Время не сотрёт их имена...
Безусловно, главным событием уходящего года стало 75-летие Великой Победы. К этой исторической дате была приурочена книга известного предпринимателя республики, генерального директора ООО «УК «Меркурий-Инвест», лауреата звания «Меценат года» Айрата Сулейманова «История Бузовьязовского района. Люди и судьбы». Она посвящена участию его земляков-бузовьязовцев в Великой Отечественной войне, их трудовому подвигу в тылу, восстановлению родного края в послевоенные годы. Кроме того, в ней представлены материалы и об истории селений края. Сегодня мы публикуем отрывки из этой книги.
Дивизия к бою готова
Война вошла практически в каждый дом Бузовьязовского района. Отцы, мужья, братья уходили на фронт. Вместе с другими воинами из Башкирии они приняли участие уже в первых сражениях.
Даже один день на передовой, где тебя может убить вражеская пуля, осколок снаряда, мины или авиационной бомбы, уже подвиг.
В оборонительных боях лета 1941 года участвовала 170-я стрелковая дивизия. Она начала формироваться 2 сентября 1939 года в Башкортостане на основе 308-го стрелкового полка 98-й стрелковой дивизии, дислоцировавшегося тогда в Стерлитамаке. Командиром дивизии был назначен генерал-майор Тихон Константинович Силкин. Из запаса были призваны бойцы, служившие в РККА в 30-е годы. В Белебее были сформированы 422-й стрелковый и 512-й гаубичный артиллерийский полк. Еще один стрелковый полк — 717-й — сформировали в Давлеканово. Многие жители Бузовьязовского района, а также соседних Альшеевского, Давлекановского (в 170-ю дивизию было призвано более 600 уроженцев этого района), были призваны из запаса для пополнения этого полка. Кроме того, в состав дивизии вошли 391-й стрелковый полк (располагался в Стерлитамаке), 294-й легкий и 512-й гаубичный артиллерийские полки, истребительный противотанковый артиллерийский дивизион и ряд других соединений (саперы, зенитчики, мотострелки, рота химзащиты).
13 июня 1941 года 170-ю стрелковую дивизию начали перебрасывать в Западный особый военный округ в район поселка Идрица в южной части Псковской области, недалеко от Белоруссии. Переброска основных частей дивизии на запад в район дислокации проходила в условиях начавшейся войны. Дивизия входила в состав 62-го стрелкового корпуса 22-й армии (командующий генерал-лейтенант Ф. Ершаков). В составе армии числилась и 186-я стрелковая дивизия, также сформированная в Башкортостане. 170-й стрелковой дивизии была поставлена задача обороняться в Себежском укрепленном районе. Позднее дивизия отличилась в боях за Великие Луки, Невель.
…Каким увидел Себежский укрепрайон Н.Бирюков, командир 186-й стрелковой дивизии в июне 1941-го? В своих воспоминаниях он пишет: «Себежский укрепленный район в 1940 году в связи с переносом границы был демонтирован, некоторые пушечные огневые точки были перестроены под пулеметные. Никакого инвентаря в дотах не оказалось; даже посуду для хранения запасов воды пришлось собирать у местного населения, которое очень охотно нам помогало. Занимали мы укрепрайон и оборудовали его для обороны под непрерывными бомбежками, но все же через двое суток смогли доложить, что укрепрайон «оседлан», дивизия к бою готова. И это сделали приписники, половина которых до конца мая винтовки в руках не держала! Правда, кадровый состав, командиры и сержанты, были опытнейшими людьми. Однако воевать здесь нам не довелось. Командир корпуса приказал сдать оборону 170-й стрелковой дивизии, а нам - выдвинуться на рубеж Улла — Бешенковичи, на только что возникшее Невельское направление. От Себежа это было примерно в 160 километрах. К 3 июля 170-я стрелковая дивизия закончила прием укрепленного района».
170-я стрелковая дивизия расположилась на правом фланге 22-й армии, на стыке с 27-й армией Северо-Западного фронта. Опасность представлял противник, который еще 26 июня форсировал Западную Двину и захватил город Двинск (Даугавпилс). Дальнейшие события показали, что 22-я армия оказалась на стыке двух основных группировок противника – групп армий «Центр» и «Север». Такое положение давало ей возможность действовать в двух оперативных направлениях, создавая непосредственную угрозу флангам и тылам 3-й и 4-й танковых групп противника. Выгода положения войск 22-й армии была справедливо оценена немецким Генштабом.
…Витебское направление было стратегически важным, так как прикрывало дорогу на Смоленск и далее на Москву. Непосредственно для действий на этом направлении противник выделил 39-й моторизованный корпус из состава 3-й танковой группы. На его левый фланг непосредственно против войск 22-й армии был выдвинут 57-й моторизованный корпус.
Уроженцы Бузовьязовского района воевали на многих фронтах. У кого-то из призванных в РККА были вполне мирные должности, и они оттачивали свое довоенное мастерство хлебопеков, шоферов, трактористов уже на военной службе. Армия ведь не может существовать без ближайшего войскового тыла. Мирные плотники в армии превратились в саперов с топориками в петлицах, слесари стали авиационными мотористами и техниками. Основную же тяжесть войны на своих плечах вынесли советские пехотинцы. Бузовьязовцы служили также танкистами и мотострелками, артиллеристами и минометчиками, связистами и техниками самолетов.
Он погиб, защищая столицу…
Развернувшиеся зимой 1941–1942 годов наступательные операции советских войск под Москвой и на других участках советско-германского фронта имели огромное, поистине историческое значение. Разгромив и отбросив противника на 150—400 км, они развеяли миф о непобедимости немецко-фашистской армии.
Многие бузовьязовцы участвовали в сражениях под Москвой осенью и зимой 1941 года. Кто-то пал смертью храбрых, кто-то пропал без вести, а кто-то продолжал сражаться дальше.
Среди погибших в боях за Москву — зенитчик Мударис Магафурович Абдеев (1914 года рождения; погиб 13 декабря 1941 года в Клинском районе Московской области) и Дардиман Мустаев (1917 г.р.), погибший в районе города Верея. Воевал под Москвой в составе 12-го гвардейского стрелкового полка командиром отделения связи артиллерийской батареи уроженец деревни Ляхово Степан Александрович Сурнин (1914 г.р.). Войну он закончил в звании старшего сержанта. Был награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Здесь же бился с врагом и наш прославленный земляк, генерал Минигали Шаймуратов, воевавший в кавалерии Доватора.
Ожесточенные бои с фашистами шли в районе Ржева и Вязьмы. Здесь находился хорошо укрепленный немцами так называемый Ржевско-Вяземский выступ — удобный плацдарм для нового наступления на Москву. Он уходил на 160 километров в глубину и тянулся до 200 километров по фронту (у основания). Первая наступательная операция наших войск на этом участке проходила с 8 января по 20 апреля 1942 года. В ходе операции были освобождены Можайск, Гжатск, Юхнов и ряд других городов. Главной цели наступления — уничтожения немецкой группы армий «Центр» — достигнуть не удалось, хотя и были разгромлены 16 фашистских дивизий и одна бригада. Тяжелые бои шли с мая по июль 1942 года.
В ходе боев за Ржев погибли многие уроженцы Бузовьязов. Среди них: Ягафар Сулейманов (погиб 3 сентября 1942 года в Ржевском районе), Шариф Хасанович Сафаров (погиб 1 июля 1942 года в Ржевском районе), Гарифулла Абдуллович Мустаев (погиб 10 сентября 1942 года в том же районе), Гильметдин Гилязович Ишмаков (погиб 10 июля 1942 года в том же районе), Гималетдин Фаттахович Ишмаков (погиб 1 июля 1942 года там же), Хадый Мухлисович Газизов (погиб осенью 1942 года) и многие другие.
В дни битвы под Москвой по всей стране начали формироваться новые соединения. Более 100 кармаскалинцев были призваны под знамена 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Командиром дивизии назначили нашего земляка из соседней деревни Биштяки Минигали Мингазовича Шаймуратова. После его гибели 23 февраля 1943 года дивизией командовал полковник, с октября 1943 года генерал-майор Г.Белов.
Знаменитый писатель-фронтовик Константин Симонов в дни жестоких сражений за Сталинград побывал в 214-й стрелковой дивизии, сформированной в Уфе, побывал он и в Башкирской кавалерийской дивизии. «Правнуки Салавата Юлаева, сражавшиеся вместе с Пугачевым за свободу русской земли, - писал Константин Симонов в своем очерке «В Башкирской дивизии», — снова встают рядом с правнуками Пугачева за свободу и честь своей Родины — ибо есть один родной дом под Уфой… и есть одна-единственная и равная для всех советских людей великая Родина — Россия». Также он дал высокую оценку самому командиру.
Среди воинов этой дивизии были и наши земляки — Гайнулла, Миннулла и Гандалиф Ишмаковы, Биккул, Салимьян и Ямсафир Абдеевы, Гандалиф Мустаев, Гариф Жданов и Салимьян Бикметов. В боях с фашистскими агрессорами погибли Гариф Жданов и Салимьян Бикметов.
Салимьян Билалович Абдеев (1916 г.р.) служил в дивизионной разведке, был награжден медалью «За отвагу». Миннулла Хабибуллович Ишмаков (1906 г.р.) был призван в 112-ю кавалерийскую дивизию в мае 1942 года. В наградном листе на медаль «За боевые заслуги» говорится так: «…В боях за социалистическую Родину имеет два ранения: первое ранение легкое — в левую руку осколком снаряда получил 26 ноября 1942 года при наступлении на ст.Амблиевка Ростовской области, участвуя в бою в качестве стрелка в составе 112-й кавалерийской дивизии; втрое ранение тяжелое – в левую стопу и правую голень осколком мины получил 21 июля 1943 года».
Гандалиф Абельнагимович Мустаев (1907 г.р.) был призван в ряды РККА 14 декабря 1941 года. Служил ветеринарным инструктором в звании старшины. Был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией». В 62-м кавалерийском полку 112-й Башкирской кавалерийской дивизии до мая 1943 года служил уроженец деревни Старо-Мусино Нуриахмет Давлетбаевич Сагитов (1907 г.р.). Был он сержантом, командиром отделения. Тяжело ранен в 1943 году.
Всего из деревень Бузовьязы, Бузовьяз-баш и Булякай призвали на фронты Великой Отечественной войны до 600 человек, из них более 350 пали на полях сражений.
Продолжение следует.
НА СНИМКАХ: они защищали Родину.
11-12-2020 (0) Просмотров: 830 Номер: 86(13465) Версия для печати