$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Когда в орденоносцах - города...


В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов два промышленных предприятия Башкирской АССР награждены орденами Советского Союза. Одно из них находится в нашем городе. Заводы Стерлитамака и Уфы внесли огромный вклад в победу Красной Армии.

Во-первых, 11 октября 1943 года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску специальных агрегатных станков для оборонной промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР завод имени В.И. Ленина Народного комиссариата станкостроительной промышленности СССР (Стерлитамакский станкостроительный завод имени В.И. Ленина) награжден орденом Ленина. Это предприятие, образованное в 1865 году и эвакуированное в 1941-м из Одессы, поставляло уникальные вертикально-сверлильные станки для производства двигателей на оборонных заводах танковой и авиационной промышленности. Директором завода работал И. Эльцин.
Во-вторых, 2 июля 1945 года за образцовое выполнение задания правительства по производству авиационных моторов завод №26 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (Уфимский моторостроительный завод) Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Красного Знамени. УМЗ во время войны модернизировал и изготавливал моторы для боевых самолетов Военно-Воздушных Сил Красной Армии — бомбардировщиков и истребителей конструкторов Семена Лавочкина и Владимира Петлякова (Як-3, Як-9, Пе-2). Двигатель М-105 и его модификации признаны моторами Победы в Великой Отечественной войне. 23 раза коллективу завода №26 присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны за победы во Всесоюзном социалистическом соревновании, и по окончании войны оно оставлено предприятию на вечное хранение.
Директором завода №26 в военное время работал в ранге заместителя народного комиссара Наркомата авиационной промышленности СССР генерал-майор инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда, кавалер пяти орденов Ленина, трех орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды Василий Баландин, главным инженером — Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1942), кавалер четырех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды Петр Лаврентьев. Над улучшением конструкции авиамоторов трудился генеральный конструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы, академик Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской (Государственной) премии, кавалер пяти орденов Ленина Владимир Климов.
Климов еще до Великой Отечественной войны стал Героем Социалистического Труда (1940) и работал главным конструктором Рыбинского завода по моторам первой степени (с 11 июля 1940). Таких выдающихся специалистов в области авиационного моторостроения в Советском Союзе было только трое: Владимир Климов, Александр Микулин и Аркадий Швецов.
Владимир Яковлевич в 1943-м перечислил из собственных сбережений 73 тысячи рублей в Фонд строительства эскадрильи самолетов. Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Сталин прислал главному конструктору уфимского завода №26 телеграмму, которая опубликована в печати 4 марта. В ней говорилось: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Климов, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии».
В 1985 году Советский Союз широко отмечал 40-летие Великой Победы. В связи с этой знаменательной датой руководство страны по достоинству оценило вклад ветеранов войны, работников трудового фронта, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в Победу. 4 мая 1985 года «за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны и в связи с 40-летием Победы» Уфимское производственное объединение имени С.М. Кирова Министерства промышленности средств связи СССР и колхоз «Красный партизан» Учалинского района Башкирской АССР награждены орденами Отечественной войны I степени.
Напомним, что в годы войны Уфимский завод №628 (телефонный) Наркомата электротехнической промышленности СССР, созданный на базе эвакуированного Ленинградского завода «Красная Заря», выпускал военно-полевые телефонные аппараты УНА-И, ручные коммутаторы и автоматические телефонные станции. Эти изделия проводной связи сыграли большую роль в управлении воинскими подразделениями, находящимися на линии фронта и в резерве.
По большому счету, 8 мая 1948 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР наградили Уфимский нефтеперерабатывающий завод объединения «Башнефтезаводы» Министерства нефтяной промышленности Восточных районов орденом Ленина, безусловно, учитывался и большой его вклад в 1941-1945 годах в обеспечение авиации, танков и автомобилей Красной Армии горюче-смазочными материалами.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКЕ: группа работников Опытного конструкторского бюро уфимского завода №26 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. В центре: главный конструктор ОКБ Владимир Климов и директор завода №26 Василий Баландин, 1945 год.


Когда в орденоносцах - города...


Когда в орденоносцах - города...

Дата создание новости 14-01-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 650     Номер: 2(13381)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.