$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Добрые уроки Явдата Хусаинова


Добрые уроки Явдата Хусаинова

Завтра исполняется 90 лет со дня рождения основателя и первого редактора «Вечерней Уфы».

Вспоминаю 1992 год и тот день рождения Явдата Бахтияровича, когда после прошлогоднего 60-летнего юбилея его поздравляли и с очередным – по телефону, лично с букетами цветов, а сотрудники дружным хором приветствовали Хусаинова на утренней планерке...

И вдруг этот горький слом праздника: скончался вечеркинец Иван Григорьевич Тихонов, глубоко уважаемый в городе человек. Он тяжело болел, все знали, что он обречен, и Иван Григорьевич знал, мужественно преодолевая муки физические и моральные, и все равно его уход стал неожиданностью и ударом для коллектива, а для редактора в особенности. Потому что он принимал Ивана Тихонова на работу чуть ли не в первый день стартового периода «Вечерней Уфы», доверял ему по тем временам самый ответственный участок – заведование отделом партийной жизни – и никогда в своем доверии не обманулся, справедливо уповая на его добросовестность и ответственность за любое порученное дело.
Так случилось, что я зашла к редактору в кабинет в тот момент, когда он опять кому-то отвечал на телефонный звонок: «Спасибо, спасибо… Нет, нам ныне не до торжеств. Ваня Тихонов умер. Сейчас едем туда…» Положил трубку, собрал свои букеты: «Это ему…»
За те более чем три десятка лет, что мы с редактором трудились в «Вечерке», его человечность, уважительное отношение к людям проявлялись не отдельными, всем заметными «руководящими» эпизодами, а каждодневной разноплановой деятельностью, включающей и работу души.
В 1969 году Хусаинов основал новое для Уфы издание – городскую ежедневную газету большого формата, собрав под свои знамена лучшие журналистские перья и продолжая этот звездный отбор на протяжении своего долгого пребывания на посту редактора. Он старался понять характер и устремления каждого сотрудника, ему было дано искусство разбираться в людях и использовать их особенности в творческой работе редакции. Он горячо поддерживал любые ценные начинания журналистов. Его самого захлестывали фантастические идеи, которые поначалу казались невыполнимыми, но в итоге воплощались в жизнь и приносили газете невероятную популярность, овеществленную в дальнейшем стотысячными тиражами. На пике славы первооткрывателей космоса отправил к матери Юрия Гагарина умеющую сопереживать Лилию Перцеву, ее же посылал на спорные судебные процессы, разглядев в ней «следовательскую» жилку. Если нужно было разоблачить фальшь, несправедливость, то злее и остроумнее Юрия Коваля никто бы с этим не справился. «Соорудить фельетончик на бюрократа» - тут не обходилось без Валеры Коршика. Если пригласить читателя посмеяться – тогда публикуются юморески Реана Бикчентаева. Последние тенденции в моде ближе всего красавице Лии Соколовой, история названий улиц – Юрию Узикову, победные прогнозы спортивных соревнований – Юрию Дерфелю.
Каждая категория жителей Уфы учитывалась в тематическом многообразии «Вечерки», будь то уголок домашних хозяек или ответы городских служб на жалобы в «Почтовой сумке» Анны Татарченковой, секреты театрального закулисья в «Аншлаге» Илюзи Капкаевой, опусы начинающих литераторов в подборках Александра Касымова, достижения ученых в публикациях Рашиды Красновой, глубокие расследования житейских ситуаций Надежды Игнатенко или медицинские советы профессиональных авторов Венеры Карамышевой. Во имя дела редактор терпел некоторые дисциплинарные «фокусы», даже спасал иных нарушителей общепринятой морали от гнева сильных мира сего. Что уж говорить о его воистину героическом умении заслонять собой сотрудников, «провинившихся» перебором в критике либо «невыдержанным идеологически» высказыванием: далеко не всегда он упоминал о вызове в высокий кабинет на «партийный ковер», стоивший ему здоровья и нервов. Частенько удавалось предугадать и погасить «пожар» дипломатическими методами: Явдат Хусаинов старался быть «своим» в начальственных сферах, опираясь на прошлые связи по комсомолу и собкоровской службе в «Комсомольской правде» и ТАСС.
Провозглашенный им девиз, что каждая городская новость самой первой должна появиться у нас, блистательно осуществляли короли информации Владимир Фридман, Фарит Шарипов, Радик Абдуллин. Все ударные стройки, пуски заводских установок, вводимые в эксплуатацию новые школы, детсады, целые микрорайоны присутствовали на газетных полосах. Больше всего редактор ценил «вкусную» новость, не скандальную, как это стало модным теперь, а симпатичную и оригинальную – например, появление среди улицы слона из цирка или свадебный марш в честь 70-летних молодоженов.
«Вечерняя Уфа» во все годы «правления» Хусаинова была самой «литературной» газетой и по стилю публикаций, и по привлечению к сотрудничеству писательских кадров. Стихи, рассказы, детективы, отрывки из повестей – имена Мустая Карима, Мусы Гали, Назара Наджми, Анвера Бикчентаева, Александра Филиппова, братьев Вайнеров, Анатолия Ромова, Эдуарда Хруцкого, Роберта Паля привлекали читателей, воспитывая художественный вкус, интерес к чтению. «Вечерка» славилась корректорской службой, которая бдительно следила за грамотностью и правильностью слога. Строгий «кастинг» редактора прошли знатоки русского языка Наталья Лалетина, Лидия Полякова, Тамара Паращенко, Антонина Богомазова…
Хусаинов придавал большое значение внешнему виду газеты. Всегда внимательно относился к той фотографии, что открывала свежий номер. Наши фотокорреспонденты Вячеслав Стрижевский, Владимир Осотов, Рустем Кудояров так вдумчиво выстраивали кадры, так следили за качеством снимков, что выросли в настоящих фотохудожников. Программные построения облика газетных полос – заслуга Тамары Рыбченко-Нефедовой, Алексея Скорцова, Ирека Сабитова.
Повышение квалификации сотрудников, уровень их образованности всегда заботили редактора. Его советы о продолжении учебы восприняли и затем перешли в другие отрасли на руководящие должности с десяток сотрудников – к примеру, Амир Валитов стал заведовать отделом пропаганды в горкоме партии. Хусаинов тяжело расставался с выращенными в газетной неуспокоенности полезными кадрами, но никогда не копил ни на кого обид и, если человек захотел вернуться, принимал без укоров. А растил он редакционный потенциал очень тщательно, давая дорогу молодым. Достаточно назвать Вячеслава Голова, Татьяну Барабаш, Сергея Осадчего, которые переступили порог редакции зелеными студентами, а сейчас являются читаемыми и почитаемыми старожилами «Вечерней Уфы». Редактор и школу репортера задумал, как начальный этап для людей со способностями – оттуда вышли журналист Ирина Куприенко, писатель Виктор Улин.
Помогать людям – вообще повседневное состояние Явдата Бахтияровича. К нему даже не надо было обращаться с просьбами, он сам интересовался бытовыми условиями сотрудников, их здоровьем, учебой детей. Добиться кому-то ордера на квартиру, путевки в детский садик, направления в больницу к лучшему доктору – он считал себя обязанным думать о комфортном микроклимате в редакции, а для этого у каждого должно быть бодрое настроение и желание творчески работать.
У Явдата Хусаинова было немало важных качеств, без которых нет хорошего руководителя: чувство долга, ответственности за дело и за творческую атмосферу в коллективе, инициативность, умение увлечь и повести за собой. Но, по-моему, основа его более чем успешного редакторского долголетия – та гуманность, доброта, та человечность, которая, с одной стороны, делала его доступным, понятным, по-товарищески простым, зачастую сомневающимся, даже порой трогательно-наивным, а с другой – поднимала тем самым на недосягаемую вершину, когда этот вроде бы совершенно обыкновенный человек принимал кардинальные решения и вел свой корабль сквозь бури и изменяющиеся требования времени по-капитански уверенно, уходя с мостика последним…
Алла ДОКУЧАЕВА.

***


Надо сказать, что на работу в редакцию «Вечерки» меня приняли без ведома главного редактора. Он был в отпуске, куда-то уехал, и его заместители, на свой страх и риск, пригласили меня в штат.

И дело не в том, что Явдат Бахтиярович Хусаинов был против моей кандидатуры: к тому времени я уже несколько лет активно писала в главную городскую газету, материалы эти отмечали на планерках. Просто у шефа была такая особенность: он очень долго принимал кадровые решения, все взвешивал, обдумывал. Надо сказать, что ранее он пару раз приглашал меня к себе в кабинет, расспрашивал, беседовал.
Коллеги приняли такое смелое решение в связи с освободившимся местом в одном из важных отделов: мне поручили вести нелегкую тему - городское хозяйство.
Явдата Бахтияровича не так просто было застать на месте: он много ездил, встречался с руководителями предприятий, его приглашали на встречи с коллективами. Но газетные полосы его находили везде: шеф внимательно читал будущий номер, даже если находился на больничном, в стационаре. Времена были непростые, в советские годы все полосы перед выходом газеты буквально с лупой изучали цензоры, однако Явдат Бахтиярович был тонким политиком и точно знал, когда можно идти на риск и выпустить критический материал, а когда лучше смягчить эмоции журналиста. Мне кажется, что он никогда в политическом смысле не ошибался. Но самое главное – Явдат Бахтиярович всегда стоял горой за журналистов, которые порой своими публикациями кого-то раздражали, в том числе и высокое начальство. Но даже если кто-то из нас действительно «накосячил», редактор никогда не давал сотрудника в обиду. Потом, наедине, он мог, конечно, серьезно попенять человеку, но об этом окружающие лишь догадывались.
У каждого из нас - свой Хусаинов. Для меня это был очень мудрый, дипломатичный, внешне мягкий, но строго ведущий свою линию руководитель. Он уважал людей за их профессиональные и человеческие качества и сумел создать коллектив, который стал семьей. Журналисты проходили здесь хорошую школу, и новичкам было у кого поучиться. «Вечерку» всегда называли газетой «в галстуке». И даже в самые трудные времена, когда было столько соблазнов уйти в «желтизну» ради рейтингов и высокого тиража, коллектив не поддался на эти искушения.
Явдат Бахтиярович прекрасно знал и оценивал потенциал каждого журналиста и направлял сотрудников в то русло, где они лучше всего могли бы себя проявить. И хотя вечеркинцы всегда отличались универсальностью, у каждого, несомненно, был свой «конек». «Старая гвардия» являлась надежным и крепким тылом, а молодых шеф незаметно для них самих испытывал и порой доверял очень ответственные задания.
Никогда не забуду, как редактор одобрил мою поездку в Псково-Печерский монастырь, а ведь я работала в редакции совсем недолго, и для «Вечерки» это было ново и смело – столь далекая командировка. Но Явдат Бахтиярович, наверное, предвидел, что из монастыря я привезу путевой очерк, на который обязательно обратят внимание. Так и получилось: очерк публиковали всю неделю, из номера в номер, и он вызвал заметную реакцию читателей, поскольку тема была новой для нашей газеты и неожиданной. То были мои первые шаги в этом жанре, и так, с благословения Хусаинова, спустя годы очерки, привезенные из путешествий, экспедиций, вылились в книгу. А та чудесная поездка оказалась поистине судьбоносной, и только недавно я наконец это осознала. Как забыть человека, который сыграл столь важную роль в моей судьбе? И в судьбе каждого журналиста вечеркинской школы, в чем я не сомневаюсь.
Татьяна БАРАБАШ.

***


- У тебя наверняка будет что-то в подборку о Явдате Бахтияровиче, – сказал мне дежурящий по номеру заместитель редактора.
- Конечно! - ответила я.
Взяв чистый лист бумаги и начав с шаблонной фразы «Наш редактор…», я вдруг осознала, что вместо имени и отчества юбиляра написала «Яша». Именно так мы звали его между собой.


Он был для нас не просто шефом, а членом нашей дружной семьи, другом, товарищем, который тебя всегда поймет, поможет в трудную минуту, порадуется твоим успехам, а когда надо и защитит. Мы были одной командой. Кстати, Хусаинов как-то по-своему, особенно подбирал ее. Чем он руководствовался, до сих пор остается загадкой, но в одном коллективе дружно жили, казалось бы, совершенно разные и по характеру, и по статусу люди. Среди нас были и жены больших начальников, и юный самородок из глубинки, и столичный мэтр журналистики, которого судьба забросила в наш город…
Попасть в штат «Вечерки» мечтали многие. Явдат Хусаинов никому сразу не отказывал и так называемыми испытательными сроками претендентов не обижал. Он просто выдерживал время, проверял желающих влиться в коллектив на прочность.
- Тебя Яша просит зайти, - как-то позвонил мне будущий мой коллега. – Иди, ни от чего не отказывайся. Раз зовет, значит, испытание ты выдержала...
Помню, в кабинет редактора «Вечерки» летела как на крыльях.
- Сходи-ка на УЗЭМиК, разузнай, что у них новенького, - сказал он мне тогда. Я честно прошлась по всем заводским цехам и написала большой репортаж под названием «Плоты и лодки плывут в рынок». Объемный материал казался мне вполне достойным того, чтобы быть опубликованным в «Вечерней Уфе». Однако Хусаинов моего восторга не разделил.
- Все смешалось в одной статье: лодки, плоты… Учись выделять главное. Впрочем, не слишком заметный на первый взгляд, но интересный факт ты все-таки нашла (я первой из журналистов написала о воздушных замках, которые собирали на заводе), значит, чутье у тебя есть. Пойдешь к нам заведующей отделом новостей, - вынес он свой вердикт. От такого решения я потеряла дар речи. Справлюсь ли?!
- Справишься – похвалим, не справишься – накажем, - успокоил теперь уже и мой шеф. И добавил: - Народу интересны свежие новости, а не сухие отчеты. Ищи.
И с тех пор я четверть века ищу что-то необычное и интересное. И каждый раз, сдавая материал в секретариат, ловлю себя на мысли: а что бы сказал Хусаинов, который научил меня смотреть пристально и видеть то, что не заметно глазу...
Галина ГРИГОРЕНКО.

***


Июльским днем 1984-го я, выпускник Казанского университета, прямо с железнодорожного вокзала отправился в редакцию «Вечерней Уфы» сообщить, что приехал и хочу отгулять положенный месяц перед началом своей трудовой деятельности.

«Ты, это самое, выходи завтра на работу, позже отгуляешь», - сказал Явдат Бахтиярович. И начались новые, хусаиновские, университеты…
Понятно, рассказать обо всех профессиональных уроках, которые давал вечеркинцам Явдат Бахтиярович, невозможно. Остановлюсь лишь на нескольких.
«Посмотрите, там, за окном, жизнь кипит», - любил говорить главный редактор, указывая рукой на улицу и призывая нас не сидеть в кабинетах, а ездить по городу в поисках интересных материалов. В самом деле, разве соберешь по телефону (тогда интернета и электронной почты еще не было) стоящую фактуру для репортажа. И ведь трижды прав был Хусаинов: за пару часов поездки по городу можно было увидеть что-то новое и написать об этом.
У Явдата Бахтияровича было железное правило: если у журналиста не лежала душа к теме, то главный редактор никогда не настаивал на подготовке этого материала. Для него было крайне важно, чтобы в итоге на газетной полосе появился не просто текст с фамилией автора, а полноценный материал, в который журналист вложил свою душу. И именно авторской журналистикой всегда славилась «Вечерка».
Еще один урок. Хусаинов настаивал: на страницах «Вечерней Уфы» должны публиковаться только проверенные факты – имя главной городской газеты дорогого стоит. На том и стоим.
Особая тема – культура письма, то есть грамотная подача материала. Если чей-то материал был «сыроват», не выстроен как надо, Явдат Бахтиярович говорил: «Такое письмо не годится». Следующую публикацию автор готовил более тщательно.
Поражало, насколько Хусаинов доверял молодежи, кропотливо собирал в «Вечерку» интересных начинающих журналистов. Пройдя уроки главного редактора, они уже вскоре становились полноправными членами нашей команды.

Сергей ОСАДЧИЙ.
Фото из архива “ВУ” и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


Добрые уроки Явдата Хусаинова

Добрые уроки Явдата Хусаинова

Дата создание новости 9-04-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 664     Номер: 24(13494)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.