Вся Уфа, Шотландия, а то и дальше…
Во вторник, 5 ноября, телекомпания «Вся Уфа» отметит внушительный юбилей — двадцать лет в эфире. Да-да, уже двадцать лет! Возможно, для человека это и не возраст, а вот для телеканала, пожалуй, — целая жизнь.
Хотите узнать последние местные новости? Привычно щелкаете пультом в поисках до боли знакомого логотипа — трех зеленых «шурупов». Между прочим, таких, как вы, около трех миллионов человек. И мало кто помнит, что в 1999-м «Вся Уфа» выходила в эфир с одним выпуском новостей, ведь сегодня она не расстается со зрителем все двадцать четыре часа в сутки. Кстати, смотрят ее не только в столице, но и во всех крупных городах республики, а интернет позволяет охватить вещанием весь мир. И да! Что ни говори, а телеканал по-прежнему молод и энергичен, без устали выдает свежие проекты и, согласитесь, коллеги, частенько заставляет конкурентов... понервничать.
…Во вторник мы напросились к нашим коллегам с TV в гости, дабы изучить редакционную «кухню» изнутри. Подоспели как раз к началу оперативки. Ляйсан Закирова, шеф-редактор информационного вещания, пункт за пунктом собирала план на день — все записывала на маркерной доске. Решено: кто-то из корреспондентов отправится «добивать» проблемную тему в Затон (местные дети добираются в школу в полной темноте, с ручными фонариками), а кто-то отработает... «бантик». На журналистском сленге — это вкусный позитивный репортажик на необычную тему, такой заставляет зрителя улыбнуться. Э-эх, между прочим, классную телевизионщики накопали историю, но не будем выдавать: скоро и сами этот сюжет увидите.
- Так, - в зале воцаряется мертвая тишина, внимание присутствующих приковывает входящий заместитель директора телеканала Тимур Тищенко. Он неспешно пьет кофе и выдает свежие факты. - Тема пропажи Артема Мазова с детьми — в топе. Надо отслеживать ее. Сейчас кинологи и водолазы прочесывают лес и водоем. Пограничники должны дать ответ, выезжали ли пропавшие за пределы страны. Во-первых, надо отправляться на место поисков. Во-вторых, поговорить с соседями семьи. Адреса будут через двадцать минут.
Вскоре мы уже едем на редакционной машине с корреспондентом и ведущим Тимуром Давлетовым. Такого рода задания берет именно он.
- Почему выбрал криминал? Одним словом не ответишь, - задумался наш спутник. - Вот, к примеру, четыре месяца назад готовил репортаж об игровых клубах. В сеть внедрялся два месяца, так просто туда не пускают. Пришлось долго искать реального игромана, втираться в доверие - пару раз даже выпить с ним. Потом прошел что-то вроде фейс-контроля: новичков «пробивают», не связаны ли с правоохранителями. Только после этого дали сим-карту, позвонил с нее, уже стоя перед самим входом в клуб под прицелом камер.
Дважды Давлетов наведывался в подпольное заведение, чтобы изучить систему изнутри, для отвода глаз проигрывал немного денег. А вот на третий раз пришел «заряженный», со скрытой камерой, номер 112 набрал по мобильнику в туалете.
- Было страшно - думал, разоблачат. Но вскоре подоспели полицейские и прикрыли лавочку: два клуба взяли вечером, третий — в час ночи, по последнему адресу поехали уже вместе с оператором, снимали происходящее до пяти утра… А вот потом ходил и оборачивался. Игровые клубы — прибыльный бизнес: каждый приносил в день по четверти миллиона рублей, а мы целую сеть прикрыли. Так что вдруг меня за это... Не дай Бог, - Тимур невесело усмехается.
В действительности такая адреналиновая работа затягивает сильнее наркотиков, пусть и бывает тяжело, порой и жутко. Ну, казалось бы, как мог увлечься «криминалкой» парень, который, по его же признанию, в детстве терял сознание... при сдаче крови из пальца? Ведь выезжать приходится и на места ДТП со смертельным исходом, освещать жестокие убийства. А потом еще и родителей жертв интервьюировать.
- Трудно, особенно когда пропускаешь все через себя. А я, например, по-другому и не могу, - делится журналист.
Спрашиваем, не вырабатывается ли со временем некий профессиональный цинизм?
- Как только замечаешь первые признаки, надо остановиться, - уверен Давлетов. - Я считаю, важно гореть своим делом. Перегорел — уходи. Вот и сейчас внутри меня происходит что-то такое… не могу объяснить. Хочу поскорее отснять сюжет и посмотреть, что получится.
Тут наша машина подъезжает к многоэтажке на улице Янаби, поднимаемся к нужной квартире (адрес подсказали проверенные источники), оператор занимает удобную точку, мы звоним в дверь. Не ожидали, но к нам выходит не кто иной как отец пропавшего. По его словам, Артема Мазова... нет в живых. Спустя несколько минут эксклюзивная информация появляется на страничках «Всей Уфы» в социальных сетях, в других электронных СМИ — уже только со ссылкой на телеканал. Сами кадры покажут позже в программе «Уфимское время».
- Одновременно с нами в редакции работает целый отдел интернет-новостников. Если речь о фактах, которые важны здесь и сейчас, до вечернего эфира ждать нельзя. Тут же отправляю текст сообщением или начитываю по телефону, - объясняет Тимур.
Кстати, вот такое хождение по соседям и родственникам подчас тоже чревато последствиями. Подать на редакцию в суд — самое безобидное. Хозяева в гневе на визитеров могут и накинуться.
- Однажды из квартиры вышел пьяный с топором и как начал им махать! Корреспонденты побледнели, отступили на пару шагов, а оператор все снимает, снимает, - вспоминает случай наш сегодняшний оператор Ильдар Гареев.
Но вернемся к сюжету. Следующим пунктом посещения стала лесополоса близ санатория «Речные зори». На парковке рядом с ней и обнаружили брошенную Мазовым машину. Алгоритм действий стандартный: Давлетов ищет спикеров, берет комментарий и, как и планировалось, углубляется за поисковиками в лес. Двигаемся в темпе, порой переходим на бег. И да: по грязи, заросшим тропам, скользким склонам. Здесь телевизионщики, говоря их языком, «набирают картинку» - все для того, чтобы за те две с половиной минуты, пока длится сюжет, зрители получили шанс, насколько это возможно, проникнуться атмосферой происходящего, увидеть детали, мысленно перенестись на место событий. Вот «цифра» фиксирует хруст ветки под ногами, тихий всплеск воды, тревожный взгляд спасателя… Гареев снимает на камеру, Давлетов — для соцсетей на смартфон. Завершает вылазку стендап: теперь корреспондент сам повествует о поисковой операции в кадре. Кстати, текст, который он наговаривает, был «собран» так же, на бегу.
- Такой трэш чаще бывает внеплановым. Вот, думаешь, поеду в Курултай на заседание, прилично одеваешься, а тут вдруг мчишься по горам и долам... Приходится попачкаться, - пожимает плечами журналист.
Впрочем, все поправимо. Вернувшись в редакцию, Тимур облачается в строгий костюм, отправляется в гримерку. Несколько минут на вычитку подготовленного материала — и в телестудию, вести дневной блок новостей. Что касается вечеркинцев, мы наблюдаем за съемками, стоя за спиной режиссера. Ну надо же: на лице Давлетова - ни тени усталости. Как всегда, обаятелен и подтянут.
...Конечно, на этом этапе рабочий день телевизионщиков не заканчивается. События вокруг исчезновения Мазовых продолжают отслеживать, к «Информационному вечеру» уже готовят новых спикеров - психолога и руководителя отряда поиска детей, тему развернут шире. Плюс к этому в привычных условиях цейтнота дорабатывается целая цепочка других сюжетов. Корреспонденты выстраивают синхроны, пишут тексты, монтажеры собирают из отснятого материала конечный продукт.
Наведываемся в монтажную студию и знакомимся с монтажером Олегом Михайловичем Ковзиком — одним из самых уважаемых старожилов редакции и признанных мастеров своего дела. В марте стукнет двадцать лет с тех пор, как он влился в дружную семью телевизионщиков. Говорит, он так же, одним из первых, узнает все новости города на рабочем месте, а потому и телевизор в свободное время нет смысла смотреть. К слову, на мониторе инженера замечаем все тот же видеоряд, собранный утром Гареевым и Давлетовым.
- В профессию, честно признаюсь, попал случайно. Когда-то работал на заводе, позже устроился на столичное ТВ обычным вахтером, иногда подключал к технике провода. В какой-то критический момент в редакции просто не оказалось ни одного монтажера, вот инженер и предложил попробовать. Осваивать работу было нелегко. Помню, приезжали поставщики оборудования из Москвы, всему учили… А теперь это моя жизнь, - откровенничает Олег Михайлович.
Следуем дальше и заглядываем в маленький уютный кабинет: внутри — плотно забитые словарями полки, снова техника и отгороженная стеклом миниатюрная, размером, наверное, в пару метров, комнатка. Так выглядит тон-студия, в которой записывается весь закадровый текст. Вот за микрофон садится девушка, начинает читать астрологический прогноз, и тут ее останавливает строгий голос звукорежиссера Галии Раилевны Баязитовой (на снимке).
- А это мама нашей телекомпании. Трудится с самого ее основания. Многим поставила голос, - представляет коллегу Тимур Тищенко.
Сама же Галия Раилевна называет сотрудников своими воспитанниками, детьми.
- Люди к нам устраиваются всякие: и подготовленные, и второкурсники-практиканты. Работы много со всеми. Даю мастер-классы по постановке голоса. Слежу, чтобы в эфир вышел качественный продукт. По сути, я — последняя инстанция: если делаю замечание — это закон. Исправляю журналистов, когда они неправильно употребляют слова, выстраивают интонацию, ставят ударение. Например, вместо сОздали - создАли… Каждый новый человек приходит со своим лексиконом, который приходится ломать. Смягчаюсь лишь в крайних случаях, когда вижу - новичок страшно волнуется, фразы не может связать. Тут уж действую деликатно. Главное, чтобы человек понял: его не убьют и не укусят, - улыбается Баязитова.
Пока мы колесили по городу с Тимуром Давлетовым, он поделился историей о том, как в начале творческого пути восхищался Леонидом Парфеновым и пытался ему подражать. Тогда Галия Раилевна дала дельный совет: «Ты должен быть самим собой, и именно твое имя должно стать брендом». Позже Давлетов стратегию сменил, за что благодарен наставнице до сих пор.
А еще в редакции есть люди, отбирающие контент, контролирующие бесперебойность эфира, инженеры, режиссеры, ассистенты, суфлеры, операторы… Все, благодаря кому телеканал каждый день становится ближе к зрителям, делает нашу жизнь ярче и, может быть, чуточку острее. И пусть порой на работе приходится подзадержаться, к «продленкам» на телеканале привыкли.
- Даже примета есть: если кто-то скажет, что уйдет пораньше, точно покинет редакцию последним. Сам вчера только подумал об этом, в итоге вернулся домой полдесятого, - смеется Тимур (на снимке).
…А вот, пожалуй, самое любопытное: нас приглашают в студию, где снимаются все передачи, - просторное помещение с высоким потолком на цокольном этаже, поделенное на несколько условных зон. Не без гордости телевизионщики отмечают пространство, где отрабатываются новостные выпуски. Что ж, можно и не уточнять: без труда узнаем светло-зеленые стены, вытянутый стол... Кстати, вам может показаться, что утренние и вечерние выпуски снимают в разных зонах, но это не так. Одинаковость «картинок» незаметна за счет смены ракурсов — все камеры подвижны. И еще...
- Студию обновили. Здесь смонтированы специальные акустические панели - многослойные, как бутерброд. Можно хлопать, топать — и в ответ никакого эха. Если бы не это, в таком помещении даже ученик начальных классов хоровой школы чувствовал бы себя оперным певцом. Разумеется, стоил ремонт дорого, но все сделали так, чтобы в будущем ничего не менять, - подчеркивает главный редактор телеканала Никита Баренбаум.
...Взгляд падает на зеленое полотно, покрывающее одну из стен. Что-то напоминает… А не перед ним ли изящные девушки читают прогноз погоды?
- Так и есть. Фон можно вырезать и подложить под него нужную «картинку». А зеленый он, потому что этот цвет реже всего встречается в одежде. В противном случае мы вырезали бы вместе с фоном части тела. Вот сообщает ведущий прогноз погоды… а пуза-то и нет, - в шутку приводит пример Тимур Иванович.
Не обойтись в современной телевизионной студии и без вполне обыкновенного кондиционера. А не то, как утверждают наши «гиды», люди сидели бы перед камерами в мокрых рубашках. Представьте, именно до такой степени ведущие волнуются, и это, считают телевизионщики, нормально.
- Они, как и пилоты самолета, всегда должны испытывать страх, иначе придется с ними прощаться, - на удивление буднично заключает Никита Андреевич.
Студийные камеры с телесуфлером — отдельная история. Благодаря таким создается ощущение, будто ведущий и не читает текст вовсе, а просто разговаривает со зрителем. Обыватель и не догадывается, но экран с бегущей строкой установлен таким образом, что рассказчик, по сути, смотрит прямо в объектив, сквозь слова. Хотя, конечно, с эффектом «бегающих глаз» умеют справиться лишь опытные мастера, для них суфлер служит скорее подсказкой.
(Тимур Давлетов берет комментарии у инфорга поисково-спасательного отряда)
Впрочем, как бы там ни было, а с оборудованием, использовавшимся двадцать лет назад, нынешние камеры не сравнить. Это были двадцатикилограммовые «гири», записывающие материал на Betacam для ТВ.
- Аккумуляторов не хватало катастрофически, тридцать минут съемки были пределом. И вот бежишь ты, стажер, с десятикилограммовым штативом и тяжеленной сумкой с «батареями», - посмеиваясь, вспоминают ныне бывалые телевизионщики.
И никаких суфлеров в 1999-м не было и в помине. Тексты приходилось заучивать, как и делала Гузель Ибрагимова, работавшая в тот год в студии. Кстати, самым первым продуктом «Всей Уфы» был выпуск новостей «Уфимское время». В юбилейный год телеканал решил сменить название «Столичные новости» на то самое, прежнее, традиционное, и, кажется, аудитория это решение поддержала.
…Между тем рабочий день продолжается, и на наших глазах камеры меняют положение, нацеливаясь на левый угол студии — сейчас тут стартуют съемки очередного выпуска передачи «Алло, Уфа!». За «пультом» - ее автор и бессменный ведущий Денис Ганиев, который с ходу огорошил нас, вдруг, без предупреждения, представив зрителю. Ну спасибо!.. Хотя чему уж тут удивляться? Такое это шоу: перед публикой все, как на ладони, - и режиссер, и звукорежиссер, даже оператор. Да и вся команда в прямом эфире машет вам рукой. Еще не видели? Так посмотрите!
- Мы единственные, кто такое делает, - твердо утверждает Ганиев.
Фокус в том, что для проведения телевизионной передачи выбран радийный формат. Скажем, во вторник предложили обсудить мультфильмы, и вот уже уфимцы звонят в студию один за другим, делятся предпочтениями, спорят, шутят, иные заказывают клипы (к слову, крутили на сей раз исключительно рисованные нашей студией «Муха» - Глюкозы, Филиппа Киркорова, группы «Серебро»). Есть и такие, кто включает любимое шоу посреди рабочего дня и целый час пробивается в эфир, «не отходя от кассы».
- В день бывает до шестнадцати звонков. Принять больше нереально физически, - говорит Денис. - Случается, поболтать с нами хотят и жители других городов: если проблематично позвонить, скидывают номер в Сети, связываемся сами. Как-то раз знакомая позвонила аж из Шотландии: примерно в то время наши футболисты играли с их сборной и выиграли, а выпуск был посвящен спорту.
А еще передачу в прямом эфире параллельно показывают в «Инстаграм», одновременно страничку в соцсети со всеми комментариями видят телезрители. Словом, в «Алло, Уфа!» возможно все: однажды Ганиеву коллеги в эфире даже вручили цветы — вот так, запросто, нагрянули в студию в рабочий час и поздравили с днем рождения…
- Идея создания передачи пришла
в голову среди ночи. Руководство поддержало. Так проект и запустили, - делится Денис.
Между прочим, стартовало шоу всего два с половиной месяца назад, а коллеги из других регионов уже предлагают выкупить франшизу.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
И ЕЩЁ...
По словам Тимура Тищенко, нынешний год является знаковым для телеканала по нескольким причинам:
- Во-первых, аналоговое телевидение фактически умерло, и мы должны были перейти на цифровое. Успели, но это только благодаря нашему мэру. Без шуток и преувеличений! В максимально сжатые сроки провели закупку оборудования, а оно очень дорогое, успели все установить и даже досрочно запуститься 5 сентября. Притом переключение произошло далеко не как по щелчку: инженеры технической службы почти месяц здесь жили. Приезжали и специалисты, помогавшие перестроиться, в том числе из Италии. Все же для нас цифровое вещание — новшество.
Кроме того, вышел закон о «22-й кнопке», который призван закрепить муниципальные телеканалы в перечне обязательных и общедоступных. Сейчас решается, как будет проходить конкурс. Надеюсь, «Вся Уфа» скажет в нем свое веское слово. Мы искренне этого хотим. Региональное и муниципальное телевидение умирать не должно. Людям нужно получать полную информацию, и интернета для этого недостаточно. Поэтому нам надо двигаться в ногу со временем, постоянно модернизировать оборудование — словом, не идти семимильными шагами, а даже бежать…
1-11-2019 (0) Просмотров: 2 334 Номер: 79(13363) Версия для печати