарно-заготовительного цехов, приобретения новых токарных станков. А численность рабочих возросла до 134 человек. После всего этого предприятие получило новый адрес: улица Достоевского, 51. Увы, этого здания на перекрестке улиц Достоевского и Социалистической уже нет.
Пишмашевцы в довоенное и послевоенное время были в большом почете. В 1939 году депутатом Ленинского райсовета Уфы избран лучший стахановец завода Евгений Рыжков. Он сначала работал на сборке съемных кареток, потом его перевели мастером слесарно-заготовительного цеха, а в момент выдвижения кандидатом в депутаты он трудился слесарем отдела главного механика. В 1939 году Рыжков участвовал в сборке экспериментальной машинки нового образца, приуроченной к празднику 1 Мая. В этом же году полномочия депутата Уфимского горсовета получила София Багаутдинова. Она пришла на завод в двадцатилетнем возрасте, окончив механический техникум. На общественных началах заведовала социально-бытовым сектором завкома профсоюза. До призыва в армию на заводе слесарем работал Георгий Ветошников, удостоенный во время войны (в 1944-м) звания Героя Советского Союза. Он умер 9 марта 1946 года в бакинском военном госпитале от тяжелых ран. Именем Ветошникова названа одна из улиц южной части Уфы.
В июне 1940-го в торговлю отправлена машинка под заводским номером 3670, произошла также смена моделей пишмаша на М-4. В 1940 году заводу исполнилось десять лет. Тогда было принято отмечать такие знаменательные даты новыми достижениями в труде. Заводчане разработали новую модель машинки, для чего создали бригаду конструкторов из пяти человек, которой успешно руководил инженер Леонид Ильич Косицкий. 22 марта представлена на рассмотрение приемной комиссии новая конструкция машинки (модель №3, позволяющая печатать документы на трех языках: русском, башкирском и татарском), а 1 апреля изготовлен ее экспериментальный экземпляр. Для сравнения: уфимская машинка имела 50 буквенных рычагов, "Ундервуд" (США) - 46, а "Ленинград" - только 45. Все испытания прошли удачно, о чем заводская дирекция отрапортовала наверх. Реакция последовала мгновенно. 25 декабря 1940 года Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР Уфимскому заводу пишущих машин присвоено имя КИМ (Коммунистического интернационала молодежи). Другим указом коллектив завода за образцовую стахановскую работу и перевыполнение в течение ряда лет производственной программы удостоен первой государственной награды - Почетной грамоты Президиума Верховного Совета БАССР.
25 января 1941 года пишмашевцы досрочно выполнили месячный план - это ни много ни мало, 134 машинки. Вот на такой высокий уровень вышел завод перед войной. В самом деле, сборочный цех работал очень слаженно, им руководил Некрасов, а слесарно-механическим цехом - Петренко. В феврале 1941-го рабочие инструментального цеха под руководством Евгения Рыжова освоили производство центрально-пулечных челноков для швейных машин. Эта продукция успешно прошла испытания на Уфимской фабрике имени 8 Марта и 1 апреля запущена в серийное производство (на 1941 год устанавливался план - 3 тысячи челноков двух типов). Директором завода в это время работал Лагно, а главным инженером - Владимир Данович.
Весной 1941 года завод получил от Наркомата торговли СССР свидетельство об исключительной продаже машинки "М-4" сроком на десять лет, он мог торговать своей продукцией даже за границей. Завод выпускал машинки с заводской маркой "Башкортостан", а с мая 1941-го - марки "КИМ". Она была оснащена новыми узлами - механизмом выключения ленты при печатании на восковке, звонком сигнализации об окончании печатания строки, механизмом автоматического переключения движения ленты в обратную сторону. Была также значительно улучшена отделка всех деталей машинки.
В начале войны из Ленинграда в Уфу эвакуировали Первый государственный завод пишущих машин. Эшелон с оборудованием, специалистами и рабочими прибыл в наш город 25 июня. Уфимцам было чему поучиться у ленинградцев. В военное время завод имени КИМ вовлекался Наркоматом боеприпасов СССР и правительством республики в массовое производство корпусов для 122-миллиметровых мин. Пишмаш изготавливал также лыжные крепления для снаряжения боевых отрядов. В декабре 1944 года предприятие вернулось к производству своей профильной продукции, в январе 1945-го собрало 30 машинок. Кроме того, оно по программе конверсии выпускало товары народного потребления - чайные ложки, гвозди, пряжки и многое другое.
В 1947 году депутатами Уфимского горсовета избирались два работника завода - слесарь Софья Ларина и полировщица Елена Мензорова. Конструктор Леонид Косицкий вырос до главного инженера и успешно продолжал работу по совершенствованию конструкции машинок. Пишмаш возглавлял Афанасий Ракитин, которого 4 ноября 1950 года в числе других заводчан наградили Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР. Он родился в семье путевого обходчика, окончил три класса приходской школы, с двенадцати лет работал в Уфе на спичечной фабрике Дудорова (Нижегородка) и слесарем в Центральных железнодорожных мастерских, воевал на стороне советской власти против банд "Черного орла" в Уфимском районе. Афанасий Архипович в 1929 году возглавил партком паровозоремонтного завода, в 1930-1938 годах находился на освобожденной партийной работе (инструктор, заведующий отделом кадров Молотовского райкома ВКП(б), секретарь парткома депо станции Уфа). Ракитин был на ПРЗ настолько сильно востребован, что направлялся на самые проблемные участки производства: поочередно возглавлял три цеха - инструментальный, колесный и кузнечный. И даже успел немного поработать заместителем главного механика и коммерческим директором ПРЗ. Сама жизнь выдвинула Ракитина директором завода пишмаш.
В ноябре 1950 года в связи с двадцатилетием завода Почетными грамотами Президиума Верховного Сответа БАССР награждены и другие особо отличившиеся работники: главный инженер Константин Костенко, начальник производства Борис Столяров, начальники цехов Алексей Николаев, Петр Варфоломеев, начальник технического отдела Леонид Косицкий, заместитель министра местной промышленности БАССР Владимир Данович (бывший директор завода), заместитель начальника заготовительного цеха Татьяна Беспалова, мастера цехов София Багаутдинова, Павел Россихин, механик Андрей Носенко, механик-сборщик и основатель завода Федор Половянюк, слесарь Сагит Ганеев, слесарь-инструментальщик Дмитрий Лебежев и другие.
В 1955 году успехи завода отражены в киножурнале "Поволжье". Конструкторы разработали новую модель машинки (М-6), которая отличалась от других рядом преимуществ - увеличением количества печатных знаков, колонноустановителем, устройством для двухцветной пишущей ленты, более мелкой градацией интервалов. В середине 1961 года собрана юбилейная 100-тысячная пишущая машинка. Машинки из Уфы по разнарядкам отправлялись на продажу во многие города СССР. Все годы постоянно совершенствовалась конструкция машинки "Башкирия", а в 1980 году завод выпустил опытный образец портативной машинки "Агидель". В 1985 году пишмаш вошел в состав Башкирского производственного объединения "Оргтехника". Он получил новое двухэтажное здание возле Южного автовокзала (улица Новосибирская, 2). Однако научно-технический прогресс невозможно остановить. Механическим и электрическим пишущим машинкам в конце прошлого века пришлось уступить дорогу компьютерам.
Рашит АЮПОВ.
23-03-2018 (0) Просмотров: 1 958 Номер: 24(13204) Версия для печати