Обучить нельзя помочь. В России ежегодно в вузы поступает лишь один процент воспитанников детских домов…
В российских детдомах живет сорок две с половиной тысячи детей, 76 процентов из них — подростки. Государство даёт им образование, финансовое обеспечение во время учебы, даже выделяет квартиры. Но бюджетные деньги расходуются неэффективно: по статистике только 10 процентов выпускников детских домов социализируются. Дети не знают, как вести быт, как устраиваться на работу, оплачивать счета, создавать семью. Льготы на поступление в вузы используют меньше 1 процента выпускников.
У воспитанников детских домов большие пробелы в образовании — бывает, они плохо читают в 15 лет. И это не связано с «плохими генами», часто у детей просто не было возможности посещать школу и учить уроки, когда они проживали в кровной семье. В детском доме дети также сталкиваются с нестабильностью: персонал меняется, нет близких взрослых, детей переводят из группы в группу. У них повышен кортизол — гормон стресса. Вместе с ростом кортизола падает мотивация учиться. Организм ребенка занят выживанием.
В настоящее время в девяти случаях из десяти ребята выпускаются из детского дома после девятого класса, в 15, 16 или 17 лет они начинают «взрослую» жизнь, в то время как своих, «домашних» детей мы, так сказать, сопровождаем до окончания института, а то и дольше.
Если прийти в детский дом на день открытых дверей или на праздник, может сложиться впечатление, что там проживают обычные, беззаботные, гармоничные дети, но это далеко не так. До недавнего времени детские дома были закрытыми учреждениями. Это не значит, что в детских домах происходит что-то нехорошее в отношении развития и воспитания подопечных. Чаще всего сотрудники детских домов - это неравнодушные и преданные своему делу люди. Сейчас детские дома становятся все более открытыми, сотрудничают с благотворительными организациями, привлекают волонтеров, спонсоров, развивают институт наставничества для малышей и подростков. Но ребенок, попавший в детский дом - это не обычный ребенок. Это человек, за плечами которого огромная травма - потеря близкого человека, потеря родителей. И неважно, что чаще всего мать и отец этого ребенка и живы, и, возможно, находятся неподалеку, но они перестали принимать участие в его воспитании, не справились с родительскими обязанностями, и ребенку крайне трудно пережить эту потерю. У большинства из ребят есть и другие родственники, бабушки, дяди, тети - и все они в какой-то момент сказали: извини, но ты нам не нужен (причины могут быть разными), и ребенку, по сути, приходится пережить предательство абсолютно всех близких ему людей.
Согласно исследованиям научного сотрудника Санкт-Петербургского государственного университета Д.И.Чернего, условия социального окружения сиротского учреждения можно рассматривать как постоянно действующий на организм малыша либо подростка хронический стресс, что приводит к повышенной выработке кортизола у ребенка. В учреждении ребенок сталкивается с нестабильностью и непредсказуемостью ближайшего социального окружения в виде частой смены персонала, отсутствия близкого взрослого, сама система не дает подрастающему человеку почувствовать себя в безопасности. Несмотря на удовлетворение физиологических нужд ребенка и оказание медицинского ухода, в сиротском учреждении недостаточно внимания уделяется эмоциональным потребностям, выстраиванию доверительных отношений с ребенком. А при повышенном уровне кортизола резко падает способность к обучению.
Достаточно вспомнить себя, насколько трудно нам во время стресса бывает запомнить или сделать что-то, требующее внимания... Естественно, в таких условиях дела в школе идут неважно. Ребятишки редко приходят в детские дома отличниками, в детдоме, как правило, учатся они еще хуже, особенно в восьмом, девятом классах, что неизбежно приводит к проблемам при сдаче ОГЭ и к плохим оценкам в аттестате.
Честное слово, в нынешнем году из-за пандемии короновируса выпускники девятиклассники просто смогли выдохнуть! Ведь им не пришлось сдавать ОГЭ…
Летом я сопровождала двух девушек на выходе из детского дома, помогала им сдать документы в приемную комиссию в колледжи, помогала обустроиться в общежитии и, общаясь с ними тесно, очень близко наблюдала, что такие подростки ощущают во время данного процесса. Прошло уже какое-то время с начала учебного года, и теперь можно сделать некоторые выводы…
Сейчас для того, чтобы получить среднее профессиональное образование, не нужно сдавать вступительные экзамены. Вместе с системой поступления по баллам ЕГЭ в вузы, была пересмотрена и система поступления в ссузы. Причем если в вузах для детей-сирот льготы еще остались, то в ссузы ребята поступают только на общих основаниях, исключительно с учетом среднего балла аттестата. Таким образом, имея аттестат с низким баллом (перечень возможных для поступления детей-сирот ссузов еще и ограничен тем обстоятельством, что далеко не в каждом из них есть общежитие), выпускник из детского дома практически не имеет никакого выбора. Ему приходится поступать на специальности, которые мало котируются; туда, где нет никакого конкурса, и дальше обучаться с детьми, которые так же, как и он, имеют низкие баллы в школе. Таким образом, мы в какой-то степени искусственно помещаем ребенка в неблагоприятную среду, откуда его изъяли на время проживания в детском доме.
Кроме того, я столкнулась со следующей проблемой: если домашний ребенок, плохо проучившись в школе, имеет возможность поступить на платное отделение хорошего колледжа, скажем, «взяться за ум» и, изменив свое отношение к учебе, образно выражаясь, зарабатывать баллы; то воспитанник детского дома лишен этой возможности. Я обнаружила данную проблему, когда для одной из своих подопечных нашла средства на обучение на коммерческой основе, но в таком случае девушка бы лишилась всех своих льгот как сирота – стипендии, возможности проживать бесплатно в общежитии, гособеспечения. Директор детского дома, как представитель ребенка, конечно, не мог согласиться с ущемлением его прав. К слову, мы смогли решить эту проблему с помощью сотрудников детских домов, и сейчас обе мои подопечные занимаются в лучших колледжах Уфы, занятия не пропускают, стараются, несмотря на трудности обучения в школе в прошлом году.
Я вижу решение этих проблем в развитии проекта «Наставничество», когда у каждого ребенка - выпускника детского дома есть взрослый друг, способный поддержать его в этот непростой период. Данный проект реализует фонд «Наши дети», и сейчас по всей республике создано уже более 100 пар наставников с детьми-подростками. Любой желающий старше 20 лет может присоединиться к этой программе, вся информация есть на сайте фонда www.nashideti.org. Также решить проблему поможет институт «фостерных» семей, иными словами - профессиональных приемных семей, готовых взять ребенка в семью в 13,14,15 лет, помочь ему более успешно закончить школу, а также устроить в хороший колледж, помочь обосноваться в общежитии и вступить во взрослую жизнь с поддержкой; такой, какая есть у обычных «домашних» детей.
Весной 2021 года мы запланировали в рамках президентского гранта совместно с Министерством семьи, труда и социальной защиты и с Благотворительным образовательным фондом «Мархамат» обучить и подготовить 10 семей, готовых стать проводниками подростков во взрослый мир.
Айгуль ГАРЕЕВА,
депутат Государственного Собрания – Курултая РБ, заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению, развитию института гражданского общества и СМИ, член Совета Благотворительного образовательного фонда «Мархамат».
НА СНИМКАХ: участники проекта “Наставничество” со своими подопечными.
Фотографии предоставлены фондом “Наши дети”.
16-10-2020 (0) Просмотров: 1 104 Номер: 72(13451) Версия для печати