Санта-Клаус теперь работает на кампанию
Дети и в Новый год, и в Рождество ждут подарков. У нас их «раздает» Дед Мороз, а на западе - Санта-Клаус. Правда, ни в рождественских, ни в новогодних святцах нет такого имени.
Прототипом западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского персонажа Санта-Клауса стал святитель Николай Чудотворец, епископ из города Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой - один из самых почитаемых в христианском мире. В житии святителя Николая нет ничего сказочного, но есть чудесное. И современным людям известны несколько эпизодов: о том, как он спас от голода город Миры, как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть кораблю, плывшему в Палестину, как избавил от неминуемой казни трех воевод, которых оклеветали злоумышленники.
Святой Николай, еще будучи священником в городе Патары, помог одному обнищавшему человеку выдать замуж трех дочерей. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался отправить их в публичный дом или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки у дверей в чулках, специально для того вывешенных.
Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, Пэр-Ноэлем или Вайнахтсманном. С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с Рождественским дедом.
К сожалению или к счастью, в сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну большую шопинговую кампанию.
Алла МИТРОФАНОВА.
27-12-2019 (0) Просмотров: 610 Номер: 94(13378) Версия для печати