Откровенный разговор
Над пропастью
В здании Академии наук Республики Башкортостан прошла встреча с Нурали Латыповым, известным ученым, политическим консультантом, журналистом, писателем и одним из магистров клуба “Что? Где? Когда?”. Темой беседы стала система “школ нобелевского резерва” и - шире - кризис интеллектуальных ресурсов России.
Все мы помним успехи советского спорта. По мысли Нурали Латыпова, одним из краеугольных камней этого невероятного подъема было создание целой сети спортивных школ олимпийского резерва, через которые прошли миллионы советских мальчишек и девчонок. Из этих школ впоследствии вышли спортсмены с мировыми именами. Они не только и не столько готовили звезд, сколько поднимали общую планку, задавали некий тон, уровень, к которому стремились. Аналогичная идея лежит в основе концепции “школ нобелевского резерва”, разработанной Нурали Латыповым совместно с Анатолием Вассерманом, - только поднимать они призваны не спортивные успехи, а интеллектуальный потенциал страны. Сегодняшнее его состояние Нурали Нурисламович оценивает весьма и весьма невысоко...
- Мы на пороге избавления от главного ресурса нашей страны - интеллектуального. В погоне за минерально-сырьевыми ресурсами мы о нем, увы, просто-напросто позабыли. Сравните с китайцами, которые сейчас творят просто фантастические вещи, развиваясь семимильными шагами буквально во всех отраслях. Они, между тем, зачастую - просто прилежные ученики, грамотно интерпретирующие советское наследие, в том числе - все то, от чего мы поспешили отказаться. Но стоит ли думать, что на фантастические вещи способны только китайцы? Вспомните Герберта Уэллса, побывавшего в послереволюционной России. Он вдохновляется масштабнейшими замыслами, но не верит в их осуществление, называет Ленина “кремлевским мечтателем”. И тем не менее, когда Уэллс снова приехал в Советский Союз через десять лет, он увидел те самые замыслы реализованными. То есть возможно все, нужна воля, и у китайцев ее сегодня более чем достаточно. Воли у нынешнего российского руководства, чтобы сделать ход вперед, - нет. Я собираюсь от отчаяния писать открытое письмо Владимиру Путину, чтобы привлечь к этому внимание. Почему сверхдоходы, полученные от продажи сырья, стерилизовались вместо того, чтобы идти на строительство той же самой инфраструктуры? Сравните - в очередной раз - с китайцами, недавно построившими самую длинную скоростную железную дорогу в мире. А ведь это - не просто рекорд, это колоссальное напряжение сил, интеллекта, это рывок вперед... Это, в конце концов, швы, скрепляющие страну, - при том, что Китай еще более-менее однородная страна. В России формально русские преобладают, но, во-первых, в самое ближайшее время это изменится, а во-вторых, качество многих народов средней полосы оставляет желать лучшего. Мы привыкли говорить о демографических проблемах, снижении рождаемости, старении населения. Я смотрю на это с другого угла: гораздо более катастрофична ситуация с качеством населения: здоровье, мораль, уровень образования, все это фатально просело. А ведь в условиях понижения количества населения требуется как раз-таки повышение его качества, это принцип компенсации, знакомый всем.
- Сегодня, - продолжает Нурали Латыпов, - мы видим постепенное возрождение системы “олимпийских” школ, связанное, в первую очередь, с посредственными выступлениями на Олимпиаде. Но ведь олимпийские-то медали для судьбы страны значат куда меньше, чем, условно говоря, Нобелевские премии - которые показывают, каких “чемпионских” пиков интеллект нации смог достичь. Американцы заняли первое место на Олимпиаде в Лондоне, но поражает не это. В эти же дни блестяще реализовалась американская марсианская экспедиция - на фоне полного провала российской марсианской программы. Все, что мы можем сказать - на “Curiosity” стоит наш, российский прибор. Это, конечно, почетно, но не для первой космической державы! Это показывает глубину нашего падения.
Бороться с деградацией и должны “нобелевские резервисты”. Речь идет о создании сети опорных школ, охватывающих всю страну и предназначенных для одаренных детей.
- Мы хотим стянуть в эти школы толковых учеников и толковых учителей - и тех, и других сейчас осталось немного. Здесь будут учить мыслить, избавившись от необходимости зубрить, трактор или паровоз переехал Анну Каренину, запоминать непонятные правила. Все предметы должны преподаваться свежо, не тупыми дидактическими методами. Предвосхищая также вопросы “А как же остальные ребята, не попавшие в элиту? На них мы ставим крест?”, скажу - безусловно, нет. Сейчас, в век интернета, занятия из этой школы в режиме онлайн будут транслироваться в Сеть, и любая другая школа из, я не знаю, глухой провинции, из Урюпинска сможет подключиться, чтобы увидеть уровень преподавания, увидеть уровень учеников. Здесь, кстати, стоит вспомнить разнос, устроенный Дмитрием Медведевым несколько лет назад, когда он возмущался, что какое-то количество школ у нас до сих пор не охвачено интернетом. Но в тех условиях этот пресловутый интернет был самоцелью. Ну ладно, провели мы его, а что дальше? Глобальная сеть - огромная помойка, и нужно перерыть горы мусора, чтобы найти редкие жемчужины. Но для этого необходимо уметь ориентироваться, уметь искать то, что тебе нужно. А наши дети, несмышленыши, разом погружаются в эту помойку. Вы что, думаете, им в первый раз научные трактаты на глаза попадутся? А мы предлагаем вполне логичную концепцию, позволяющую передавать уроки наших элитных школ всем желающим.
По словам Нурали Латыпова, несмотря на резонанс в прессе, отклика на его предложения пока нет. “Верхи не понимают или не хотят понимать, что такое образование и какую роль оно играет даже не в процветании - в выживании страны!” - возмущается наш гость.
О своей концепции Нурали Нурисламович может говорить долго и увлеченно. Всевозможных “вкусностей” там - более чем достаточно. Тут и идея единой, связной программы обучения, когда школьник не зубрит непонятные предметы, не имеющие, на первый взгляд, выхода в реальную жизнь, а изучает сложный комплекс современного научного знания в доступной, игровой форме. “Мы уже давно носимся с идеей образовательной программы, которую назвали “По страницам школьных учебников”, но не находим отклика ни в педагогической среде, ни в медийной”, - жалуется Латыпов. Упомянул он и о возвращении науке романтического флера, привлекательности, советской идеи романтики научного поиска. Как говорится, не капиталом единым должна жить наука, ведь в соревновании денег и идеи побеждает - пусть и не сразу - идея.
Еще одной основополагающей идеей становится новый подход к обучению.
- Мы не должны разжевывать все, мы должны учить ребенка думать, добывать информацию, получать новые знания из уже известных. Сегодня даже лучшие школы - не без поддержки стандарта ЕГЭ - выпускают детей, в головах которых знания заменены на информированность. Да, до какого-то предела они могут казаться умнее сверстников, они больше знают, но когда дело доходит до практического применения знаний... Им нечего применять, они привыкли к стандартным условиям, они не могут работать с тем массивом данных, что хранится у них в голове, не могут комбинировать уже известное, чтобы получать новое. Яркий пример можно найти в телепроекте “Что? Где? Когда?” - там встречаются игроки-эрудиты, накапливающие огромный объем знаний, настоящие энциклопедии, и игроки-аналитики, которые не стремятся запомнить все на свете, но способны найти ответ на любой вопрос. Что лучше? Вот вам случай из практики. Вопрос. Нам на стол ставят самовар с чаем, наливают чай в чашку, кладут сахар и спрашивают, как был устроен замок антенны у советских межпланетных станций для исследования Венеры. Что может предложить эрудит, ведь такой информации - очень специальной, очень узкой - в его голове нет. Я же начинаю крутить вопрос, понимая, что чай и самовар - не случайность. Самовар, чай, сахар... Стоп! Сахар растворяется в воде, но на Венере воды нет, это нам известно. Но ведь советская венерианская программа - это конец 60-х, а тогда, если вспомнить научную фантастику, бытовало представление о Венере как о планете-океане. И советские конструкторы вполне могли поставить “сахарный” замок антенны, рассчитывая, что он растворится в жидкой среде! Вот чего-то подобного, такого уровня мышления мы и хотим добиться. И начать реализовывать свой проект я бы хотел в Башкортостане, потому что это - родина моих родителей. Именно поэтому хотелось бы с вашей помощью обратиться к руководству республики, призывая к сотрудничеству. Почему не иду с этой идеей за границу? Я чувствую, что кое-что должен этой стране. Той, что заметила меня, мальчишку из далекой деревни. Той, что дала мне образование. Научила всему, что я знаю, вывела в люди. Я хочу, чтобы у современных российских мальчишек и девчонок был такой же шанс. Долги нужно возвращать.
...Двухчасовой разговор - в газетную статью уместилась лишь малая его часть - оставил смешанное чувство.
С одной стороны, Нурали Латыпов, безусловно, талантливый ученый, твердо знающий, о чем он говорит, и готовый держать ответ за свои слова. Поверьте, не так часто собеседник отвечает на твои вопросы до того, как ты успел их задать. И для осуществления своих планов - меньше всего хочется называть их прожектами - он готов если не на все, то на многое. Да, он вполне искренне и убедительно говорит, что привязан к Башкортостану и хотел бы запустить “нобелевский резерв” здесь, но без колебаний развернет его в любом регионе. Государственные или частные средства - тоже несущественно: по словам Латыпова, он готов принять деньги гипотетического олигарха и зачислить в элитную школу его детей при условии, что эти средства позволят обучать одаренных ребят из отдаленных регионов.
С другой стороны, в условиях современной России Нурали Латыпов, говорящий о том, что необходимо остановить сползание страны в пропасть и готовый это делать едва ли не в одиночку, напоминает того самого уэллсовского “кремлевского мечтателя” или, скорее, сэлинджеровского Холдена Колфилда, отчаянно стремящегося удержать, спасти беззаботных детей, резвящихся во ржи на краю бездонной пропасти.
Так или иначе, в его планы хочется верить. Хотя бы потому, что разрушение интеллектуального потенциала России - не пустые слова. Где там хрущевское “догнать и перегнать Америку”. Выжить бы...
Дмитрий МУХАМЕТКУЛОВ.
Фото автора.
Фото автора.
21-05-2013 (0) Просмотров: 1 653 Номер: 94(12242) Версия для печати