Профессиональный подход
Почта России чтит традиции и следит за инновациями
В минувшее воскресенье, 8 июля, почтовые работники отмечали свой профессиональный праздник - День российской почты. О том, как развивается отрасль республики, что нового произошло в ее работе и какие перспективы ожидаются в будущем, рассказал читателям “Вечерки” директор Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП “Почта России” Ирек Галимов.
- Ирек Минивалеевич, с каким багажом подошла республиканская почта к своему очередному профессиональному празднику?
- Одним из важнейших событий я бы назвал долгожданное подписание Соглашения между ФГУП “Почта России” и Правительством Республики Башкортостан о взаимодействии в развитии почтовой связи на территории региона. Поддержка республиканских властей нам очень важна. В частности, документ предусматривает совместное решение проблем, связанных с сохранением убыточных отделений почтовой связи в сельской местности.
Также прописано намерение Правительства содействовать Почте России в организации взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Премьер-министр Правительства республики Азамат Илимбетов выразил надежду, что почтовики примут активное участие в реализации этой важнейшей государственной задачи, используя обширную сеть отделений связи.
Почта России, в свою очередь, обязуется развивать и модернизировать почтовую сеть на территории республики, оснащать отделения всем необходимым оборудованием.
- Чуть больше недели назад завершилась очередная подписная кампания. Как вы оцениваете её результаты?
- По предварительным данным, совокупный подписной тираж, оформленный через учреждения почтовой связи республики, составил более
1 миллиона 800 тысяч экземпляров. Из них почти 316 тысяч изданий приходятся на республиканские СМИ, 294 с половиной тысячи - на районные, городские и объединенные. К сожалению, общемировая и общероссийская тенденции таковы, что ежегодно от 5 до 10 процентов читателей отказываются от печатных средств массовой информации в пользу других источников.
- Существует мнение, что падение тиражей происходит из-за того, что почта, помимо оказания традиционных услуг, занята развитием многочисленных коммерческих проектов... Не является ли такая нагрузка обременительной для федерального оператора? Не проще ли заняться исполнением своих прямых обязанностей, уделяя больше внимания качеству?
- Я бы обозначил суть вопроса немного по-другому. Почта России продолжает оказывать услуги по подписке как раз благодаря развитию непрофильных услуг. Мы - единственное предприятие, осуществляющее доставку периодики всем подписчикам независимо от места их проживания и количества выписанных изданий. Конечно, выгоднее привозить, к примеру, 1000 экземпляров газет компактно проживающему населению одного городского района с многоэтажной застройкой. А вот когда приходится доставлять 10-20 газет жителям крошечных населенных пунктов, раскиданных друг от друга на многие километры, - вопрос о прибыли не стоит в принципе.
Данный факт всем и давно известен. Государство выделяет нам субсидии на убытки от подписки. Но если в 2009 году они покрывали 98 процентов наших убытков, в 2010 - 74 процента, то в прошлом году - всего 55. При этом, выполняя свою часть договоренностей, мы уже несколько лет не повышаем тарифы на доставку подписной периодики. Следовательно, приходится искать другие доходные направления, прибыль от которых можно направить на поддержание института подписки.
- Хватает ли заработанных таким образом средств на дальнейшее развитие отрасли?
- Благодаря реализации комплексной программы развития, осуществляемой Почтой России, вот уже три года мы являемся прибыльным предприятием. Но если сравнивать нашу прибыль с аналогичными показателями в других сетевых структурах, например, банках или у коллег - электросвязистов, то видно, что это совсем не те цифры, которые нужны для полноценной модернизации федерального почтового оператора.
- Тогда каким способом Почта России планирует “добрать” необходимые средства?
- Выход из сложившейся ситуации возможен в случае акционирования предприятия. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие отрасли и сделать федерального оператора по-настоящему конкурентоспособным.
- Но, с другой стороны, не приведет ли акционирование к тому, что Почта России станет обслуживать только узкокорпоративные интересы частного бизнеса и полностью откажется от неприбыльных направлений деятельности?
- Этого не произойдет, так как весь пакет акций будет принадлежать государству. Повторяю, смена организационно-правовой формы необходима исключительно ради привлечения инвестиций. А так, Почта России по-прежнему останется социально ориентированным предприятием, но получит возможность развиваться более эффективно. В настоящее время идет разработка новой редакции федерального закона о почтовой связи, которая должна учесть эти насущные требования времени.
- Каким образом будет происходить модернизация отрасли? Ведь почта - это институт, который складывался тысячелетиями. Как ещё можно модернизировать пересылку обычного письма или газеты? Нужно ли дважды изобретать велосипед?
- Когда к велосипеду приделали двигатель и укрепили раму, получился мотоцикл. А это, согласитесь, уже совсем другая тема. Так же и в почтовой отрасли. Например, те же письма можно сортировать по-разному. И чем меньше на пути весточек в конвертах будет пунктов сортировки, тем быстрее их получит адресат. Поэтому Почта России занимается строительством автоматизированных сортировочных центров, позволяющих обслуживать сразу несколько областей. Подобные уже действуют в Москве и Санкт-Петербурге. Всего по стране планируется построить около 20 подобных центров.
Работа в этом направлении ведется и в республике. Сегодня в цехе экспедирования печати Уфимского почтамта организована сортировка газет и журналов на 772 объекта почтовой связи сразу в 12-ти почтамтах. Формирование газетных пачек происходит непосредственно до отделения, откуда почтальону остается только разнести газеты по почтовым ящикам. Это позволило значительно повысить качество наших услуг.
Или взять, к примеру, доставку корреспонденции и печати в башкирское Зауралье. Это очень сложный в плане развития инфраструктуры и географического расположения субрегион. Для перевозки корреспонденции мы стали использовать вместо железнодорожного транспорта автомобильный. Если раньше из-за особенностей расписания местные жители получали прессу только на следующий день после её выхода, то теперь газеты и журналы оказываются в их почтовых ящиках значительно быстрее.
Современность дает нам такие возможности, о которых лет десять назад мы и мечтать не могли. Например, чтобы изменить автомобильный маршрут для ускорения перевозки почты, нужно было создавать выездную комиссию, проводить замеры скорости движения автотранспорта, на месте рассчитывать километраж. На это уходила уйма времени! Сегодня, когда почтовые автомобили оснащаются системами спутниковой навигации, мы имеем хорошие дороги и современные средства связи, я могу на своем iPad, не выходя из кабинета, сделать то же самое всего за один час. Поэтому нам есть куда развиваться даже в самых, казалось бы, традиционных направлениях.
- Один из первых вопросов нашей беседы касался подписки. Какие на ваш взгляд меры необходимы, чтобы не “уронить” этот рынок и удержать его хотя бы в стабильном состоянии?
- Оперативность получения информации из интернета и доступность Сети действительно делают в ряде случаев электронные версии СМИ более предпочтительными по сравнению с печатными. Это значит, что мы вместе с издателями должны придумывать все новые и новые меры для удержания подписчика. Безусловно, декады и Дни подписчика дают свои результаты. Но жизнь постоянно меняется. То, что полностью устраивало нас вчера, сегодня может оказаться абсолютно устаревшим. Мы обратились к редакторам республиканских изданий с предложением высказать свои идеи по формату проведения подписной кампании с учетом специфики именно их издания. Со своей стороны почта проводит различные мероприятия по улучшению качества доставки подписной периодики - о некоторых из них я уже рассказал. Но одного этого недостаточно. Готовых рецептов нет, надо искать новые пути и делать это вместе.
Записал Борис СЛУЦКИЙ.
НА СНИМКЕ: Ирек Галимов
11-07-2012 (0) Просмотров: 2 536 Номер: 132(12030) Версия для печати