$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Мы живы: кипит наша алая кровь»


«Мы живы: кипит наша алая кровь»

Строчка эта из одного стихотворения советского этнографа, поэта, общественного деятеля Владимира Тан-Богораза имеет продолжение: «Мы живы: кипит наша алая кровь огнем нерастраченных сил!». И она как нельзя лучше подходит к характеру нашей сегодняшней героини. Но начну я этот материал не с рассказа о любимой всеми нами Нине Александровне Жиленко, в будущем году отмечающей особый юбилей, а с темы, которая и сподвигла меня на встречу с постоянным и верным автором главной городской газеты.

Зайдем, пожалуй, издалека, вспомнив пословицу «Цыплят по осени считают»… Итак, уважаемый читатель, пришла осень, и службы редакции вплотную занялись анализом итогов подписной кампании, поскольку сия «военная операция» является фундаментом жизнедеятельности любого издания. Особенно она актуальна для сегодняшних газет, «бумажные кораблики» которых продолжают мужественно сопротивляться волнам новейшей истории, выдерживая «артиллерийские» атаки огромного количества тех, кто, едва научившись соединять буквы в слова, сразу мнит себя известными блогерами, не говорю уж о тик-токерах, потеснивших на сегодня звезд «Инстаграма» и вызывающих явную приязнь даже у представителей властных структур… Только вот последних мне бы хотелось спросить: думают ли они о том, каким образом сохранится в летописях уфимской жизни тот отрезок истории, который связан с именно их пребыванием у «руля»? Ведь ни «ТикТок», ни уже меркнущий по популярности «Инстаграм» не поможет ученым и краеведам последующих поколений восстановить этапы большого пути нашего миллионного города в эпоху 2000-х… А вот печатным СМИ, к которым иные из служб жизнеустроения теряют интерес, способны по крупицам собрать в своих, прямо скажем, немодных ныне подшивках событийный ряд жизни Уфы и уфимцев (равно как и Башкирии с ее населением) и сохранить все это для потомков. Уж сколько лет твердили миру о том, что телевидение вытеснит из нашей жизни театр, а ведь нет, не вышло… Театр жил, Театр жив, Театр будет жить! Так же, как, скажем, живет и по сию пору почитаемая англичанами газета «Таймс». В русле нашего дискуса: на днях главный редактор «Вечерней Уфы» поделился со мной рассказом своих друзей, приехавших из Японии. Ныне в Стране восходящего солнца газетный бум – японцы выстраиваются в длиннющие очереди за печатными изданиями. Что уж подействовало на сознание потомков самураев – ковидная катастрофа, усталость и раздражение от многочисленных гаджетов? Не знаю. Но то, что в них вновь проснулся интерес к мышлению журналистов, прямо по следам того или иного события дающих в свежий номер отклик на него; к качественному письму, к заголовочному комплексу, даже газетному шрифту и тактильным ощущениям от прикосновения к бумажной полосе – это факт.
Не подумайте, я не ною и не жалуюсь. Благодаря левому фронту наших сторонников, а именно – отряду читателей, симпатизирующих главной городской газете, на цифирь по подписке нам жаловаться грех, хотя тираж и хотелось бы увеличить. Но все в редакции понимают, что пандемия мощно ударила и по карману, и по платежеспособности, и по настроению людей. В первую волну ковида, когда передовой отряд наших сторонников, а это те, кто выписывает «Вечернюю Уфу», уже перешагнувшую порог пятидесятилетия, с ее самого первого номера, ушел в глухую оборону самоизоляции, мы старались поддержать их как могли – специально придумывали тематические полосы, выдавали на страницах «чтиво», способное поднять настроение людям, гуляющим только по балкону (при наличии, конечно, такового), даже публиковали подборки затейливых рецептов, дабы наши подписчики могли держать себя в позитивном тонусе, готовя «нечто обвальное» из того, что буквально завалялось в дальнем уголке кухонного шкафа… Мы, в поисках «вкусненького», несмотря на запреты, мотались по городу, подчас цепляя вирус, ради того, чтобы порадовать читателя чем-то притягательным – новостью, корреспонденцией, даже очерком… И, к великой нашей радости, получали отклик: люди звонили нам, благодарили, порой даже от имени целого подъезда, поскольку «Вечерку» передавали, что называется, по эстафете – из квартиры в квартиру, с первого до пятого этажа… Кто-то, чувствуя наше отношение, просто звонил, дабы поговорить с живой душой, рассказать про свою судьбу, посоветоваться, услышать в трубке голос заинтересованного в их бытовании человека… Честное слово, это было важнее почетных грамот и званий, коими, добавлю, нашего брата балуют не часто. Это был реванш за падение к нам интереса со стороны властных структур, это было то, что в миру называют светлым признанием народа. Спасибо вам, дорогие наши читатели, огромное за ту волну благодарности, которая, омыв нас теплом, мотивировала маленький боевой отряд «Вечерки» на творчество, поиск и сопротивление тому, что на сленге редакции называется словом «канда»! И спасибо вам за то, что в вечер нашего полувекового юбилея вы пришли поздравить нас в Русский академический театр, пришли задолго до начала торжества, едва не вынеся двери ГАРДТ и заполонив весь зал и балкон, чудом не рухнувший под тяжестью такого количества людей, живым монолитом встав в проходах партера, поскольку свободных кресел уже не осталось. Помню, что количество сторонников «Вечерней Уфы» изумило тогда пришедшего на юбилей «ВУ» главу Администрации города Ульфата Мустафина, ныне, к великому сожалению, уже покинувшего нас. Ульфат Мансурович, с трудом пробиравшийся через эти заслоны к своему месту, был просто потрясен и весьма впечатлен тем, сколь огромен отряд читателей «Вечерки»…
Так что еще раз спасибо вам всем за те минуты, доставившие коллективу главной городской газеты большую радость! Ведь вы – это наше отражение. Или наоборот: мы – это ваше отражение. Поскольку речь об обратной связи – не будет вас, не станет и нас…
…А вот сейчас, после столь пространного зачина, вернемся, наконец, к личности фантастически позитивного, светлого и на редкость гармоничного человека, каковым является известный в городе журналист, театральный обозреватель, огромный друг и давний автор «Вечерней Уфы» Нина Александровна Жиленко. Не скрою, обратились мы к ней и потому, что у Нинсанны (как многие называют ее в «Фейсбуке») огромное количество подписчиков в социальных сетях. Ее любят, чтят и с нетерпением ждут ее замечательных постов в «ФБ» невероятное количество поклонников пера и таланта журналиста Жиленко. В общем, звоня Нинсанне, мы учитывали и сей аспект ее популярности. Ну простите, не без этого! Сами понимаете, бесхитростных людей в газете вы вряд ли найдете…
На днях Нина Александровна вновь порадовала читателей «Вечерки» своей эрудицией, легкостью пера и своеобразием стиля. Правда, публикация ее вышла в связи с событиями, исполненными печали. Она написала о не так давно ушедшей из жизни супружеской паре, удивительном союзе двух известных в республике и России людей, с лебединой верностью покинувших сей мир буквально один за другим. Это Али Салихович Бикчурин – основатель и первый директор Башкирского хореографического колледжа, и Венера Хакимовна Галимова – его половинка, соратница по творчеству и один из первых педагогов БХК… Но, договариваясь об этом материале, а потом созваниваясь по поводу фотографий к нему, я заметила, что обычно радостно звучащий в трубке, всегда молодой голос Нинсанны на сей раз утратил свои мажорные нотки, дышала она тяжело и разговаривала со мной без характерных для всех ее бесед подробностей…

«Мы живы: кипит наша алая кровь»


Забеспокоившись, я решила напроситься в гости, уверив Нину Александровну в том, что не представляю опасности – вакцинирована, приду в маске и обязуюсь соблюдать социальную дистанцию. Мы почти договорились, и тут я оплошала, как-то очень поспешно сказав, что приду с фотокорреспондентом. В разговоре возникла пауза, после которой в трубке прозвучало категорическое «Нет!». Зная, что Нина Александровна любит нашу Лилю и не раз позировала ей, я, выждав время, вновь набрала ее номер и после уговоров все-таки добилась разрешения на визит. «Люсенька! (Читатель, Люся – это я, так меня зовут в редакции.) Два года я фактически нахожусь в плену изоляции, тяжело перенесла второй этап вакцинации, давно не была в парикмахерской, сама на себя в зеркало не могу смотреть. Сын изредка подравнивает меня… Вот и все, что связано с «куафюрой».
Тем не менее мне удалось мягко сломить сопротивление, заручившись согласием, и услышав в трубке обрадовавшее меня: «Приходите завтра к часу, чтобы я успела нафуфыриться и запеканку творожную приготовить», мы с Лилей радостно переглянулись и стали размышлять о том, что прихватить к чаю.
…И все же Нина Александровна была рада нашему визиту. Это мы поняли в тот момент, когда створки лифта, доставившего нас на шестой этаж, раздвинулись и мы увидели Нину Жиленко, стоявшую возле открытой двери на лестничной площадке при полном параде, даже с кокетливым платочком на шее… Обнялись, прижавшись маска к маске, тщательно вымыли руки и прошли в комнату, где то тут, то там лежали папки с аккуратными ленточками завязок, хранящие весь архив статей журналиста Жиленко, в том числе и ее материалы, опубликованные в самой первой газете, в которой работала Нина Александровна – «Ленинская правда», три раза в неделю выходившей в Гремячинском районе Воронежской области. Именно туда сразу после окончания филологического факультета Ленинградского государственного университета отправилась юная Нина Красноруцкая, уроженка Тамбова, с серебряной медалью выпустившаяся из средней школы. А начинала автор ныне известной всем книги «Гран-па Башкирского балета» Нина Жиленко с должности литсотрудника сельхозотдела, с заметок о свинофермах Гремячинского, досконально впоследствии эту тему изучив.
Я слушала Нину Александровну и понимала, что ее жизнь в Воронежской области стала замечательной журналистской школой. Нина была вторым человеком в газете, который имеет высшее образование, первым стал ответственный секретарь, некогда закончивший полиграфический институт… В общем, освоив все направления деятельности сельхозотдела, молодая литсотрудница получила назначение в отдел писем и работы с рабселькорами, сформировала огромный авторский актив, стараясь «окультуривать» местную читательскую аудиторию своими публикациями, связанными с творческими событиями и местными самородками; журналист Красноруцкая написала бомбическую для тех времен статью по поводу положения дел в местном Доме культуры, к жизни которого с равнодушием относилось руководство Гремячинского района… Нину вызвали в райком ВЛКСМ, и она, волновавшаяся и серьезно готовившаяся к бою, внезапно услышала предложение принять должность третьего секретаря, которое гордо отвергла. И дело не только в том, что ее по-настоящему увлекла работа в «Ленинской правде», любовь к газете и обязательства перед ее сотрудниками и своим авторским активом, в котором было много неплохих поэтов, но и в том, думаю, что к этому времени будущий супруг Нины Александровны, незабвенный Валентин Николаевич Жиленко, впоследствии тоже активный автор «Вечерней Уфы», завершал свою учебу в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта имени Образцова, и они должны были вместе отправиться по месту его распределения.
…Сегодня у меня иная задача, поэтому я не стану подробно перечислять этапы большого журналистского пути Нины Александровны Жиленко, вослед за любимым супругом приехавшей в Уфу 23 марта 1960 года, приберегу все детали для материала, посвященного юбилею моей героини. Коротко лишь скажу, что славная биография Нинсанны включает четверть века трудов и дней, отданных Уфимскому агрегатному производственному объединению, на котором в 1966 году она возглавила, ныне бы сказали – «холдинг», включающий в себя многотиражную газету «Авангард» и радиогазету «Вперед!». Это не считая огромной работы с редакторами стенных газет, выходивших в каждом цехе; тесное взаимодействие с Домом культуры «Авангард», заводскими вечерами «От всей души», которые Нина Александровна, сама писавшая сценарии, и вела, получив почетное прозвище «уфимская Валентина Леонтьева»… А затем были другие газеты – «Экономика и мы», «АиФ Башкортостан», «Республика Башкортостан», «Рампа», служба в Башкирском государственном театре оперы и балета – помощником режиссера по работе с прессой, несчетное количество ярких статей, посвященных театру, Рудольфу Нурееву, собственно любимому балету, а еще журнал и газета «Аксаковский дом», редактором коих стала Нина Жиленко…
Но все-таки сегодняшний наш разговор посвящен «Вечерней Уфе».
- Нина Александровна, Вы ведь выписываете «Вечерку»?
- С самого первого номера! Помню, по радио прозвучала новость о том, что скоро будет выходить городская газета. Как мы радовались тогда, как ждали ее первого номера! Сразу же с Валентином Николаевичем подписались, и вот дружу с главной городской газетой с 1969 года. Для нас, во-первых, название «Вечерняя Уфа» было символическим. «Вечерки» выходили только в крупных столичных городах – Москве, Ленинграде, Свердловске!.. Кстати, нынешний молодой читатель, наверное, не помнит тех времен, когда городскую газету приносили именно по вечерам… А для нас она стала в каком-то смысле символом утра, потому что каждый номер – это была радость, исключительный мажор, позитив. Домашние, конечно, читали ее вечером. А мы приходили в редакцию с утра и первым делом разворачивали номер «Вечерки», оставленный нам со вчерашнего дня, - в ней было все: новости, отчет о событиях, прошедших в городе, но главное – люди! И я просто мечтала хоть раз опубликоваться в «Вечерней Уфе». Но, увы… Нам этого делать было нельзя категорически. Ведь УАПО – закрытое предприятие, и вся его жизнь отражалась лишь в газете «Авангард». И я продолжала мечтать, уже зная по именам всех журналистов редакции, а с некоторыми смогла и познакомиться – с Юрием Ковалем, Сашей Касымовым, Лилией Перцевой, Аллой Докучаевой… И вдруг лазейка для меня нашлась – подсказал Коваль: в ДК «Авангард» прошел вечер одного из участников вокальной студии Юрия Алексеева. Коваль и подтолкнул меня: «Напиши!» И тогда в «Вечерке» вышла моя первая публикация «Двадцать пять романсов в паркетном зале». Как я гордилась, просто счастлива была! Так потихоньку-потихоньку и пошло, благодаря событиям в ДК. Помню, как Алла Докучаева в один прекрасный момент с изумлением спросила меня: «А где Вы раньше были?!» И я, вздохнув, ответила: «В «ящике»…»
И потом началось теснейшее сотрудничество, тем более что меня привлекали к приложениям «Вечерки», выходили такие газеты в газете: «Аншлаг», посвященная Русскому театру, и «Бельэтаж» - БГТОиБ.
И сейчас меня «Вечерняя Уфа» не обижает, заказывает материалы, и я, по мере сил, стараюсь газету не подвести.
...Нина Александровна действительно один из самых надежных наших авторов и постоянный читатель «ВУ». Сидя в период пандемии дома, она, повторюсь, невероятно активна в соцсетях, откликается на любое событие в культуре страны, республики, города. Для нее – это такая особая форма жизни. Вся ее судьба, ее сегодняшнее бытие – ярчайший пример того, как человек, отринув уныние и поправ обстоятельства, остается на переднем крае, продолжая в каком-то смысле вести за собой людей, утверждая: «Мы живы: кипит наша алая кровь!..» Дай ей Бог здоровья, бодрости и долгих-долгих лет! Мы счастливы, что у «Вечерней Уфы» есть такие читатели и такие авторы! Нина Александровна, спасибо Вам за любовь к «Вечерке» и верность ей!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 12-11-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 943     Номер: 79(13549)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.