Что может сравниться с машиной моей?
Башкирия уже несколько лет не была замечена в «отстающих» по автокредитованию и по количеству приобретаемых новых легковых автомобилей. Тем интереснее для нас результаты совместного исследования хорошо вам уже известного Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и Аналитического агентства «Автостат», которое также умеет представить имеющуюся в его распоряжении статистику самым наилучшим образом. На этот раз была обобщена информация по итогам 2021 года.
Основные результаты анализа сгруппированы в двух рейтингах. Первый передает динамику выдачи автокредитов в регионах Российской Федерации в 2021 году в сравнении с предыдущим годом. Здесь учитывалось приобретение в кредит как совершенно новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом. Во втором случае речь шла только о покупке новых легковых автомобилей, причем, как вы понимаете, не обязательно на заемные средства.
Как обычно, эти списки были построены для 30 регионов-лидеров и различались параметром рейтингования. Регионы были выстроены либо по объемам данного вида розничного кредитования, либо по объемам рынка вообще (во втором случае). Как вы, наверное, догадываетесь, второй рейтинг составил «Автостат».
И в том, и в другом случае Башкортостан входит в топ-10, и, видимо, так уж сложились звезды, республика везде занимает очень неплохое шестое место в обоих контекстах.
«Количество выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стало вторым за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования. Больше автокредитов было предоставлено банками только в 2013 году – 1108,8 тысячи единиц», — говорится в исследовании. В годовом выражении число таких ссуд увеличилось на 11,1 процента. И это производит сильное впечатление.
Причем эксперты, в данном случае НБКИ, отмечают, что ранее, во второй половине минувшего года, в автокредитовании намечался даже некоторый спад. Такой вывод был сделан потому, что число выданных автокредитов снижалось четыре месяца подряд — с сентября по декабрь 2021 года.
Не буду вас больше томить макроэкономическими выкладками — на первых пяти местах перед Башкортостаном расположились Москва (83,3 тысячи единиц автокредитов), Московская область (64,2 тысячи единиц), Санкт-Петербург (59,0 тысячи единиц), а также Краснодарский край (47,0 тысячи единиц). Прямо перед нами идут наши соседи — Республика Татарстан, которая обогнала нас всего лишь на 5,9 тысячи автокредитов (44,5 тысячи единиц). В Башкирии было выдано 38,6 тысячи кредитов этого вида, что и позволило нам войти в топ-10.
Логично предположить, что и в топ-10 регионов, где больше всего приобрели в 2021 году новых легковых автомобилей, мы увидим все те же знакомые территории. И это действительно так, причем даже места у тех, кто нас обогнал, распределены аналогичным образом — Москва (219 тысяч единиц теперь уже машин), Московская область (134,9 тысячи единиц), Санкт-Петербург (105,1 тысячи единиц), а также в Краснодарский край (68,5 тысячи единиц). Далее уже безо всякой интриги для нас следует Татарстан (60 тысяч единиц) и на шестом месте наша республика благодаря тому, что наши автолюбители приобрели 47,4 тысячи новеньких автомашин.
Если бы в автокредитах не учитывали машины с пробегом, то можно было бы цифры сравнить, в надежде понять, сколько новых автомобилей приобретено без привлечения заемных средств, но в данном случае такое сравнение не совсем корректно.
Что еще можно усмотреть в аналитических таблицах? То, что в перечисленных регионах наблюдался рост как динамики автокредитования, так и покупки новых автомобилей, за исключением Татарстана и Башкортостана, где оба процесса слегка приостановились. Кредитование совсем незначительно — соответственно на 0,7 процента и 3,5 процента, покупка новых машин — на 7 процентов и на 10 процентов, чего уже не заметить нельзя. Для сравнения, в Москве оба показателя выросли аж на 23,1 процента и 10 процентов. Можно только гадать, почему наметилась такая тенденция. С моей точки зрения, вполне возможно, к этому причастны инфляционные ожидания. Понятно, что налог надо будет заплатить, но вы сами знаете, как даже за эти два года подскочили в цене автомобили. Если посчитать, скорее всего, не самый плохой способ защиты средств от инфляции окажется. Но посмотрим, как комментируют свои результаты сами исследователи.
По мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, в целом, в прошлом году и спрос на автокредиты, и их выдача были на довольно высоком уровне. «При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение выдачи автокредитов при одновременном снижении доли одобрений по заявкам на них и росте среднего чека по автокредитам. Это было обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, окончанием еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков. Вместе с тем, бурно развивается кредитование на рынке подержанных автомобилей, что в целом можно считать положительным фактором как для сегмента автокредитования, так и для всей автомобильной отрасли. Дефицит рано или поздно закончится, а кредитование на покупку бывших в употреблении автомобилей останется и будет развиваться», — считает Волков. Ну и он, конечно же, не смог удержаться от того, чтобы не подчеркнуть очередной раз роль для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) Персонального кредитного рейтинга (ПКР), от уровня которого, по его мнению, напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия. Скажем честно, это вполне похоже на правду, поскольку кредитных рисков для банков с приходом COVID-19 никто не отменял.
В свою очередь исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов также подтвердил, что в 2021 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали рост по отношению к показателям 2020 года. «При этом авторынок вернулся к росту после двух лет падения. Более того, если бы не те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году (глобальный дефицит полупроводников и последовавший резкий рост цен), авторынок вырос бы не на 3 процента, а заметно сильнее. Тогда и кредитов на покупку автомобилей могло быть выдано больше, чем оказалось по факту. Что касается выданных автокредитов, то их количество увеличилось в основном за счет автомобилей с пробегом. В то же время дилеры были заинтересованы в том, чтобы продавать больше машин в кредит для увеличения своих доходов. Из-за этого выросло количество досрочных погашений», — заключил Удалов. Так что, как видите, мужчины обошлись без того, чтобы вспомнить всуе про инфляционные процессы и ожидания, у них и так объяснений для их результатов достаточно.
Кстати, по данным того же НБКИ, средний размер автокредита в России в декабре 2021 года достиг 1,28 миллиона рублей. По сравнению с ноябрем показатель вырос на 4 процента, а в годовом выражении он увеличился сразу на 28 процентов, поскольку в декабре 2020 года средний чек ссуды на покупку машины составлял 1 миллион рублей.
Как тут обстоят дела у нас в Башкирии? Мы чуть скромнее в абсолютном выражении — декабрьский показатель равен 1,038 миллиона рублей, а вот в относительном отстали ненамного и показали рост по сравнению с декабрем предыдущего года на 26,6 процента.
Динара КОПЕЙКИНА.
8-02-2022 (0) Просмотров: 658 Номер: 8(13570) Версия для печати