$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Из окошек этой школы мир им видится другим!


Из окошек этой школы мир им видится другим!

Прийти на урок к Ольге Самосюк мне хотелось давно. Объясняется это просто: большое количество родителей, отдавших своих чад в руки Ольги Александровны, не раз делились со мной рассказами о том, как «расцвели» способности их детей, попавших в класс известного графика Самосюк, которая, помимо характерного для каждого мастера творческого процесса, еще и преподает в Детской художественной школе №2, причем относится к этой своей деятельности ничуть не менее созидательно.

«Вечерняя Уфа» не раз писала о второй «художке», в которой работает много не менее талантливых преподавателей. И вот наконец появился повод, связанный со стартом нового учебного года, последовавшим сразу за событиями коронавирусной эпохи. И вполне логично, что нам захотелось взглянуть на то, как поведет себя ребятня, из вынужденного «заточения» попавшая сразу в творческую атмосферу (а уж ДХШ №2 славится своими креативными проектами, всероссийскими конкурсами и идеями). В общем, мы позвонили Ольге Александровне, заручившись ее согласием на визит. И попали на самое первое знакомство преподавателя Самосюк с новобранцами-2020.
Вместе с нами к двухэтажному зданию на улице Бабушкина, 25 потянулись родители с детьми, и если первые оставались за пределами турникета, то вторые, пройдя все надлежащие проверки, преодолевали сей барьер и, войдя внутрь, начинали с интересом осматриваться – теперь эти стены станут их третьим домом (с учетом еще и общеобразовательной школы), куда в течение пяти лет они будут спешить три раза в неделю.
Новое поколение, которое распределили в класс педагога Самосюк, потихоньку собирается в аудитории №13. Во вторую смену, занятие в коей начинаются с 14.30, попало восемнадцать человек, в первую (с 8.30) – тринадцать; в нынешнем году во время вступительных экзаменов в ДХШ №2 конкурс был – восемь человек на место. Добавлю также, что многие выпускники школы, закончив ее, продолжают обучение в специализированных учебных заведениях, например, на художественном отделении училища искусств, на худграфе БГПУ, а также в других городах. Достаточно сказать, что одна из питомиц Ольги Александровны ныне служит экскурсоводом в Эрмитаже, другая вообще выбрала очень редкую профессию и стала реставратором иконописи и графики в Санкт-Петербурге, работая в Академии художеств. Или еще один интересный факт – подопечная преподавателя ДХШ №2 Бориса Самосюка, не менее чем его супруга востребованного педагога и художника, поступила ныне на факультет археологии и дизайна в одно их старейших высших учебных заведений мира, существующее еще с XII века. Речь о знаменитом Парижском университете – Сорбонне. Впечатляет?! Безусловно! Вообще, то, как Борис Алексеевич готовит своих птенцов к дальнейшему этапу учебы (ведь ДХШ №2 – это первая ступень закалки, своего рода платформа для поступления в училище искусств), является гарантией успеха!
Но вернемся в аудиторию №13, где новобранцы, в основе своей девочки в возрасте десяти (и чуть больше) лет, вручив Ольге Александровне в честь начала нового учебного года букет цветов, несуетно разбирают стоящие у стены мольберты и раскладывают на специальных табуреточках принадлежности для урока. Попутно они разглядывают кабинет, напоминающий мастерскую художника, попавшего в которую непосвященного изумляет все; любая деталь кажется необычной и загадочной, восхищает каждый предмет, графический лист, картина или классический гипс – например, Афродита, на время летних каникул укутанная от пыли в целлофан, от чего она, исходя из сегодняшних реалий, стала похожа на даму в противочумном костюме…
Центром композиции, однозначно, становится Ольга Александровна, в ажиотации не догадавшаяся опустить в вазу подаренные цветы и так, не выпуская их из рук, объясняющая первоклассникам суть урока – в стартовый день педагог дает задание на, так сказать, проверку возможностей, умений и творческого потенциала каждого ребенка. Речь о создании многофигурной композиции на свободную тему. «Из головы?» - уточняет одна из девочек. «Да-да, из головы, то есть ты сейчас рисуешь то, что хочешь, то, что тебя волнует, интересует и занимает больше всего», - горячо объясняет наставник. И потом комментирует свой замысел нам: «Эти дети пришли ко мне от пяти разных педагогов (в большинстве своем ребята учились у нас на подготовительном отделении), а кто-то и просто, что называется, «с улицы», вот я и хочу понять, умеют ли они распределяться на пространстве листа, обладают ли композиционным мышлением, как чувствуют цвет…»
Педагог Ольга Самосюк, равно как и художник Самосюк, - это сгусток невероятной энергии, фейерверк идей, спящий вулкан, до поры до времени хранящий огонь внутри себя. Зная Ольгу Александровну довольно давно, я подчас воспринимаю ее кипучую натуру сквозь призму одной из миниатюр Аркадия Исааковича Райкина: «Привяжи к ней динамо (генератор постоянного тока), и она сможет отапливать всю страну!» Больше чем уверена, со временем сей пламень зажжет, активизируя на самые дерзкие мысли и свершения, этих пока сдержанных и тихих школяров, аккуратно водящих карандашом по поверхности белого листа… Взгляд у Самосюк острый, и кое-кого из новобранцев она уже успела оценить, а вот перспективы других ей пока неясны. Поговорив с кем-то из новичков о качестве и свойствах простых карандашей, Самосюк отошла к просторному окну, шепнув мне: «Видите, вон тот мальчик. Он как раз «с улицы» пришел. На экзамене попросил разрешения выйти и застыл в коридоре возле одной из работ, которая у нас считается лучшей в выпускном классе. Остальные проходили мимо, словно стена пустая, а этот уцепился взглядом, долго изучал, внимательно прочел на табличке имя автора… Наш человек!»
Окончательные выводы по поводу новых учеников своего класса мастер Самосюк будет делать во вторник, когда перваши принесут законченные композиции, поскольку начатое они забрали домой на доработку. «Буду их во вторник учить делать заливку, некоторые этого пока не умеют», - в следующее мгновение Ольга Александровна сорвалась с места и, словно по волшебству очутившись уже в другом конце аудитории, внимательно выслушивает отнюдь не наивный вопрос того самого мальчугана. Значит, есть контакт! И мощный источник электрического тока по имени Ольга Самосюк перекинул вольтову дугу своего огня к другому угольку, соединенному с иным источником. Пусть пока не таким сильным, но уже умеющим удержать эту дугообразную массу пламени… И я, понимая, что на моих глазах рождается чудо доверия ученика к Мастеру, делаю шаг назад и бесшумно, дабы не спугнуть возникающее взаимопонимание, притворяю дверь.

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.


Из окошек этой школы мир им видится другим!

Дата создание новости 4-09-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 4 320     Номер: 61(13440)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.