Чернобыля полынная звезда зажглась в ночи
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции разразилась катастрофа мирового масштаба, навсегда занесшая этот день в список величайших человеческих трагедий. Масштабы катастрофы могли стать намного больше, если бы не мужество и самоотверженность участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И вот по прошествии 36 лет герои, заслонившие мир собой, вспоминают, как совершили свой подвиг. Они об этом не думали, просто действовали – каждый на своем месте.
Есть мечта – собраться всем вместе в Чернобыле…
Камиль Шамилович Газизов, будущий участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, вырос в Казахстане, в Джамбульской области, в большой семье железнодорожников. У Камиля – 5 братьев и сестер.
Как многие мальчишки того времени, Камиль Газизов мечтал стать водителем. И его мечта сбылась. После школы были водительские курсы в автошколе ДОСААФ. В армии служил с 1981 по 1983 год в разведывательно-десантном батальоне в Тоцке.
Когда случилась Чернобыльская катастрофа, наш герой пополнил интернациональный отряд тех, кто спасал мир от страшной радиационной чумы. Тогда парню исполнилось всего лишь 23 года, дома остались ждать мужа и отца жена и ребенок. Был направлен в Чернобыль 25 августа и находился там до 3 ноября 1986 года.
Работал по специальности: на самосвале возил на станцию бетон, щебенку для укрытия зараженных радиацией поверхностей. Жили за 100 километров от Чернобыля в заброшенном пионерском лагере.
- Возили нас колоннами на автобусах до 30-километровой зоны. Там пересаживали на «грязные» автобусы. На них мы добирались до нашей автобазы, - вспоминает ликвидатор. - При въезде назад в жилую зону нас, разумеется, проверяли дозиметристы. Большая радиация была постоянно, мы мылись и меняли всю одежду. Моих земляков-джамбульцев было очень много. Водители обедали в столовой Чернобыля, кормили отлично. А работали – ни много ни мало – по 12 часов в день, да еще в 2 смены.
- Вторая смена давалась очень тяжело, часа в 4-5 ужасно хотелось спать, - делится Камиль Шамилович. - Но все работали очень дружно, у меня появилось много друзей. Ведь ребята собрались со всего Советского Союза.
Лучшим другом Камиля стал земляк Саша Тодов из Джамбула, он работал крановщиком. С ним дружба продолжалась и после возвращения из зоны отчуждения – до самого отъезда Камиля из Казахстана в 1989 году.
А мечта у Камиля Газизова такая: ему очень хочется собрать всех, кто работал с ним вместе, на встречу в Чернобыле, рядом со станцией, где они трудились. Повидаться, поведать о своей жизни, послушать рассказы друзей…
В Чернобыле он находился 2,5 месяца.
А в жизни Камиль Шамилович один воспитал троих детей. Когда они остались одни, старшему сыну Шамилю было 11 лет, среднему Рамилю – 9 и младшей дочери Илюзе – 6. Еще и такой подвиг совершил наш герой, без всяких громких слов. Даже сейчас он говорит об этом, чуть ли не смущаясь. А что особенного? Поступил как настоящий мужчина.
Теперь все дети уже выросли, отец вывел их в люди. Дочка месяц назад подарила счастливому деду первого внука. До этого у него уже было четыре внучки.
Со здоровьем у ликвидатора неважно – головные боли, сердце, суставы. Раз в три года он получает путевку в санаторий по России («В Башкирские санатории почему-то не дают», - сетует собеседник). Два года назад ездил в Анапу. Среди наград Камиля Газизова –
8 медалей.
Когда начались проблемы со здоровьем, с работой водителя пришлось расстаться. Камиль Шамилович получил профессию плотника и на этой стезе трудился до ухода на заслуженный отдых.
Сейчас он принимает активное участие в работе Общественной организации «Союз-Чернобыль», проводит Уроки мужества в учебных заведениях, участвует в городских субботниках. Помогает в организации ежегодных встреч чернобыльцев у памятника 26 апреля.
Орден Мужества – за спасение мира
Нургали Миннулович Габидуллин родился в обычной сельской семье, его родители работали в колхозе и воспитывали 5 детей. После окончания школы и индустриального техникума встретил девушку. Они полюбили друг друга, сыграли свадьбу.
А вскоре после встречи нового 1987 года пришла повестка из военкомата. Сначала отправили на сборный пункт города Златоуста, там наш герой и другие его земляки прошли медицинскую комиссию, сменили одежду и, наконец, были отправлены в Белоруссию. Набор был из тех, у кого уже имелось двое детей. Трое суток 500 человек ехали в эшелоне. В Брагинском районе Гомельской области поселились в больших палатках военного городка. Кормили отлично, хоть каждый день отправляй домой посылки. Друзьям Нургали удалось сфотографировать и городок, и сам четвертый блок, эти фото остались на память на всю жизнь. Вот множество палаток, поставлены четко, как солдаты. А на следующем фото перед глазами – реактор, из которого вырвался и пошел крушить жизнь по планете немирный атом.
Парни находились там до мая.
- Деревни вокруг стояли пустые, всех жителей к тому времени уже выселили. Убирались в домах, заходишь – там фотографии, детские вещи… Люди бросили все, взяли только документы и уехали, - вспоминает тяжелые дни Нургали Миннулович. - Сначала обрабатывали эти деревни, обустраивали военный городок. Наш Уральский полк стоял среди заброшенных деревень, вокруг не осталось ни души. Подальше – Ростовский полк, Минский, Среднеазиатский…
На станции начали работать, только когда растаял снег. Когда добирались до станции, впереди колонны ехала поливальная машина, чтобы не было пыли.
Нургали довелось трудиться там только 10 дней, за это время он уже набрал допустимую дозу радиации. Работа проходила так: идет бригада 11 человек плюс дозиметрист. Каждый день им определяли фронт работ. Сначала измеряли уровень радиации на данном участке. Затем ликвидаторы убирали грунт, это происходило на территории станции. Потом Нургали работал в компрессорном цехе, проводил влажную уборку помещения.
После того как набрал «свою» дозу, больше на станцию не ездил, ждал эшелон. Приехала смена, Нургали Габидуллин вернулся домой. А через два года попал в больницу, по состоянию здоровья получил пожизненную инвалидность, связанную с работой в Чернобыле.
В 1999 году Нургали Миннулович Габидуллин был награжден орденом Мужества за работу ликвидатором на Чернобыльской АЭС. Сейчас получает санаторно-курортное лечение, как и все участники ликвидации аварии в Чернобыле.
- Спасибо нашим врачам, которые всегда готовы прийти на помощь, - делится наш герой. - Каждый год прохожу полную комиссию. На бульваре Славы у нас есть поликлиника, на улице Тукаева – госпиталь. Здесь можно полностью обследоваться и получить курс лечения. Мне всегда везет на врачей.
Сейчас дети Нургали Миннуловича уже выросли: старшей дочери 44 года, младшей – 35. Дедушку радуют четверо внуков…
- Активно участвую в общественной жизни Уфимской чернобыльской организации. На днях по приглашению председателя «Союз-Чернобыль» по Демскому району Сергея Смагина посетил музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, постоянно провожу Уроки мужества, недавно был в лицее №107, - говорит ликвидатор. - Ребята слушают внимательно, особенно те, у кого родственники тоже были в Чернобыле.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
29-04-2022 (0) Просмотров: 1 606 Номер: 28(13590) Версия для печати