Завтра была война...
На рубеже 1920-1930-х годов в Уфе, как и по всей стране, началась всеобщая военизация. Вся спортивная и оборонно-массовая работа городскими организациями Осоавиахима (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР) проводилась под знаком распространения среди населения военно-научных знаний, военно-патриотического воспитания, подготовки летных кадров, парашютистов, ворошиловских стрелков, моряков, лыжников, шоферов, мотоциклистов, радистов и пулеметчиков для РККА и ВМФ СССР. К началу Великой Отечественной войны в городе выстроилась стройная и эффективная система подготовки спортсменов-разрядников, значкистов «Готов к труду и обороне СССР», «Ворошиловский стрелок», «Готов к противовоздушной и противохимической обороне СССР» и «Готов к санитарной обороне».
Всеобщая военная учеба юношей и девушек главным образом проводилась без отрыва от производства и учебы, охватывала рабочих, инженерно-технический персонал промышленных предприятий и строек, студентов и учащихся учебных заведений, а также служащих из различных организаций. Большую роль в успешной подготовке призывников к службе в армии сыграла материально-техническая база. В Уфе открыли аэроклуб (1934), Башавтомотоклуб (1937), Дом обороны, военно-морской учебный клуб (1937), стрелковую школу Центрального совета Башосоавиахима, построили водно-гребную станцию «Динамо» с 10-метровой вышкой для прыжков в воду (1934), 25-метровые учебные парашютные станции в парке имени Ивана Якутова (1935) и на моторном заводе (1934), школу плавания и гребли (1933), гимнастические городки, лодочные и лыжные станции, катки для массового катания на коньках и полосы препятствий. Простейшие стадионы имели спортивное общество «Динамо» (Карла Маркса, 2), крекинговый и моторный заводы, Центральная электростанция (ЦЭС), железнодорожники (сад имени Якутова), судоремонтники (Затон), лесозаводы (Нижегородка). Один из спортивных залов оборудовали в клубе НКВД (Гоголя, 58, ныне — Большой зал Башгосфилармонии). В нем проводились соревнования по волейболу, баскетболу и теннису.
Учебные стрелковые тиры оборудовали в клубе «КИМ» (угол современных улиц Карла Маркса и Коммунистической; открыт в 1926 году), на стадионе «Динамо» (1935), моторном заводе, в Центральном парке культуры и отдыха (ныне — имени Ленина), саду имени Ивана Якутова, парке имени Луначарского (ныне — сад имени Аксакова), на обувной фабрике (улица Чернышевского), в добровольном пожарном обществе (улица Ленина, напротив нынешней «Уфа-арены»), Доме пионеров (угол Ленина и Революционной), Башсельхозинституте (Карла Маркса, 3). В 1935-м Уфа впервые получила зимний (теплый) тир, чтобы горожане имели возможность учиться стрелять из малокалиберных винтовок круглый год. Его оборудовали в подвале гостиницы «Астория» (улица Карла Маркса, 25). Боевыми патронами стреляли только на гарнизонном стрельбище, расположенном на окраине города.
Большой качественный толчок развитию массового спорта и военной подготовки горожан дало внедрение с 1931 года Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР», составившего основу государственной системы физического воспитания и направленного на укрепление здоровья. Физкультурно-массовая работа в большей степени проводилась под углом подготовки юношей и девушек к защите страны от внешних врагов. Ребят обучали пользоваться огнестрельным оружием (учебными и боевыми винтовками, пулеметами), вести рукопашный и штыковой бой, метать гранаты, водить мотоциклы и прыгать с парашютом, управлять планером, преодолевать большие расстояния на лыжах при полной выкладке и с противогазом. Некоторые соревнования носили сугубо военизированный характер. Так, к примеру, зимой 1940/1941 годов проводились лыжные гонки патрулей со стрельбой из винтовки (биатлона тогда еще не было), буксировка лыжников мотоциклами и лошадьми. Причем в БАССР буксировку лыжника мотоциклом начали с февраля 1939 года на Кушнаренковском тракте (старт от Затона). В программу 17-километровой комбинированной эстафеты на призы республиканской газеты «Красная Башкирия» входили легкоатлетический бег, велогонка и гребля на народных лодках. Проводились мотокроссы со стрельбой на ходу из малокалиберной винтовки, метанием трех гранат по мишеням, с прохождением части дистанции в противогазах и преодолением искусственных препятствий.
Женщин вовлекали в физкультурные и осоавиахимовские кружки. Так, в сентябре 1929 года организовали первый женский батальон ОСО, который совершил 40-километровый марш-бросок. За все лето 1929-го в члены ОСО вступили 2811 женщин Уфы. В 1934 году начала заниматься в аэроклубе студентка Башкирского медицинского института Фатыха Галикеева. Она стала первой летчицей из башкир, но в армию пошла служить по основной своей профессии (с 1942 года работала хирургом, комиссаром военного госпиталя). Семь девушек из спортивного общества «Восход» совершили 70-километровый лыжный поход Уфа — Иглино — Уфа (1940).
Уфимский аэроклуб стал базой подготовки летчиков для ВВС и Гражданского флота, парашютистов, массовой пропаганды воздухоплавания среди трудящихся. Он внедрял высокую авиационную культуру в широкие массы трудящихся. Клуб имел за рекой Белой аэродром с учебными самолетами «У-2» и планерами, хорошую техническую библиотеку, открыл свои филиалы на моторном (1938) и ликеро-водочном (1937) заводах. В аэроклубе работали следующие секции: летно-техническая, планерная, авиамодельная, воздухоплавания, физической культуры и стрелкового спорта. Первый рекорд БАССР по прыжкам с парашютом установила нормировщица швейной фабрики имени 8 Марта Салиха Бабурина: к августу 1936 года имела на своем счету 12 прыжков с высоты от 600 до 1000 метров. Бабурина совершила свой первый прыжок 29 августа 1935 года в саду имени Якутова, она избиралась делегаткой первого Всесоюзного слета парашютистов. В 1936 году подготовлено 12 инструкторов парашютного спорта, в их числе были и женщины — Гарифа Мустафина, Салиха Бабурина, Евгения Чельцова и Нина Громова.
В 30-е годы воздушный флот в СССР развивался под лозунгом «От модели — к планеру, от планера — к самолету!». Сначала школьников младших классов вовлекали в кружки авиамоделизма, коих было в Уфе множество. Школьники с 1924 года сами изготавливали модели самолетов с бензиновыми моторчиками, которые летали на различные расстояния, участвовали во всесоюзных слетах авиамоделистов. Ребята, охваченные идеями воздухоплавания, планомерно переходили в секции планеризма аэроклуба. После этого пополняли курсы по подготовке парашютистов и летчиков. Оттуда уже был прямой путь в школы авиации ВВС. Более половины выпускников аэроклуба выбирали небо на всю жизнь. Из них 14 человек в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза (в том числе и дважды Герой Советского Союза Муса Гареев).
Планерный спорт стал развиваться с весны 1933 года, после того как ЦС осоавиахима СССР премировал Уфу 6-ю планерами за успешную реализацию 3-й Всесоюзной лотерии ОСО. Кстати, кроме аэроклуба, собственные планеры имели моторный и хлебный заводы, медицинский институт, обувная фабрика имени К.Е.Ворошилова. Моторостроители летали на планерах в районе села Максимовка, где жили заводские рабочие. Это место позже стало ведомственным гражданским аэродромом УМЗ. Большую роль в первоначальной подготовке летных кадров сыграл первый летчик Башкирии Галей Ишмурзин, работавший с 1934 года начальником летной подготовки Башосоавиахима. За его плечами были Борисоглебская военно-теоретическая школа летчиков и Оренбургская школа летчиков. В 1938 году все выпускники технической группы аэроклуба поступили учиться в Иркутское авиатехническое военное училище.
В 1936 году ЦС Осоавиахима СССР с целью приблизить руководство организации к осоавиахимовским массам упразднил Уфимский городской совет, а вместо него организовал 3 районных совета: Ленинский (председатель — Алюкин), Кировский (Староверов) и Сталинский (Мозжерин). При райсоветах ОСО работали стрелковый комитет, секции ПВХО, лотерейная и стрелковая. Организационное перестроение ОСО дало желаемый результат. Перед войной на всех предприятиях Уфы, стройках, в вузах, общеобразовательных школах, техникумах и домоуправлениях работали первичные организации ОСО. Ребята в школьных кружках сдавали нормативы ГТО, ПВХО и ГСО. В Доме пионеров работали кружки военного дела, авиамоделизма и ворошиловских стрелков, ребята учились стрелять из винтовок и пулемета «Максим». Учащиеся выпускных классов на детской технической станции изучали автодело (материальную часть, правила уличного движения, вождение), а фактически исподволь готовились служить в бронетанковых войсках РККА.
В предвоенные годы военизация наращивалась. Поскольку забот прибавилось, с 1932 года председатели Башосоавиахима стали освобожденными работниками. В 1938-м в Уфимском горкоме и райкомах ВКП(б) и ВЛКСМ Уфы образовали военные отделы. Они координировали и направляли работу организаций Башосоавиахима, по физической культуре и спорту, профсоюзов и комсомола — по физической подготовке призывников, способствовали развитию военно-технических и других видов спорта, военной подготовке населения, организации призыва юношей в армию, строительству новых спортивных сооружений и отбору молодежи в военные училища.
Башавтомотоклуб при Комитете по делам физической культуры и спорта БАССР (улица Пушкина) со дня основания начал готовить танкистов, шоферов (любителей и профессионалов), водителей мотоциклов и моторных лодок. В середине 1937 года он имел для обучения 12 автомобилей, 5 мотоциклов и 3 моторные лодки, летом построил за городом автомотодром.
Подготовка кадров для службы в ВМФ проводилась по линии БашОСВОДа. Весной 1941-го речники Уфимского судоремонтного завода имени Октябрьской революции в 12 кружках изучали военно-морское дело, устройство боевых кораблей и штурманское дело, азбуку Морзе. Занятия проводились раз в неделю, но только в вечернее время. В детском доме №5 работал военно-морской клуб «Юный моряк». Специалистов легкого водолазного дела обучали в коллективах военизированной охраны Бельского речного пароходства и крекингового (нефтеперерабатывающего) завода.
За несколько месяцев до начала войны Военный совет Уральского военного округа поставил задачу: «Уральский военный округ должен быть округом лыжников!». Соответственно, райвоенкоматы Уфы усилили лыжную подготовку среди всех допризывников. Будущие воины РККА, организованные в отделения, взводы и роты, проводили занятия на лыжах. Практически это была тренировка массовых действий юношей в условиях возможного боя с противником. Формирования лыжников во время масштабных тактических учений выводились в чистое поле, где под руководством командиров подробно отрабатывалась техника передвижения, маскировки, действия в обороне и наступлении как одиночного бойца, так и в составе отделения, взвода и роты. Юноши, уходившие в армию, в совершенстве владели техникой лыжного хода, умели преодолевать любые препятствия, стрелять, колоть противника штыком и метать гранату из любых положений, не снимая лыж. Обучение военному делу было максимально приближено к боевым действиям.
В Уфе постоянно велось обучение населения противохимической обороне, в частности умению обращаться с противогазами. 8 августа 1935 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление, согласно которому население сдавало нормативы на значок «Готов к ПВХО», под руководством Осоавиахима организовывались формирования противовоздушной обороны. В 1940-м на паровозовагоноремонтном заводе и швейной фабрике имени 8 Марта проводились химические массовые соревнования: рабочие и служащие по 30-60 минут работали в противогазах, а после трудовой смены проходили пешком по 3 километра. Также граждане в противогазах ходили на лыжах на дальние расстояния.
Рабочие, служащие и учащиеся старше 12 лет овладевали знаниями противовоздушной обороны, учились пользоваться средствами индивидуальной защиты, противогазом и противохимическим пакетом, оказывать первичную медицинскую помощь раненому или пораженному отравляющими веществами, знали, как бороться с пожарами. А 3 октября 1936 года Уфимский горсовет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял постановление «О правилах поведения населения города Уфы во время учения «воздушно-химического нападения». Каждый год в городе проводились массовые военно-тактические учения по защите населения от воздушно-химического нападения. К примеру, в октябре 1939 года в них принимали участие 6 тысяч уфимцев.
Студенты Башкирского государственного педагогического института имени К.А.Тимирязева (ныне — Башкирский государственный университет) объединялись в группы самозащиты, звенья (санитарные, химические, пожарные и светомаскировки). БГПИ готовил также инструкторов начальной строевой подготовки. Некоторые будущие педагоги проходили на лыжах по 150-160 километров, а студентки этого же вуза — по 70-80. В кружках вуза в начале 1940-х готовили мотоциклистов, шоферов, пилотов, парашютистов и инструкторов ПВХО.
Широко велась подготовка среднего медицинского персонала и санитарок с военным уклоном с тем расчетом, что в случае войны их могли отправить к местам боевых действий. Учащиеся железнодорожного техникума и других учебных заведений Уфы, объединившись в военные отряды, изучали Устав РККА, овладевали военными специальностями, занимались военно-строевой подготовкой и различными техническими видами спорта. В 1934 году в Башкирском медицинском институте создали военно-физкультурную кафедру, через 2 года в условиях нового времени переименовали ее в военно-санитарную. Кафедра имела базу на 100 пар лыж, при ней работали кружки планеризма, мотоавтодела, радистов-коротковолновиков.
Педагоги Уфы, окончившие в Доме учителя курсы инструкторов ПВХО, вели занятия в школах, кружки по изучению ПВХО, готовили значкистов противовоздушной и химической обороны из числа преподавательского состава. Ученики общеобразовательных школ штудировали устройство оружия, пулемета, основы топографии и техники гранатометания, школьницы осваивали санитарное дело и химзащиту.
Из массовых состязаний того времени самыми востребованными были Всебашкирские военизированные лыжные эстафеты имени газеты «Комсомолец Башкирии», проводившиеся в 1939-1941 годах. Первичные организации Сталинского района по 100-часовой учебной программе готовили автомобилистов из учащихся старших классов школ №49, 53, из призывников ГЭС-1 (ЦЭС), крекингового и моторного заводов. Фактически готовили будущих танкистов, а изучение автодела было в этом процессе лишь первой ступенькой знакомства юношей с техникой.
Башосоавиахимовские организации добивались высоких результатов в работе, за что имели награды и поощрения. Так, в 1939 году Башкирия стала победителем в РСФСР по массовой подготовке значкистов ПВХО. В 1940 году ЦС ОСО СССР включил коллектив швейной фабрики имени 8 Марта в состав участников шестых Всесоюзных химических соревнований (он занял девятое место). В конце 1940-го средняя школа №10 выдвигалась на Всесоюзные химические соревнования. Она отличилась тем, что учащиеся и педагоги провели занятия в противогазах по 2 часа, а затем совершили 5-километровый поход, организовали учения по химической самозащите. Представитель ЦС Осоавиахима СССР объявил коллективу школы благодарность. И 10-я школа под руководством военрука П. Музольфа вышла победителем соревнования в Башкирии и заняла восемнадцатое место в СССР.
За образцовую подготовку и проведение призыва в ряды РККА и ВМФ исполкому Уфимского горсовета депутатов трудящихся в 1940 году присуждено переходящее Красное знамя Президиума Верховного Совета Башкирской АССР. Почетными грамотами Военного совета Уральского военного округа награждены Кировский и Ждановский районы Уфы, врач центральной поликлиники Колотов и учитель Кировского района Переменщиков. При награждении подчеркивалось, что более половины призывников Уфы овладело специальностями шоферов, радистов, телеграфистов, летчиков, парашютистов, киномехаников и поваров, 71,9 процента всех призывников Уфы сдали нормативы на значок «Ворошиловский стрелок», 60,1 процента — на значок «Готов к труду и обороне», 91 процент — на значок «Готов к санитарной обороне» и 99 процентов — на значок ПВХО.
В 1941 году Башавтомотоклуб за образцовую организацию передвижных мотоциклетных школ утвердили участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Он в летнее время обучал допризывников управлять автомобилем в тех сельских районах, где еще не было автобаз. Такая форма обучения впервые применялась в СССР.
Одним словом, призывники Уфы до службы в армии и на флоте получали глубокие военные знания, армейские специальности, хорошую физическую, строевую, лыжную и стрелковую подготовку. Когда началась Великая Отечественная война, миллионы воспитанников Осоавиахима СССР встали на защиту Родины. Среди них были юноши и девушки, освоившие военное дело в Уфе. Они с честью выполнили свой воинский долг и сыграли большую роль в победе советского народа над фашизмом.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: летчики; писатель Анвер Бикчентаев; плакат 1930-х годов «Вступай в Осоавиахим».
3-12-2019 (0) Просмотров: 737 Номер: 88(13372) Версия для печати