И снова зазвучал шофар
В минувший вторник, 7 сентября, евреи Башкортостана встретили Новый 5782 год. Как и другие еврейские праздники, Рош-А-Шана начинают отмечать с вечера, с появлением первых звезд.
Праздник этот переходящий, его определяют по лунному календарю, потому каждый раз он выпадает на разные дни, но обычно это происходит в сентябре или октябре.
Отсчет идет от сотворения первого человека через 6 дней после сотворения мира. Следующие за ним 10 дней до Йом Кипура (Судного дня) называют Днями Трепета. В это время человек вспоминает о грехах, раскаивается, ожидая решения своей участи в будущем. Поэтому главный подарок - это искреннее и доброе пожелание ближнему, чтобы он непременно был записан в Книгу Жизни.
Как отмечали евреи этот праздник в советские времена? Рассказать об этом могли бы те, кто рос в религиозных семьях западных областей страны, а потом были эвакуированы в Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Эти люди как раз и сохраняли иудейские традиции, которые тесно были переплетены с народными. В ряде семей о еврейском Новом годе вспоминали представители старшего поколения, но только в узком кругу родственников, дабы не смущать подраставших атеистов.
В памяти этих, уже очень немолодых людей, сохранился покрытый нарядной скатертью стол, аромат меда, в который макали ломтики яблок, чтобы наступающий год был сладким. Был на столе и гранат, когда его можно было достать в годы дефицита. Зернышки этого красного, сочного плода символизируют евреев, число которых должно было расти после страшных потерь лихолетий разных времен. Не обходилось без традиционной фаршированной рыбы - щуки или карпа. Дети по обыкновению спрашивали: «Почему она с головой?», а старшие отвечали: «Чтобы «быть головой, а не хвостом». В некоторых семьях, потерявших в годы войны на фронтах, в гетто или концлагерях близких, праздники не отмечались.
Информацию о значимых датах и постах евреи узнавали из небольших брошюр-календарей, издававшихся в московской хоральной синагоге: она находилась на улице Архипова. С детства помню эти сиреневые календарики с фотографией храмового здания. В еврейских общинах о приходе Нового года извещали то короткие, то протяжные, трубные звуки рога - шофара.
В нашей республике возможность приобщиться к истории и традициям народа появилась благодаря созданию клуба любителей еврейской культуры «Штерн» («Кохав») в 1988 году. Прекрасно помню, как 1 октября 1997 года в Башкирской государственной филармонии впервые за много лет со сцены прозвучал шофар. Игравший на кларнете в молодые годы один из членов общины в маленькой круглой шапочке – кипе, набросив молитвенное покрывало - талит, громко протрубил в шофар. Об этом уникальном для уфимцев событии писала газета «Вечерняя Уфа».
С приездом в Уфу в 2000 году раввина Дана Кричевского и открытием Еврейского национально-культурного центра-синагоги шофар теперь звучит ежегодно в его профессиональном исполнении. А в нынешнем году сюжет о праздновании еврейского Нового года был снят на фоне памятника Салавату Юлаеву с помощью дрона.
Ежегодно община выпускает календарь, посвященный истории, традициям, блюдам еврейской кухни, синагогам мира. Календарь 5782 года знакомит с творчеством знаменитого израильского художника и хасида Баруха Нахшона, работы которого представлены на каждой странице.
- Мы решили украсить наш календарь репродукциями замечательных картин Баруха Нахшона - известного израильского художника, которому Ребе, духовный лидер хасидов, помог вернуться к вере предков, - рассказал Дан Кричевский. - С детства он любил горные пейзажи. Учился у известного живописца Шломо Наринского. По окончании армейской службы заинтересовался еврейской культурой и традициями. После свадьбы вместе с женой оказался на аудиенции у Ребе, и эта памятная встреча перевернула всю его жизнь. Нахшон решил посвятить себя еврейской живописи. Он переехал в Хеврон, где открыл картинную галерею. В 1959 году Ребе лично посетил его выставку, после чего сказал: «У меня к вам просьба: ваши картины должны стать достоянием всего мира».
…Вскоре Нахшон получил первую престижную премию за вклад в еврейское искусство от Бар-Иланского университета. Он стал выставляться в Австралии, Аргентине, Гонконге, США. Нахшон творит в стиле наивного реализма. Художник переводит на язык живописи сюжеты из Танаха (Священное Писание) и Талмуда (свод правовых и религиозных этических положений). Его картины, изобилующие еврейской символикой, дышат любовью к Земле Израиля. «Приступая к работе, я всякий раз благодарю Бога за то, что Он дал мне талант и вдохновение», - говорит Нахшон.
Как и в прошлые годы, в календаре указаны даты праздников и постов и отражена жизнь еврейской общины Башкортостана, школы «Ор Авнер» и детского сада.
Александр ГОЛЫНКО.
На снимке: Дан Кричевский.
На снимке: Дан Кричевский.
10-09-2021 (0) Просмотров: 588 Номер: 63(13533) Версия для печати