Золотая моя столица...
В конце 80-х во время командировки я познакомился с Юрием Бирюковым, полковником в отставке, композитором и музыковедом.
- А вы знаете, - спросил Юрий Евгеньевич, - что знаменитая песня «Моя Москва» родилась в Сибири - здесь, на железнодорожной станции Дивизионная в пригороде Улан-Удэ?
Пришлось признаться, что я этого не знаю. Сообщение меня заинтересовало, я попросил нового знакомого рассказать мне, как это было, и услышал следующее...
В 1941 году в журнале «Новый мир» было опубликовано стихотворение мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва». Оно и послужило основой будущей песни, созданной в самое тяжелое для страны время композитором Исааком Дунаевским. Журнал попал к нему весной 1942 года, когда руководимый композитором Ансамбль песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников по заданию Главного политуправления Красной Армии выступал в частях и соединениях Уральского, Сибирского и Дальневосточного военных округов. И прямо на полях журнальной страницы была записана мелодия.
Но песни пока не было, нужно было еще несколько строф. А где отыскать в ту пору незнакомого автора, находящегося на фронте. Дунаевский обратился за помощью к режиссеру ансамбля Сергею Аграняну, с которым в первые месяцы войны написал уже не одну песню, в том числе «Песня о 62-й армии», «Бей по врагам!» и другие. Именно Сергей Иванович - любимец ансамбля «замечательный парень», как называл его впоследствии Исаак Осипович, - и написал остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить песню «Моя Москва» теперь невозможно.
В то время у всех в памяти были еще свежи волнующие строки очерка В.Н.Кривицкого, опубликованного в «Красной звезде», где рассказывалось о беспримерном подвиге двадцати восьми панфиловцев на подмосковном разъезде Дубосеково. Появился куплет, отражающий это событие, начинающийся словами: «Мы запомним суровую осень…», который соединился с несколько видоизмененной Аграняном и Дунаевским концовкой стихотворения Лисянского.
Песня предельно точно отразила отношение советских людей к Москве. Для тех, кто был на фронте и кто остался в далеком тылу, Москва была не только столицей, а поистине сердцем страны. Эти чувства людей Дунаевский сумел передать в песне содержательно, точно и необыкновенно лирично.
Первое исполнение «Моей Москвы» состоялось на станции Дивизионная. Спела ее в сопровождении хора и оркестра ансамбля его солистка Марина Бабьяло. Спустя много лет она рассказывала: «Представьте себе ночь, импровизированную сцену, составленную из нескольких железнодорожных платформ, и тут же рядом - составы воинских эшелонов, отправляющихся к фронту, платформы с зачехленными танками и орудиями, суровые лица бойцов - в касках, с автоматами на груди… Пять раз подряд исполняли мы эту песню. Лица бойцов и командиров светились решимостью и гневом, гордостью и печалью!
И врагу никогда
не добиться,
Чтоб склонилась
твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!»
По радио она была исполнена и записана на пластинку певицей Зоей Рождественской, а позже за ней и закрепилась. В конце 1943-го мелодия песни зазвучала как позывные Московского радио. В шесть часов утра москвичи просыпались вместе с мелодией: «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!»
В 41 году в Подмосковье, недалеко от Химок, проходил один из оборонительных рубежей. Ныне здесь стоят три шестиметровых бетонных ежа - противотанковое заграждение. На постаменте высечены строки:
«И врагу никогда
не добиться,
Чтоб склонилась
твоя голова…»
Так песня по праву стала памятником мужества.
Ильяс ГАЛЕЕВ.
24-03-2020 (0) Просмотров: 607 Номер: 20(13399) Версия для печати